Функции игромоделирования в совершенствовании профессионализма кадров стратегического
Функции игромоделирования в совершенствовании профессионализма кадров стратегического уровня. Основным средством, моделирующим реальность и развивает человека, персонал, есть игра. Как социокультурная форма развития персонала, она создается на основе имитации образцов процесса жизнедеятельности и деятельности. Условием ее построения является оформление трудностей, чаще всего в деятельности отдельных должностных лиц, групп, коллективов, преодоление которых невозможно через обращение к сопровождает рефлексии. При этом процесс идентификации персонала в деятельности осуществляется через воплощение игрового простору.Назначение игр как особого механизма развития заключается в их использовании как средства превращения людей, их субъективных черт, психофизических и психических механизмов. Эти механизмы, применяемые в организованном и направленном смене персонала, предполагают его участие в действиях. Инструментальная роль игры в преобразовании персонала, которые сталкиваются с трудностями, проявляется в сочетании механизма игры с мотивацией персонала к деятельности. Сохранение сходства реальной жизни в игре приводит к необходимости модельной реализации потребностей персонала, конструктивной имитации образцов деятельности. Критерием перехода из стадии фиксации образцов деятельности к ее модели является представление о внутренних изменениях людей и групп, которые необходимо осуществить с помощью игры. Это касается изменений проявлений внутренних механизмов каких-либо изменений самих механизмив.
Организационно-структурное оформление игрового пространства приводит к деловому театра. Функция его - обеспечение трансформаций мотивационной, интеллектуальной и волевой основ деятельности персонала организации.
В деятельности персонала различают достижения цели, рефлексивный анализ решения задач и проблематизацию способов их решения, критериальные обеспечения рефлексии. В связи с этим игровое моделирование бытия человека в деятельности оформляется созданием соответствующих типов игр - деловых, инновационных, организационно-деятельностных. Поскольку в деятельности, организованной системно и кооперативно, участвуют многие специалисты, ее успешность зависит от налаживания деловых отношений между участниками. В этих отношениях сочетаются индивидуальная и коллективная деятельности, моделируются изменения межперсональных, групподинамических, системодеятельностних отношений участников. Игра обеспечивает деятельностной сплочения и формирования команд. Сочетая позиции игрока и зрителя, создавая более совершенные проекты, программы, тактики и стратегии деятельности, можно осуществлять изменения и развитие самой деятельности персоналу.
Механизм игромоделирования. Как социокультурный механизм, игра включает в себя:
демонстратора действий (актера)
заказчика на эти процедуры (зрителя)
проектировщика вторичного бытия (сценариста)
разработка критериев реализации заказа в его содержательной и ценностной составляющих (идеолога)
организатора воплощения сценарных проектов, позволяющих достигать желаемых результатов (режиссера).
Игровой механизм предусматривает позиции актера, режиссера, сценариста и идеолога. Игровое демонстрационное действие обеспечивает реализацию игровой функции, трансформацию внутреннего мира зрителя: мотивов, мыслей, установок и т. п. Создание сценария приводит неслучайность эффекта, потому основывается на заданной идеи, идеалы, ценности. Надежность материализации замысла обеспечивается режиссурой. Актер, воплощая сценарий, будучи инструментом замысла сценариста и идеолога, реально влияет на зрителя. Содержательность игры актера обусловлено идеей и сценарием. Он воплощает любой сценарий, появляется как демонстратор высших идей, идеалов и ценностей. Режиссер сосредотачивается на чувственном, интеллектуальном и духовном состояниях актера, помощи ему при идентификации и построении демонстрационных действий. В отличие от сценариста, что испытывает определенные состояния только при создании сценария, режиссер чувствует их много раз и вносит разные модификации в содержание идей, их динамическое воплощение. Актер, режиссер и сценарист, а частично и сам идеолог, взаимно обусловленными и выступают как средства коррекции друг друга в едином механизме гри.
