Сущность профессионализма. Выше (в главе 6) речь уже шла о профессионализме как цели

Сущность профессионализма. Выше (в главе 6) речь уже шла о профессионализме как цели СКМ. На примерах из сфер предпринимательства и педагогики показана актуальность повышения профессионализма. Сегодня, когда употребляют понятие "профессионализм" в теории и практике, то обычно имеют в виду, что деятельность специалиста соответствует некоторым неиндивидуальный требованиям [93]. Соответствие работы персонала организации системе требований является характеристикой его деятельности. Следовательно, необходимым условием профессионализма является наличие профессиональной системы требований к осуществляемой дияльности.

Система требований имеет свою иерархическую структуру [93]. Простой уровень - требования к конечному результату деятельности, сложный - система требований к процессу получения этого результата. Высокий уровень, который сохраняет все предварительные требования, акцентирует систему требований к критериям организации процесса получения результата. Результат с такими характеристиками должен быть получен с помощью определенных методов при конкретном типе разделения труда на основании определенных критериив.

Функциональную структуру профессионализма в этом случае можно представить следующим образом: профессионализм относительно применения исходных материалов, средств, способов применения этих средств, конечных результатов, путей перехода исходных материалов в конечный продукт - это профессионализм деятеля. Профессионализм деятеля можно еще разделить на элементы: профессионализм относительно понимания и принятия содержания норм деятельностей (целей, планов, программ, технологий, методов, подходов и т. д.) и профессионализм относительно наличия необходимых здибностей.

Знание деятелем системой профессиональных норм называется компетентностью. Если акцентировать внимание в профессионализме деятель, его способностях и способ участия в деятельности, то можно сделать вывод, что профессионализм - это качественная характеристика субъекта деятельности - представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современными содержанием и средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления [93].

Это определение фиксирует содержание понятия "профессионализм", если рассматривать человека как системообразующий элемент деятельности. Однако степень соответствия требованиям деятельности может быть различна, что дает возможность определять уровень профессионализма. Уровень профессионализма - качественно определенная степень соответствия деятельности специалиста предъявляемым к ней вимогам.

Рассмотрим особенности профессионализма специалиста макроуровня в контексте общих особенностей управленческой деятельности, в функциональной структуре которой есть три типичные деятельностные позиции: заказчик, управленец и исполнитель [12] (см. рис. 10.2). Для каждой позиции характерен свой тип деятельности. Заказчик выражает содержание потребности и фиксирует ее удовлетворения. Управленец строит и перестраивает совместную деятельность в рамках понятого и принятого заказа на производство продукта определенного типа. Исполнитель входит в создаваемую управленцем деятельность и проводит заказанный продукт, реализуя требования, предъявляемые к нему нормой деятельности и управленцем как носителем этих вимог.

Если в качестве заказчика рассматривать любую организацию или все общество, то придем к ситуации стратегического макроуправления. Функция управления в этом случае состоит в решении макроуправленческих задач и проблем. На макроуправленце лежит ответственность за управленческие решения по созданию соответствующего пространства деятельности. Предельные основания принятия стратегических решений возможны лишь при универсумаль-ном миропонимании и мирооценивании.

Макроуправленческое решение относится ко всей целостности организации и общества, а деятельность по его реализации распределяется на множество действий в управленческой иерархии. Руководители макроуровня должны максимально осознавать свою универсумальную функцию и объем власти. Этот управленческий статус предъявляет особые требования к уровню способностей специалистов, претендующих на соответствующую позицию в иерархии управления. Характер этих требований связано со специфическими характеристиками управленческой деятельности, которая связана с постоянным анализом происходящих, принятием решений, является мыслительной по своей природе [18].

Поскольку основное содержание управленческой деятельности - мышление, многие процессы скрыты и результаты этой деятельности жестко не фиксированы, то вопрос о соответствии человека позиции макроуправления, об иерархии этих соответствий неоднозначен. Управленец макроуровня должен обладать средствами умственной работы (понятиями и категориями), уметь сопоставлять эти теоретические представления с реальной практикой деятельности, выявлять расхождения, решать возникающие проблемы и завдання.

Требования к профессионализму макроуправленца можно определить на основе общей онтологии теории деятельности, где каждая деятельность состоит из трех компонентов: труда, познания и общения. Исходя из этого, деятельность макроуправленца происходит в трех измерениях: в труде, в познании внешнего пространства и своего труда, в общении по поводу труда и познания. На основании сказанного можно утверждать, что профессионализм управленца состоит из профессионализма труда, познания и общения. Акцентирование внимания на элементах приводит к типам профессионала: исполнителя, аналитика, организатора. Однако другие требования не должны исчезать, так произойдет разрушение целостности профессиональной деятельности, деструкция професионализму.

Качественно определенные степени соответствия макроуправленца полноте требований своей профессиональной деятельности являются уровнями его профессионализма. Характеристики уровней должны иметь степень качественной определенности и быть инвариантными относительно любой деятельности данного типа. В профессиональной деятельности управленца можно выделить два уровня профессионализма: уровень управленческих задач и уровень управленческих проблем.

