В последние годы появилось много литературы, посвященной информационно-психологического

В последние годы появилось много литературы, посвященной информационно-психологического управления, которое осуществляется в процессе реализации рекламы, паблик рилейшнз, имиджелогии. Наибольшее внимание привлекают работы на тему информационных, психологических войн. Не ставя задачи анализа этих работ, ознакомимся с методами управления, которые можно использовать в сфере управления персоналом. Это метод информационного управления и психологические методы стратегического управлиння.

МЕТОД ИНФОРМАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛИННЯ

Метод информационного управления. Используется в процессе выработки и реализации управленческих решений в ситуации, когда управляющие воздействия носят неявный, косвенный характер, и объекта управления предоставляется информация о ситуации (информационная картина), ориентируясь на которую, он как бы самостоятельно выбирает линию своего поведения. Этот метод хорошо обоснованный итальянским коммунистом А. Грамши (1891-1937). Метод основан на положениях о возможности осуществлять революции без оружия и достижении целей перестройки общества путем влияния на надстройку, а не на его базис, как это делали раньше, осуществляя "молекулярную агрессию" в сознании общества и разрушая его культурное ядро [239; 246]. В условиях информационного общества основными средствами донесения соответствующего воздействия становятся СМИ. В становлении общественного мнения в настоящее время нет более мощной силы, чем преса.

Сегодня уже не скрывается, что для контроля над обществом и человеком власть должна взять в свои руки информационное дело. Возможность первыми сообщить новости, подать идеи приводит к получению политической власти. Современные лидеры демократии, не менее врачи, шаманы, короли и диктаторы, ревностно оберегают свою власть над идеями и контролируют информацию с той же энергией, как и вооруженные силы [246].

Представление человека о реальном мире возникают как следствие накопления сведений о событиях, которые происходят. В результате у человека формируется определенная модель видения мира, ответная реакция на ситуацию, которая складывается. Когда сведения оказываются не полными, не адекватно характеризуют обстановку, то модель мира начинает отражать нереальный мир. Механизм информационного воздействия основан на манипуляции сознанием масс. Он вносит в сознание человека, группы, массы информацию для ответной реакции на сообщение о реальной ситуации. При этом стремятся предоставить сообщениями видимость правдоподобия и подсказать, как поступить, какой сделать вибир.

Метод характеризуется высокой избирательностью воздействия, конкретностью, оперативностью, возможностью концентрации усилий на определенном объекте, регионе, социальной группы, высокой эффективностью внедрения в свидомисть.

В настоящее время информационно-психологические воздействия принимают характер стратегического информационного оружия. Типичным примером такого оружия может служить консциентальное (consciousness - сознание) оружие, направленное на поражение или уничтожение определенных типов сознания [245]. Это информационное оружие воздействует на человека, общество путем разрушения и превращения их ценностных установок, изменения структур и организации, сложившихся форм сознания. Наиболее эффективно информация действует в СМИ через секуляризованной массовое сознание, меняя способы и формы самоопределения человека, персонала организации, граждан общества. В результате первоначальные цели заменяются вторичными, третичными и ниже, приземленными, но увеличивается вероятностью их достижения. При этом действуют экономическими и материальными рычагами так, что достижение заменяют целей воспринимается как благо. Метод информационно-психологического воздействия реализуется в форме операций из следующих этапов [245]

1) в умах людей сеются ложные цели под видом актуальных и, на первый взгляд, легко достижимы, но практически не достижимых или достижимых с малой вероятностью;

2) создается атмосфера ожидания достижения цели, противопоставление существующих недостатков и ожидаемых преимуществ реформирования;

3) инициируются ожидания реальных изменений, осуществляется информационное внедрение в сознание масс близости положительных преобразований. На этом этапе организуются обсуждения и споры в прессе, на радио, телевидении вопрос о времени начала преобразований;

4) проводятся ложные реформы, направленные на разрушение общественной системы. Перемещаются начальные ориентиры и цели на более низкий уровень с компенсацией увеличения вероятности их достижения

5) развивается успех в виде новых консциентальних операций на базе сдвиг ценностных установок населения в предыдущей операции. Противовесом подобным операциям могут быть программные комплексы, разрабатываемые с использованием интеллектуальных технологий: средства интеллектуальной обработки информации, системы когнитивного анализа и моделирования ситуации для поддержки принятия решений и пр.