Специфика делового театра состоит в сочетании позиций актера и зрителя. Игрок как актер и зритель следует требованиям сценария, ждет от идентификации "практической пользы", ответы на ранее возникшие вопросы. При этом ему необходимо преодолеть противоположность интересов актера и зрителя, инструментального и реального бытия. Проходя фазу отчуждение от привычного, реального бытия, превращаясь в персонажной субъекта, игрок может обнаружить огромное количество новых ощущений, переживаний, представлений и "забыть" инструментальную функцию своего первоначального бытия. В случае избирательного отношения к перевоплощению, идентификации он выпадет из замысла игротехника и сценария, не получает переживания и не снимает доигрових проблем.
Моделирование развития в играх 1. Моделирование в развивающих деловых играх (организационно-деятельностных играх) предполагает прохождение пути от ознакомления с ситуацией, что порождает трудности в той или иной деятельности, в развивающей трансформации этой деятельности и необходимости преобразования деловых способностей. Моделирование происходит в несколько етапив.
Первый этап - изучение нормативной основы (цели, проектов, планов и т. п.) деятельности и норм, регулирующих становления,
1 использованы материалы учебника акмеологии / Под ред. А. А. Деркача. - М.: РАГС, 2000.
функционирование, развитие ее структуры. Строят предыдущие версии характера и причин трудностей, определяют пути выхода из затруднительной ситуации. Предварительные результаты являются основой замысла предстоящей игры, ее структуры, включая состав персонажей, сюжет и сценарий.
Второй этап - проектирование игр, совмещение зафиксированных ситуационных представлений о бытии организации, деятельности основных участников с абстрактными представлениями о ор-ганизационных-деятельностной игры и игромоделировании вообще. В рамках абстрактного представления разрабатывают концептуально-технологическую и функционализированных схемы игры. Эти схемы включает: установочный доклад руководителя игры, где преподают особенности явлений, порождающих трудности в деятельности, дают общетеоретических оценку характера возникших проблем, соответствующих этим явлениям. Намечают игровое воспроизведения проблематизации специфических сторон явлений и поиск путей депроблематизации. Предлагают модельно значимое взаимодействие ключевых персонажей, которые размещены в условия, соответствующие сюжету. Иногда содержание сюжета не расписывается, а создается в игре ее участниками на основании их личного и профессионального опыта. Обоснование состава персонажей и отношений между ними получается из обобщенного понимания сущности явления, глубинной основы взаимодействия реальных лиц в системе деятельности, а также использование критериев моделирования, сце-вання.
Этот этап заканчивается установки докладом руководителя игры. В нем предъявляют состав персонажей, определяют типичные особенности отношений между ними и создают установку на комплектование игровых групп, распределение игроков по "персонажной" местах. Вместе с этим вводят характеристику типа бытия игрока и игротехника как основание для будущего игрового самоопределения. Объясняют стратегическую форму игропроцесса, включающий переходы от одной игрофазы к другой, и принцип смены установок для каждой фазы. В этой форме выражена природа динамики любой игромодели (завязка, кульминация, развязка), что соответствует переходам в рефлексии от проблематизации в депроблематизации. Поиск основания для проблематизации и депроблематизации, концептуальное представление о сущности явления и базовых понятийных различий создают возможность прохождения цикла развития. Чем существеннее предполагается отрыв нового игромодельного содержания деятельности от прежнего и обращение к сути проблемы в сюжетном материале, тем быстрее создается предпосылка к изменению содержания нормативной основы деятельности, ресурсной базы, включая "человеческий ресурс".
Руководитель подчеркивает, что изменение фокусировок для каждой фазы игры (презентация обычной практики, поиск главных причин трудностей, оформление затруднений в проблемы, поиск оснований проблематизации, порождение проектно-депроблематизацион-ных идей и конструкций) касается как системы деятельности, так и самих ее участников. Проблемное поле влияет на объективную и субъективную (работники, их мышление, мотивы, сознание, самосознание, самоопределение, свобода и т. п.) части дияльности.