Управленческая задача - это возникновение трудностей в исполнительской деятельности, когда руководитель имеет представление о выводе организации из этого затруднения. Если готового решения нет (или оно сложное), руководитель формулирует его и решает задачу.

Управленческая проблема заключается в отсутствии готового управленческого решения и представления о выходе из сложившейся ситуации. Умение поставить и решить управленческую проблему характеризует руководителя более высокого уровня профессионализма. Уровни могут дифференцироваться на квалификации. Повышение профессионализма управленца соответствует его перехода из одного подуровня на другой. При этом каждый последующий подуровень, сохраняя возможность предварительного, имеет свои отличительные риси.

Требования к рефлексивно-мыслительного механизма персонала макроуровня управления. В соответствии с уровнем культуры мышления и рефлексии деятельность лиц, принимающих решения, может быть представлена в виде цикла рефлектирует мышления. В нем сочетаются функции и реализуют их процессы:


реконструкция ситуации с выделением "зоны" напряжения, трудности, деструкции;

критическое оценки деструктивных процессов с выделением источников деструктивности;

коррекция и нормирования цикла (проектирование, программирование, технологическое конструирование и т. п.) на основе учета выявленных причин, а также использования языковых средств для критики и нормирования [18].


В рефлексивно цикле, как показано выше, можно выделить пять выходных функциональных мест для мыслительных процессов (см. рис. 11.2): ситуативная рефлексия (1), которая исследует ситуацию; ценностное самоопределение или полагание ценностей, лежащих в основе будущего корректировки или построения практики (5); концептуальное оформление ситуации как основы для проблематизации и депроблематизации (4), собственно проблематизация (критика) (3); нормирования как де-проблематизация рефлексии, то есть разработка технологии (2).

Уровне принятия решений. В процессе принятия решений, исходя из возможностей рефлексивно-мыслительного механизма их принятия, можно выделить определенные уровни (рис.17.1).
Индивидуально-смысловой уровень. Принятие решений осуществляется на основе логического рассуждения и индивидуального смысла, присущего только данному человеку. Этот смысл формируются благодаря индивидуальному опыту человека, его "модели" или "образа" реального мира, который тесно связан с изменением конкретной ситуации. Исходя из этого, люди на содержательном уровне не могут понять друг друга, а решения принимаются ими часто не только необоснованно, но и лишены организационного смысла. Таким образом, на этом уровне решения принимаются на основе "здравого смысла".

Коммуникативно-смысловой уровень. Решения принимаются на основе коммуникативного взаимодействия управленческого персонала, участвующего в разработке и принятии решений. Здесь речь идет не о традиционном общении, а о специально организованной коммуникации (см. рис. 10.4).

Коммуникация лиц, принимающих решения, начинается в связи с необходимостью согласования совместной деятельности. При этом должно быть, как минимум, два человека: автор, формирует текст, и понимает его. Результат такого понимания называется смыслом. Смысл - это результат реального процесса восприятия и понимания текстов коммуникации [18]. Он не совпадает с содержанием текста. Понимание - смыслообразование в понимает авторское представление. Значение же - это эталон организованного, согласованного с другими или сконструированного представления. В восприятии сначала возникают стихийные индивидуальные представления, на основании которых далее формируются общезначимые подання.

Таким образом, понимает воспринимает текст с помощью эталонных представлений. Значение предполагает, что автор и понимает одинаково представляют основные составляющие реального мира и могут их использовать для реконструкции или проектирования мира деятельности. Понимание текста - это целостность, состоящая из различных процессов, включая восприятие текста с построением первоначального образа смыслового типа и различными рефлексивными процедурами. В схеме коммуникации дополнительно предусмотрено позиции критика, арбитра и организатора коммуникации. Эти позиции могут занимать автор, который понимает или специально подготовленные лица. Условием возникновения критики является появление другого толкования мысли автора. В положительной критике сказанное не противостоять начального содержания мысли автора, а подчеркивать ее. Критика усиливает и определенным образом организует содержание мысли, придает ей форму.

Организатор коммуникации обеспечивает и поддерживает существование коллективной мыслительной деятельности. При этом он должен иметь более высокий уровень рефлексии, чем у всех остальных участников. Организатор коммуникации (руководитель, лицо, принимающее решение) "запускает" коммуникацию, когда появляется затруднение в деятельности, что порождает задачного или проблемную ситуацию. Важнейшими компонентами организованной коммуникации цель совместной деятельности и способ как нормативное представление о порядке ведения дискуссии в определенных рамках для каждого участника. При возникновении трудностей, требующих арбитражных действий, используется позиция арбитра. К сожалению, в настоящее время чаще всего отсутствует культура организованной коммуникации, и лицо, принимающее решение, действует только на первом ривни.

Участники коммуникации находятся в мире деятельности, но занимают разные позиции с характерными для каждой из них сознанием, мировоззрением и языком. Они в одной и той же ситуации могут видеть разное, исходя из своей позиции. Организатор коммуникации посредством арбитра, способного оперировать абстрактными понятиями и категориями, организует обоснованную критику и арбитражную оценку различных точек зрения. Знание абстрактными понятиями позволяет арбитру иметь определенное преимущество над участниками коммуникации, их субъективными смыслами. Он обеспечивает слияние индивидуальных точек зрения с общезначимыми в деятельной кооперации.