Психологические методы стратегического управления. К наиболее апробированным из них относятся заражения, внушения и переконання.

Заражения. Проявляется в самых разных душевных состояниях - от невинного спортивного азарта в кровавых побоищ на стадионах, от восторженных криков на концерте к панике и фашистских факельных шествий. Отличается эмоциональным напряжением, неосознанность происходящего, трудностями регулирования и оцинки.

Вызывается "бессознательной" передачей определенных психических состояний - радости, страха, тривоги.

Внушения. Одностороннее заражения, предполагает наличие сознательно действующего субъекта и объекта внушения. Отличается от заражения влиянием не только на бессознательную часть мозга. Внушение передается не столько психическим состоянием, сколько образами, идеями, установками. При этом акцент делается не на разум, не на мысли, а на чувства, эмоции, менее подверженных контролю.

Убеждения. В отличие от внушения основано на системе логических доказательств и предполагает полную осознанную оценку воспринимаемой информации. Достигается воздействием на сознательную и бессознательную части мозга, то есть соединением логического и эмоциональных елементив.

Не углубляясь в анатомический аспект деятельности мозга, отметим его полушарную организацию. Правое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции левой части тела, а левая осуществляет аналогичный контроль над правой частью. Поле зрения каждого глаза состоит из левой и правой половин. В правой части поля зрения обоих глаз поступает в левое полушарие. С левой части поля зрения - только в правое полушарие. Специалисты считают, что каждое полушарие мозга имеет свои собственные отдельные ощущения, восприятия, мысли и идеи, полностью обособленные от соответствующих внутренних переживаний другого полушария [40; 126].

Каждое полушарие - левое и правое - имеет свою отдельную цепь воспоминаний и усвоенных знаний, недоступных для другого. Во многих отношениях каждое из них имеет как бы отдельное собственное мышление. Исследования показывают, что левое полушарие в основном отвечает за речь и язык, оно аналитически и последовательно перерабатывает информацию. Правое полушарие управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом, перерабатывает информацию одновременно и целостно. Оба полушария работают совместно, дополняя друг друга. Эта работа приводит к тому, что у каждого из нас сосуществуют как бы три раздельных, разных и равноправных "реальности". Одна "реальность" связана с левым полушарием мозга, другая - с правым, а третье - с обычным состоянием сознания. Считается, что каждое полушарие воспринимает реальность своим собственным, уникальным способом.

Далее необходимо знать, как циркулирует в головном мозге информация, на основании которой он "принимает решения", как работают сознание и пидсвидомисть.

Сознание оперирует словами, человек думает в темпе, в котором говорит. Подсознание оперирует символами, образами, неизвестным людям кодом, переводя свои решения в слова и представление их сознания. Существует гипотеза, что подсознание не только получает информацию о внутреннем состоянии организма и внешней среды, но находится в постоянном соприкосновении с реальностью высшего плана [213].

На третьем уровне находится бессознательное (общественное подсознание), то есть первоначальное врожденное знание. Здесь концентрируется вся информация, накопленная в ходе эволюции. Информационное воздействие на человека связано с возможностью проникновения командной информации в подсознание, минуя свидомисть.



ЧЕЛОВЕК КАК ОБьЕКТ

Информационно-психологична

ВПЛИВУ

Организм человека имеет исключительно важной способностью к автоматической регуляции в ответ на психические и физические действия. Деятельность внутренних органов управляется автономно, самостоятельно, без сознательного вмешательства. Однако известно, что можно намеренно управлять телесными процессами человека, предоставляя психофизиологическое воздействие (внушение, самовнушение, вызывая определенные мысленные образы). Например, представив мысленно апельсин, можно вызвать выделение слюны. Воздействуя окольными путями на непроизвольные функции организма, можно вызвать соответствующие эмоциональные состояния. Изменяя тонус мышечной системы, можно управлять отдельными функциями организма (дыханием, частотой сердечных сокращений). Давно отмечена связь эмоциональных переживаний с внешними выразительными движениями (мимикой, пантомима).