Для создания эффекта движения игры в рамках стратегической формы на учредительном докладе раскрывают внутреннюю структуру фазы игры. Она состоит сначала из групповой работы с "темой дня", в которой согласуют версии решения задачи, обсуждают способы решения, организуют самоопределение игроков относительно фазы игры, ее темы, задачи, проблемы, выбирают докладчиков на пленарную дискуссию или демонстраторов действий на пленарном этапе. Затем все группы встречаются на пленарном межгрупповой взаимодействия в форме или дискуссии на тему дня, или демонстрации игродействий и их рефлексивной оценки со стороны других груп.
Во время пленарного этапа ведущий создает проблемные ситуации, побуждающие к сомнения в правильности версии группы, ее образа демонстрации и т. п. Эти ситуации им создаются либо с помощью его критических замечаний и коррекционных воздействий, или через поддержку и модификацию возникает взаимной критики в межгрупповую взаимодействия. К концу пленарного этапа объем и глубина проблематизации должны быть достаточными для создания потребности осмыслить критику и все, что произошло, включая и подготовку к пленарным взаимодействий в групах.
Третий этап - рефлексия первых двух этапов фазы в группах. Обнаруживают характерные трудности в решении задачи, их причины и обращают внимание как на объективные стороны причинам, так и на субъективные, индивидуальные, групподинамические. Создаются версии причин и путей их преодоления, а индивидуальные версии согласуются. Кроме того, готовят вопросы к методической консультации, касающиеся сути обсуждался в решении задач, как обсуждалось, какие способы участия личности игроков в решении задач, в коммуникативной взаимодействия, в общении, идентификации друг с другом, согласовании и т. п. , какие способы рефлексивной самоорганизации. Именно понимание реального хода рефлексивной самоорганизации игроков, сущности рефлексии и самоорганизации, способов и критериев более совершенных форм самоорганизации являются ведущими условиями прохождения цикла развития, коррекции своего "Я" и целостности его проявления. В материал обсуждение входит анализ действий других групп, особенно их критика версии своей группы. Вся эта сложная работа организуется игротехники, который создает из множества отдельных игроков сплоченную команду. Эта команда проходит путь развития на фоне развития отдельных гравцив.
Четвертый этап - методологическое консультирование как особое реагирования на рефлексивные вопросы групп. Специфика работы консультанта состоит в том, чтобы не только разъяснить суть приобретенного опыта рефлексии, но и подчинить мышления игрока необходимости увидеть ход игры, неслучайность движения и перспективу следующей фазы, а также игры в целом. Результаты консультирования, понимания и участия в коллективном мыслительном процессе используются в начале следующей фазы игры. Прежде всего, это касается коррекции самоопределения и видение нормативной базы гри.
Игромоделирование заключается в переходе от начального варианта решения проблемы, схожего с образцами практической деятельности и субъективными проявлениями в ней, другого варианта, более совершенного и развитому. Этот вариант модифицирует образец, вносит то, что характерно относительно сущности содержания и способа деятельности. Если исходный критикуемый вроде естественен демонстрации, то его коррекция с использованием сущностных критериев ("окультуривание") приводит к появлению существу насыщенного варианта. При этом еще сохраняется прежний механизм деятельности, но предпочтение более развитых механизмов создает новую форму демонстрации, результат цикла развития. Игра с бюджетом времени (от 3, 6 до 12-18 дней и по 12 часов в сутки) позволяет пройти весь цикл развития или подготовить развивающие переходи.
Игромоделирование этого типа является организованным процессом, поэтому руководитель игры и его помощники (игротехники, консультанты, сервисные диагностики, исследователи и др.) обеспечивают прохождение пути развития (вступление в игродействия, форму деятельности, переход из одних фазы, задачи, этапы в другие, понимание норм и их принятие через соответствующее самоопределение игроков). Используются различные нормы: социодина-мические, социокультурные (общение), культурные (логика, этика), деятельные (задачи, тактики, стратегии и др.). После вступления в игродействие осуществляются организация самого процесса реализации норм, выявление принципиально значимых трудностей. Игротехники на основании зафиксированных осложнений организуют рефлексию игроков и по привлечению критериев (интеллектуальных и духовных) - раскрытие причин затруднений. Организации подвергается коллективный процесс решения задач и проблем, включающий межперсональные взаимодействия, конфликты, коммуникации, согласования, идентификацию, клубные отношения и т. п. организующее воздействие охватывает все типы корректирующих действий на основе "внешней рефлексии" и с последующим обеспечением новизны порожденных требований к действий и видносин.
