5.4. Организация учета износа и ремонта необоротных активов

Необоротные активы во время их пребывания и эксплуатации в учреждении испытывают износа. Износ представляет собой комплексный показатель, отражающий степень условного оценивания и физического износа долгосрочных активов предприятия. Учет износа необоротных активов как одна из неотъемлемых составляющих учета непременно требует организации.
Учет износа необоротных активов предусматривает:
определения нормативной базы;
разработку классификационных групп износа и их значение;
выбор носителей информации.
В нормативных документов, регламентирующих порядок учета износа, относятся:
Инструкция по учету основных средств и необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства от 17.07.2000 № 64;
Инструкция по составлению типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, которые содержатся за счет государственного или местных бюджетов, утвержденная совместным приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Государственного комитета статистики Украины от 2.12.97 № 125/70.Module . Согласно указанных документов на большинство необоротных активов бюджетных учреждений осуществляется начисление износа. При этом разделение необоротных активов на те, которые с точки зрения бухгалтерского учета подлежат сносу, и те, на которые износ не начисляется, требует дальнейшей детализации - разбиение на группы, образующиеся по процентным ставкам начисления зносу.
Разработка классификационных групп износа требует детализации по каждой из составляющих группы. Для учреждений, где бухгалтерский учет ведется без применения компьютерной техники, эта задача является первоочередной в сфере организации учета износа необоротных активов (рис. 5.4).
Отражая износ необоротных активов, используют ведомость начисления износа на основные средства ф. 0С-12 (бюджет)-учетный регистр, который помимо общих реквизитов по идентификации учреждения как субъекта хозяйствования содержит следующие графы для заполнения:
инвентарный номер необоротных активов;
номер субсчета;
наименование необоротных активов;
первоначальная стоимость;
годовая норма износа;
начислено износа (на начало года, за 200 ... год, на конец года).
Ведомость начисления износа на основные средства составляется заранее, за несколько дней до конца календарного года. Износ начисляется в последний день декабря (в гривнах без копеек). Начислен износ в размере 100% стоимости необоротных активов, которые пригодны к дальнейшей эксплуатации, не является основанием для их списания.
Норма и сумма износа также фиксируются в карточках ф. 0С-6 (бюджет) и 0С-8 (бюджет). Принимая на баланс необоротные активы, ранее в использовании, отражают и сумму износа, начисленная предварительно. Общую сумму износа отражают в мемориальном ордере № 16, данные которого заносятся в книгу «Журнал-Главная». Общую схему документооборота наглядно рис. 5.5.
Как уже отмечалось, результатом эксплуатации основных средств, в частности, физический износ. Достижения определенной степени износа является основанием для ремонтных работ. Организация учета ремонтов основных средств зависит от способа - подрядного или хозяйственного - осуществление ремонтных работ. По подрядного способа ремонтных работ организация учета сводится к визирования договора на осуществление ремонтных работ. Учитывая существующую процедуру закупки работ (в том числе ремонтных) бюджетными учреждениями через проведение тендерных торгов, главный бухгалтер как член тендерного комитета должен обратить внимание на представленный в тендерном предложении порядок расчетов, стоимость работ, качество материалов, которые предлагается использовать в ремонтных работах, и сроки выполнения работ. Выбор оптимального варианта обеспечит экономию средств, соблюдения финансовой дисциплины и высокое качество ремонтных работ.
При хозрасчетного способа работ организация соответствующего учета заключается в составлении пообъектной дефектной ведомости и общей сметы ремонтных работ, разработке номенклатуры статей затрат с расшифровкой каждой из них, а также в выборе носителей учетной информации по учету ремонта основных средств.
Дефектную ведомость составляет соответствующий специалист по каждому объекту, подавая в ней список конструкций, деталей, узлов, подлежащих замене, перечень ремонтных работ. После утверждения руководителем учреждения дефектные ведомости передаются в планово-финансового отдела, где на их основе составляется смета ремонтных робит.
Номенклатуру затрат на ремонтные работы определяет и разрабатывает учреждение по таким общим элементам затрат:
заработной платой;
материалами;
другими прямыми затратами;
накладными расходами.
Для учета расходов на ремонтные работы по каждому объекту открывается багатографна карточка, причем перечень статей расходов в ней должно соответствовать статьям расходов сметы. Принятие выполненного ремонта оформляется Актом приема - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.
5.3. Организация учета наличия необоротных активов 5.5. Учет выбытия необоротных активов