Есть возможность влияния на непроизвольные функции тела человека - создание тормозного состояния коры головного мозга, что достигается преднамеренным расслабление мышц, сосредоточением внимания на внутренних ощущениях (тепла, тяжести в теле, покоя и отдыха).

Человек - существо общественное. Без общения он жить не может. Общаясь, мы обмениваемся знаниями, опытом, эмоциями, чувствами и при этом влияем на физическое состояние друг друга. В общении мы себя утверждаем, духовно обогащаем и, конечно, меняемся, становимся не такими, как ранише.

Средствами общения является язык, мимика и жесты, способами речевого воздействия на человека - убеждение и внушение. Внушение влияет на человеческую жизнь, сказывается на поведении личности и социальной общности, на потребности, оценках, привычках, поступках, чувствах и т. д. Понятием "внушение" объединяются три последовательных процесса [126]

1) привитие программы поведения, которая может исходить от одного лица или сообщества людей и передаваться одному человеку или множества лиц. Самовнушением называется процесс, когда источник и исполнитель программы совмещаются в одном и том же человеке;

2) мозговые психофизиологические механизмы, обеспечивающие выполнение привитой программы поведения;

3) выход нервно-психического процесса на исполнительные системи.

Поведение, восприятие и телесные функции становятся адекватными привитой программе. Внушение завершается превращением программы в действие. В настоящее время внушение применяется для усовершенствования психической, эмоциональной и физической организации человека. Специалисты употребляют равнозначное понятию "внушение" латинский термин "суггестия" [77; 126]. Внушение представляет собой процесс психологического воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие передаваемой информации. Внушением осуществляется воздействие одного человека (или группы людей) на другого человека (или группу) с целью изменения, пробуждения, актуализации установок, ориентации, поступков личности, на которую направлен акт внушения. Средства суггестии позволяют влиять на мысли, настроения, чувства, вчинки.

Внушение как психологический феномен представляет собой закономерное психическое явление. Феномен внушения проявляется во взаимовлиянии субъекта и объекта. При этом внушающее воздействие может исходить от отдельного человека, группы, комплекса социальных факторов (обычаев, господствующих идей, предрассудков и т. п.). Внушению характерен бесконфликтный характер приема информации объектом внушения. Это происходит вследствие его восприятия как личностного, интимного, побуждающего к дии.

При слиянии субъекта и объекта внушения происходит самовнушения. Механизм внушения проявляется в том, что воспринимает воздействие человек начинает действовать не в результате логично развивается ситуации и соответствующих размышлений, а как бы подталкивается, "провоцируется" представлениями о возможности наступления такого действия. Эффективность суггестивного влияния возрастает в результате действия механизмов подражания, эмоционального заражения и уподибнення.

Внушение может сказываться на мировоззрении и стиле поведения человека, влияет на его установку, трансформируя и развивая их. Его воздействие способствует формированию стереотипов, стандартов поведения и оценок. Внушение способно формировать отношение к идеалу подражания, общепризнанным авторитетам, ходу социально-исторического развития себя и общества. Оно происходит в состояниях бодрствования или гипноза [126].

Внушение можно понять во взаимосвязи с воображением. Воображение создает образную модель предметов или явлений, не существуют вообще или в данной ситуации. Продуктами фантастического воображения есть идеи и представления. Человеческое воображение создало образно-символический мир. При этом сильные эмоции сужают критическое сознание, удерживают его в рамках привитой программы действий или восприятия. Люди теряют чувствительность к боли, холоду, голоду и т. п. Нервные импульсы, сигнализирующие об этом, не достигают суженного сознания. На фоне сильных эмоций действует механизм самовнушения. Ему есть и глубокое обезболивание, и подавление любой другой чувствительности. Внушение и воображение опираются на информацию из памяти, составляет жизненный опыт. Память - это источник строительного материала для внушения. Оно начинается с эмоционально насыщенного воображения. Воображение становится внушением, когда переживается как реальность. Итак, внушение - это чувственно переживается воображение. В таком случае оно и воздействует на человека как реальность [127].

