5.5. Учет выбытия необоротных активов

В процессе хозяйственной деятельности происходит постепенное выбытие необоротных активов по следующим причинам:
а) непригодности для дальнейшего использования;
б) выявление в результате инвентаризации как недостача;
в) моральной устарелости;
г) физического износа;
д) повреждения вследствие аварии или стихийного бедствия;
е) необходимости сноса в связи со строительством новых объектов или разрушения вследствие атмосферного воздействия и длительного использования.
Среди направлений выбытия выделяют:
продажа;
бесплатную передачу;
списание через ликвидацию.
Учет выбытия необоротных активов предусматривает:
определения нормативной базы;
установление порядка списания необоротных активов;
выбор носителей информации для отражения операций по выбытию;
разработку учетных номенклатур по указанному направлению;
установление графика движения носителей информации согласно следующих документов:
Типовой инструкции о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 10.08.2001 № 142;
Инструкции по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 № 64;
Положение о порядке отчуждения основных средств, являющихся государственной собственностью, утвержденного приказом Фонда государственного имущества Украины от 30.07.99 № 1477;
Порядке продажи на аукционе, по конкурсу основных средств, являющихся государственной собственностью, утвержденного Приказом от 22.09.2000 № 1976 Фонда государственного майна.
Согласно указанной нормативной базы списание необоротных активов по приказу руководителя учреждения осуществляет комиссия, работающая в течение года.
В состав комиссии рекомендуется включать:
руководителя учреждения или его заместителя;
главного бухгалтера или его заместителя;
руководителя группы учета материальных ценностей или необоротных активов;
материально ответственное лицо;
других должностных осиб.
Порядок списания целом составляет последовательность таких действий
проведения осмотра;
определение возможности и необходимости дальнейшего использования (условия восстановления, реконструкции, модернизации и т.п.);
выяснения причин списания объекта;
установление лиц, по вине которых произошел преждевременный выход из строя материальных ценностей (по поврежденных и физически изношенных объектов), а также возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов объектов к их ликвидации;
оформление актов на списание;
осуществление контроля за изъятием из списанных объектов узлов, деталей и материалов из цветных и драгоценных металлов, определение их количества, массы;
осуществление контроля за сдачей указанных частей списанного объекта.
По объектам, которые запланированы к продаже, действия комиссии другие:
осмотр объекта необоротных активов и определения целесообразности его дальнейшего использования;
определение стоимости объекта, предназначенного для реализации;
оформление акта о списании (или других документов) к продаже;
организация подготовительных работ к проведению продажу.
Определение стоимости объектов к продаже согласно Типовой инструкции о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений осуществляется в зависимости от категории необоротных активов. В частности, для зданий, сооружений, транспортных средств и полностью изношенных по данным бухгалтерского учета материальных ценностей, относящихся к необоротных активов, стоимость определяется экспертным оцениванием. Экспертная оценка осуществляет эксперт по соглашению с учреждением. Прочие внеоборотные активы реализуются по справедливой стоимости, по которой материальные ценности могут быть проданы в результате операции между хорошо осведомленными, независимыми и имеющими намерение осуществить эту операцию, сторонами. В этом случае оценки осуществляет комиссия по списанию на основе данных о первоначальной стоимости, и физический знос.
Заметим, что продажа объектов, которые в нормативном поле бухгалтерского учета бюджетных учреждений классифицируются как основные средства, должно осуществляться через аукционы, биржи или по конкурсу. Организационные работы к проведению указанных мероприятий предусматривают:
получения учреждением разрешения соответствующего органа исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции управления государственным имуществом, распорядителя средств;
определения начальной цены продажи имущества;
подготовка информации об имуществе и условиях его продажи;
проведение маркетинговых исследований по определению потенциальных покупателей;
заключения договора с организатором конкурса, аукциону.
Все подготовительные работы должен выполнять комиссия по списанию материальных цинностей.
Напомним, что списание необоротных активов как таковых, не пригодные для дальнейшего использования, устаревшие и изношенные, осуществляется по разрешению соответствующего органа или руководителя (табл. 5.6).
Если в результате инвентаризации обнаружена недостача, виновники которой отсутствуют, необоротные активы списываются в следующем порядке:
стоимостью до 2500 грн - по разрешению руководителя учреждения;
стоимостью от 2500 до 5000 грн - за разрешением учреждения высшего уровня;
стоимостью свыше 5000 грн - по разрешению руководителя центрального органа исполнительной власти, другого главного распорядителя или главы местной государственной администрации.
К носителей учетной информации о выбытии внеоборотных активов относятся:
акт о списании основных средств ф.0З-3 (бюджет)
акт о списании автотранспортных средств ф. 0С-4 (бюджет)
акт о списании изъятой из библиотеки литературы ф. 0С-5 (бюджет)
мемориальный ордер № 9 «Накопительная ведомость выбытия и перемещения необоротных активов».
К акту о списании основных средств ф. 0С-3 (бюджет) вносят такие характеристики объекта:
год изготовления или строительства;
дату его получения учреждением;
инвентарный номер;
первоначальную стоимость;
сумму начисленного износа;
количество проведенных ремонтов;
массу объекта по паспорту;
наличие драгоценных металлов;
техническое состояние и причину списання.
В этом акте приводится также расчет результатов по списанию относительно соответствующих расходов и полученных ценностей.
Акт о списании автотранспортных средств ф. 0С-4 (бюджет) должен содержать данные о нижеследующем:
дату принятия на талон учреждения;
первоначальную стоимость;
инвентарный номер;
сумму износа;
дату выпуска;
дату ввода в эксплуатацию;
технические и другие характеристики объекта (марка, модель, тип, грузоподъемность, номер двигателя, номер шасси, государственный номер, пробег, номер технического паспорта, масса объекта, наличие драгоценных металлов и т.п.);
количество ремонтов;
сумму ремонтов;
состояние автотранспорта;
отсутствие узлов и деталей.
Кроме того, акт формы 0С-4 (бюджет) содержит техническую характеристику агрегатов и деталей автомобиля (прицепа, полуприцепа) и информацию об оприходовании деталей и вузлив.
Акт о списании с баланса бюджетных учреждений и организаций изъятой из библиотеки литературы ф. 0С-5 (бюджет) составляет комиссия по следующим характеристикам: инвентарный номер выбывшего издания, автор и название, количество, цена за единицу, сумма тощо.
Все акты, составленные в двух экземплярах, подписывают члены комиссии, а после рассмотрения утверждает руководитель учреждения.
Организация учетных номенклатур осуществляется транзакциями:
реализация необоротных активов;
списания непригодных нематериальных активов;
безвозмездная передача необоротных активов;
списания недостач необоротных активив.
Организация движения носителей учетной информации происходит по общей методике, изложенной в разд. 3 (рис. 5.6).

5.4. Организация учета износа и ремонта необоротных активов ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