В игре этого типа реализуются горизонтальные и вертикальные организационно-управленческие отношения, происходит сооргани-зация команды. Подвижность нормативного пространства игр, зависимость ее конкретного содержания и структуры от изменения условий игропроцесса (при сохранении общей стратегической формы), возможности для самовыражения участников, жесткость культурных форм мышления, отработки навыков и умений при взаимодействии, самоопределении, группосплочении и т. п. представляют неограниченные условия для развития профессиональных способностей руководителя. В организационно-деятельностной игре можно моделировать коллективную деятельность управленческих структур любого уровня управленческой иерархии.
Технологические формы управления игромоделированием. Сложность процессов игротехнических управления игрогруппой и всем механизмом игры не является, как правило, достаточным для успешности управления. Поскольку весь комплекс процессов орга-низационно-деятельности игр насыщенный рефлексивным сопровождением, то вопросы управления игрой и согласования действий игротехника выносятся на игротехническую рефлексию. Она осуществляется в ходе подготовки к игре в конце каждой фазы игры, разработки стратегии игры и ее проекта. Эмпирический подход и прямые формы ситуационного согласования ближайших действий не оправдывают себя. Эмпирическая схематизация реального хода игры и использование этих схем имеют ограниченную пользу в связи с легкой потерей сущности тех усилий, которые должны быть включены для решения игрозадач и проблем. Исходная причина ограниченности применения процессуальных привычных стереотипов и способов организации определяется тем, что этот тип игр предполагает управление развитием как деятельности, так и способностей персонала. Развитие основано на качественных переходах, изменении уровня всех типов механизмов, на смешении потенциальных характеристик. В силу этого управленческое воздействие в игре должно базироваться не на поверхностных, а на глубинных и сущностных ориентири.
В рамках каждого этапа, фазы игротехнической рефлексии любое управленческое решение основано на сущностных представлениях о действии, которое обсуждается, изучается, критикуется, планируется. Игротехника и макроигротехник берут за основу концептуально-понятийный взгляд на целостность игры, на ее фазы и этапы. Поскольку его содержание выражается, как правило, в форме схематического изображения, то появляется возможность отвечать на типичные вопросы о дальнейших действиях, привлекая локальные звена абстрактного, но отчетливо представленного содержания схемы. Эта форма самоорганизации является исходным основанием технологической формы управления игропроцессом. Игротехника вводит вопрос на основании понятийного, критериального представление о фазе, этапе, этапе игры, представление о своем месте в игре, в пространстве мыследеятельности. Ответ на этот вопрос он получает сначала на материале той же схемы в общем виде, а затем конкретизирует ответ в зависимости от видения реальных условиях. Если игротехника не овладел минимальным набором концептуальных и концептуально-технологических схем, он не сможет адекватно поддержать общую линию движения, задается макроигротехником.
Чем адекватнее игротехника пользуется выходными различиями в соотношении сути, стратегии игры и ситуации, ее динамики, в построении способов действий игроков и собственных действий, тем в большей степени сочетаются сущность и реальное управление, концептуальное и технологическое. Тем выше и надежнее сам игровой эффект и производительность игромоделирования. Это означает, что игротехника порождает технологические единицы путем конкретизации общих положений не стихийно, эмпирически, а логично, что является условием точности и эффективности игротехнической рефлексии.
Сущность профессионализма. Выше (в главе 6) речь уже шла о профессионализме как цели | Игромоделирование как объект управления. Любые развивающие игры не могут происходить |