В. Бехтерев считал, что под внушением следует понимать непосредственное прививание, в основном с помощью слов и жестов, к психической сфере данного лица идеи, чувства, эмоции кроме его активного внимания, то есть в обход его критикует личности [38]. Он сообщал об условиях, при которых внушение может быть осуществлено, и указывал, что оно относится к бессознательным форм деятельности головного мозку.

Внушение существует в общении людей, исходит из внутренних побуждений (самовнушения) или привносится другими лицами. Принципиальной разницы между внушением, привнесенным извне, и самовнушением нет. Их объединяет воображение. Внушение со стороны становится мотивом самовнушения. Влияние информации воспринимается не пассивно, а перерабатывается с учетом жизненного опыта. Поддающийся внушению человек выступает соавтором внушения. Он обогащает вводимую информацию своим воображением. При этом воображение зависит от вводимой информации и собственной эмоциональности, жизненного опыта, культуры, потребностей и физического состояния человека, которая подвергается навиювання.

Реализации внушения способствуют психологическая установка и конформнисть.

Установка настраивает человека на конкретную деятельность, восприятие и готовность принять внушение. Чем более выражена установка, тем выше внушаемость субъекта. Психологическая установка до принятия внушения сближается с понятием веры. Воплощенная в веру, она может проявиться эмоцией ожидания (ожидание исцеления, "чуда" верующим в Бога и т. п.) [127]. Известно, что человек часто видит и слышит то, что хочет увидеть и услышать. Важно и то, что жизнеутверждающая психологическая установка, побуждает к преодолению трудностей, препятствий, дерзаний, подавление страха. В то же время противоположная установка обрекает человека на пассивность, безынициативность, трусость, парализует волю.

Конформность является катализатором внушения и проявляется в бессознательном подражании социальной микросреде, в копировании представлений, эмоций, восприятий и действий. Конформность показывает, что поступки, мнения, оценки, взгляды человека определенной степени зависят от поступков, мнений, оценок, взглядов других людей.

То же конформности психофизиологический феномен, называется подражанием, и чисто физиологический процесс, известный как подражательный рефлекс. Подражательной (имитационное) поведение выражается в бессознательном заимствовании мимики, жестов, интонаций голоса, манеры себя держать или одеваться и т. п. Обучение не обходится без подражания, потому что это кратчайший путь передачи опыта. Под влиянием подражания человек становится человеком, живя в социальной среде. Проявление конформности в сопереживании человеку в психологии называется емпатиею.

Митинги, парады, демонстрации и другие массовые мероприятия порождают общий эмоциональный подъем. Людей объединяют одинаковые потребности и чувства, достигается взаимопонимание и повышается внушаемость каждого человека. Слово, клич, идея, созвучные этим потребностям и чувствам, действуют подобно искре [127]. Действия толпы в значительной мере обязаны советами и взаимовнушению, часто даже сводится к простому подражанию [38].

Такая форма поведения дает много биологических выгод и закреплена эволюцией. Стадность сокращает сроки обучения потомства. Установлено, что методом подражания обезьяны осваивают полезные навыки в десять раз быстрее, чем методом проб и ошибок. Стадное существование повышает шансы выжить при нападении врага. Сотни зорких глаз скорее его заметят. Возрастает во много раз и эффективность обороны. И здесь без подражания не обойтись, надо последовать примеру опытного вожака - времени для обучения нет.













6.





































Понятие "рефлексивное управление" введено в теорию и практику более 30 лет назад, однако Левое и правое полушария работают синхронно и одинаково активно, как в обычном состоянии.