Понятие "рефлексивное управление" введено в теорию и практику более 30 лет назад, однако

Понятие "рефлексивное управление" введено в теорию и практику более 30 лет назад, однако до сих пор единства в его понимании не достигнуто. Во многом это объясняется самим феноменом рефлексии, изучаемых различными научными дисциплинами, и получением соответствующих результатов, исходя из натуралистического методологического подхода, используемого многими их них. Феномен рефлексии объясняет отражение внешнего мира через внутренний мир человека с преобразованием в его мозгу образов, возникших в прошлом или сьогоденни.

Человек - субъект реальности своего существования в определенном типе бытия. Эти типы бытия он реализует в субъективных мирах, например в жизнедеятельности (реализует собственные потребности), деятельности (реализует нормы, определенные сферой деятельности), социокультурном пространстве (выполняет нормы социума) и т. д. Рассматривая субъективные миры человека как онтологический тип реальности, можно заключить, что в плане воздействия на эти миры следует трансформировать индивидуальную концепцию бытия людини.

Человек - это биосоциальное духовная система. Результаты многих исследований показывают, что одухотворенные (активные) системы принципиально отличаются от биологических. Одним из основных отличий является наличие у них рефлексивности. Во рефлексивность понимают системный принцип, реализуется через функции самоотражения и саморазвертывания системы. С использованием рефлексии человек может подниматься над обыденностью и считать себя действующим в роли, функции другого человека или организации. Рефлексивность как системный принцип взаимосвязан с другими принципами, например генетического развития, ценности, материального воплощения и ин

В психологии выделяют два способа существования человека как субъекта жизни [249]


реактивный (жизнь человека не выходит за пределы непосредственных связей с окружающими)

рефлексивный (сознание человека выходит из поглощенности процессом жизни, занимает позицию над ним).


С учетом этих двух способов существования человека как субъекта жизни возможны два варианта перехода его в новую форму жизнедеятельности: схема развития и схема рефлексивного программирования [245; 246].

Вариант 1. Схема развития включает следующие процедуры:


фиксация разрыва ранее сложившейся жизнедеятельности - формирование состояния готовности к принятию новых форм жизнедеятельности. Человек сам приходит к осознанию необходимости соответствующего изменения;

актуализация рефлексии как единственной возможности осознанного выбора новой формы жизнедеятельности и организации перехода к ней;

рефлексивная кооперация - поддержка человека, совершающего рефлексивный выход за пределы сложившейся життедияльности.


При использовании схемы развития человек является субъектом развития, происходит переход от реактивного способа жизнедеятельности к рефлексии. Схема развития ориентирована на свободную развивающуюся особистисть.

Вариант 2. Схема рефлексивного программирования состоит из следующих процедур:


фиксация разрыва ранее сложившейся жизнедеятельности;

рефлексивная блокада - блокировка "несанкционированных" рефлексивных процессов, фактически лишение человека возможности самостоятельно выбирать форму жизнедеятельности;

социальная изоляция - блокировка "несанкционированных" информационных психологических воздействий социального окружения, лишение возможности выбора формы жизнедеятельности;

рефлексивное программирование - навязывание человеку заранее предопределенных кем-то представлений, точек зрения, позиций, мнений и других психологических образований с целью сформировать осознанное принятие предлагаемой нормы життедияльности.




При использовании схемы рефлексивного программирования человек превращается в объект управления, подчиняется реактивном образа жизни. Смысл рефлексивного поведения заключается в осознании субъектом своих роли и места в социальной системе как активного члена общества. Существенным препятствием для реализации рефлексивного поведения является сложность понимания социальных, политических, экономических процессов вследствие их взаимозависимости и неоднозначности. Однако наибольшую сложность отражения реальности определяет информационное поле, создаваемое средствами информации. Человек формируется во взаимосвязи с другими людьми в социуме и "управляется" только информациею.

В различных сферах социального взаимодействия используются различные методы скрытого для человека воздействия, принуждения к необходимому поведению и действиям. К ним относятся манипулирование, рефлексивное управление при использовании этих понятий как метода. При этом под рефлексивным управлением понимают навязывание управляемому определенной стратегии поведения за счет передачи ему логически выстраивается оснований, на основе которых он логически формирует "свое" решение, предопределенное управляющим. Любые "обманные" движения (провокации и интриги, маскировки и розыгрыши, создание ложных объектов и вообще ложь в любом контексте) предопределяют реализацию рефлексивного управления [166].

Таким образом, в понятии "рефлексивное управление" отражается общий подход к управлению человеком с использованием разнообразных приемов скрытого психологического принуждения его и применением рефлексии как ведущего системообразующего психологического механизма данного управленческого процесу.

В основе рефлексивного управления - такая качественная характеристика, присущая только человеку, как рефлексивная самоорганизация. Человек совершает простые деятельностные функции или в форме "норма - реализация", "задача - решение задачи" (реактивное управление), либо в форме "норма - реализация - осложнения в реализации - рефлексия - ситуационное включение корректировки нормы реализации измененной нормы" (рефлексивное управление ) [245]. Рефлексия "включается" у человека, когда он испытывает затруднения. При этом развитие человека осуществляется только в том случае, когда он, испытывая трудности, делает попытки их преодоления. В противном случае он не развивается. В связи с этим "секрет" хорошего преподавателя состоит не в том, что он так хорошо все излагает, что учится не надо учить, а в дополнительной мотивации, побуждения ученика к пониманию, казалось бы, усвоенных текстов. Однако следует различать рефлексивное управление и манипулирование (манипулят-ное воздействие). При рефлексивного управления используются различные средства и приемы для введения человека в заблуждение сознательно и целенаправленно. При манипулировании применяются приемы и средства скрытого психологического принуждения на бессознательном уровне. Примером манипуляции являются некоторые психологические игры, когда "включаются" механизмы внутрилич-ностной психологической защиты и происходит вытеснение истинной цели манипуляции.
В последние годы появилось много литературы, посвященной информационно-психологического