Первый и второй уровни считаются допонятийними. Именно на них чаще всего принимают решения руководители организаций.

Понятийный уровень принятия решения. На этом уровне отходят от субъективных, индивидуальных мнений, и в понимании используются строгие понятия. Как формы логического мышления они отражают общие и существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений. Понятия характеризуются устойчивостью, совершенной определенностью, общему признанию, однозначностью языкового выражения. В повседневной жизни люди, пользуясь понятиями, очень часто вкладывают в них индивидуальный смысл. Поэтому в большинстве своем эти понятия редко обладают общими признаками и приведенными выше характеристиками. Для принятия решения на этом уровне необходимо владеть понятийным мышлением, культурой использования понятий, позволяет понимать, постигать смысл, значение, суть происходящего в реальном мире. Используются специальные средства для профессионального общения руководителей и лиц, принимающих решения, например язык теории деятельности (см. Приложение 1). Эти средства используются для профессионального понимания взаимодействующих лиц в процессе разработки решения и его передачи исполнителям. С помощью языка теории деятельности оформляются смыслы заказчика, создаются абстрактные взаимосвязаны представление о процессе реализации заказа, формируется пространство будущей деятельности. Таким образом, язык теории деятельности позволяет профессионалам в сфере управления понимать друг друга на абстрактном ривни.

Специалисты, изучающие феномен понимания, считают, что умение понимать себе подобных и окружающий мир может вывести человечество на новый эволюционный ступень развития. В этой связи интересны концепции понимания прослеживаются в работах Г. Гурджиева, П. Успенского, К. Кастанеды, Т. Мореза, Д. Верещагина. Они считают, что человек от рождения обладает способностью понимания, только у одних она выражена сильнее, а в других меньше. Эта способность позволяет человеку проникать в суть явлений и мгновенно оценивать обстановку. Она не связана с логическим мышлением и не может быть реализована с помощью языка. С учетом этих концепций необходимо распределять управленцев по иерархическим уровням управления с учетом их способностей к розуминня.

Задачного-проблемный уровень. Рефлексивно-мыслительный механизм ЛПР характеризуется задачного и проблемной формами организации мышления. При этом для решения задач и проблем необходимо выходить на абстрактные уровни, то есть обладать методом восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот. Цель в данном случае - перейти от индивидуально-смыслового понимания проблемной ситуации в процессе принятия решений, к пониманию ее через значения, высказанные на абстрактном уровне мышления. Исходя из этого, проблематизация основана на оперирование понятиями, умственной культури.

При задачного форме организации мышления принятия решения осуществляется известным алгоритмом и требует освоения несложных процедур. При проблемной имеет место ситуация неопределенности (не понятный заказ, не ясно, как его реализовывать, нет аналогий) и принятие решения требует творческого подхода ОПР. При постановке проблемы фиксируется ситуация трудности, "включается" рефлексия и начинается понимание природы трудности. Выход из проблемной ситуации осуществляется путем построения теоретической модели (схемы), формулировка гипотез и разработки норм деятельности. Трудности в этой деятельности должны вывести на следующий уровень принятия решений. Уровни сложности профессиональных процедур подразделяются на уровень решения управленческих задач и уровень решения управленческих проблем (рис 17.2).
Управленческая задача заключается в наличии у руководителя нормативной схемы, алгоритма действий по выработке управленческого решения или реализации организационной функции.

Управленческая проблема заключается в отсутствии у руководителя организованного нормативного (или концептуального) представление о том, как действовать в сложившейся ситуации. Умение поставить, а затем и решить управленческую проблему характеризует руководителя более высокого уровня профессионализма. Очевидно, что уровень решения управленческих проблем базируется на способностях решать управленческие задачи. Учитывая специфику управленческой деятельности можно разделить семь уровней на два больших блока - уровень решения управленческих задач и уровень решения управленческих проблем.

Системно-онтологический уровень. Требует от ЛПР системного видения мира, целостности представления объекта управления, взаимодействия его частей. Взаимодействие должно быть преобразовано в взаимосодействие элементов целостности, обеспечивает системный эффект от деятельности. На этом уровне ОПР должен воспринимать объект управления как объект социокультурного мира, имеет свою функциональное назначение и встроенность в структуру суспильства.

Термин "онтология" использовано с целью раскрытия сущностной стороны управления. Онтология ранее разрабатывалась исключительно философами и только в последнее время вошла в терминологический аппарат управленцев. По мнению И. Канта, онтология - это "имманентно поняла реальность" [128]. Гегель под онтологией понимал "учение об абстрактных определениях сущности" [63], С. Трубецкой определял онтологию как науку о сущем [289].



















Во перестройкой мышления чаще всего понимают его содержание, результаты его работы, а не само мышление, его суть.









Глава 17 Подготовка персонала стратегического уровня Функции игромоделирования в совершенствовании профессионализма кадров стратегического