Организация профориентационной работы за рубежом
С точки зрения зарубежных специалистов, профессиональная ориентация представляет собой комплексную систему, состоящую из проф-информации, профсовета и профконсультирования, профотбора и профподбора, начального трудоустройства и профадаптацию различных групп населения. Все составляющие системы ориентированы на соответствующие возрастные группы трудоспособного населения (прежде всего молодежь) и способствуют правильному выбору профессии, профиля профессиональной подготовки, сферы применения труда, а также эффективному профессиональному просуванню.Первые частные службы профориентации, а затем многочисленные бюро, кабинеты и институты появились в начале ХХ века в США, Англии, Франции и Германии. В современном западном мире существует широкая сеть различных служб профориентации. Например, в США есть как частные агентства, так и специальные центры профориентации при колледжах и университетах. При Министерстве труда создано 1200 государственных центров профориентации и профотбора; ежегодно через них проходит более 1 миллиона американских подростков. Многолетний опыт применения профессионального отбора в США свидетельствует о его достаточно высокую эффективность. Так, отсев "непригодных" в процессе обучения снижается с 30-40 до 5-8%; аварийность по вине персонала уменьшается на 40-70%; надежность систем управления повышается на 10-25%, расходы на подготовку специалистов снижаются на 30-40 %. По опубликованным данным, каждый доллар, потраченный на разработку тестов профотбора, создает экономический эффект в 1 тыс. долларов [2].
В Великобритании главным координирующим органом в профессиональной ориентации является Служба занятости молодежи, состоящая из 3,5 тыс. консультантов и их помощников. Существуют также государственные и частные исследовательские организации, занимающиеся проблемами профориентации. Подготовка специалистов в сфере профориентации ведется с 1949 г. Будущие работники Службы занятости изучают различные теории - профессионального выбора, консультирование и ориентации, профессиональной подготовки, а также профессиональные и этические проблемы профориентации. Профессиональная ориентация и консультации учащихся школ проводятся в течение всего периода навчання.
Организация профориентационной работы во Франции отличается четкой централизацией и регламентацией, подчинением единой государственной системе. Ответственность за организацию профориентации несет Министерство образования, которое руководит Национальной службой информации о различных видах образования и професиях.
В странах Западной Европы считается, что уровень подготовки выпускников общеобразовательных школ еще недостаточен для получения постоянной работы. Так, в Швеции 90% выпускников школ продолжают обучение в системе профессиональной подготовки или в учебных заведениях, которые готовят к поступлению в вуз. В этой стране у молодого человека есть возможность выбора 25 направлений продолжения образования со сроками обучения от 2 до 4 лет в зависимости от специальности. Обязательное здесь производственная практика не только для учеников, но и для преподавателей, каждый из которых имеет или отработать три месяца в году на производстве или постоянно выполнять производственные задания для обновления своих знаний и навыков [3].
Во Франции ежегодно около 800 тыс. выпускников общеобразовательных школ получают и свидетельства о профподготовке. Теоретически они дают основание для устройства на работу. Но предприниматели неохотно берут на работу таких сотрудников, поскольку централизованно разработаны программы профподготовки отстают от потребностей практики. Для подтверждения и повышения квалификации предприниматели заключают с выпускниками школ "квалификационные контракты" на срок от 6 месяцев до 2 лет или "адаптационные контракты", которые позволяют приспособить их навыки к условиям конкретной роботи.
В ФРГ широко применяются трехлетние программы. Каждый поступающий заключает контракт с фирмой, в котором предусматриваются условия труда, обучения, оплаты, отдыха и др. Требования к ученикам достаточно высоки: около 15% отсеиваются в первый год обучения. Процесс профподготовки спланирован так, что производственная работа учащихся за второй и третий год обучения полностью возмещает все расходы на их пидготовку.
Во всех странах Западной Европы программы профподготовки определяются с участием представителей предпринимателей, профсоюзов и викладачив.
Таким образом, промышленным предприятиям нужны работники, которые знают специфику конкретного производства и опыт работы. В то же время выпускников колледжа кадровые службы предприятий не берут на работу из-за отсутствия опыта. Где же выход?
Одна из крупных американских сталелитейных компаний "Велс меньюфек-чуринг компани" стала приглашать студентов на работу в период летних каникул. Их заработная плата устанавливается в процентах от начальных ставок выпускников вузов: старшекурсники получают на 12,5% меньше выпускников, студенты младших курсов - на 12,5% меньше старшекурсников, а первокурсники - на 12,5% меньше, чем студенты младших курсов. Отбирают студентов работники кадровых служб предприятий с участием линейных менеджеров и фахивцив.
Работа студентов организуется так, чтобы они как можно лучше ознакомились с основными производственными процессами. Такая практика позволила компании ликвидировать трудности с подбором персонала. В свою очередь, опрос студентов показал, что они довольны летней работой: благодаря ей они смогли ознакомиться с содержанием и характером будущего труда, а также с условиями, на которые они смогут рассчитывать при поступлении на работу в эту компанию. Даже при поступлении на работу в другую компанию они получают преимущество перед конкурентами на рынке труда, так как компании ценят любой производственный досвид.
В настоящее время основной задачей служб трудоустройства многих развитых стран является оказание помощи населению в профессиональной переориентации, что вызвано активизацией процесса изменения рабочих мисць.
Быстрыми темпами развивается профессиональное консультирование, особенно необходимо при переориентации рабочих и служащих на новые профессии. Расширяется сеть профконсультационных пунктов и центров, работающих непосредственно с учащейся молодежью. Например, во Франции один профкон-сультант приходится на 1200 учеников, в Швеции - на 300. В США с этой целью создана государственная служба профориентации и профконсультирова-ния, в Великобритании - служба занятости молодежи, которая имеет более 1000 отделений [7].
Интересным является организация профессиональной информации. Например, в США ее главными источниками для молодежи является "Словарь профессий", "Справочник молодого рабочего", "Справочник профессий" и "Справочник наиболее востребованных профессий". В этих регулярно переиздавалась справочниках описывается от нескольких десятков до нескольких тысяч специальностей, указываются их особенности, требования, предъявляемые к работнику; приводятся сведения о порядке и стоимости профессиональной подготовки, размер заработной платы, перспективных тенденциях занятости и ин
Резюме
1. Под профессиональной ориентацией понимают научно обоснованную систему форм, методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивает лиц, способствует своевременному привлечению их в общественное производство, рациональной расстановки, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учета склонностей , способностей и других индивидуальных качеств людини.
Профессиональная ориентация как система состоит из четырех взаимосвязанных этапов: профессиональной информации, профессиональной консультации, профессионального отбора (подбора), профессиональной и социальной подготовки и адаптации.
Работа по профессиональной ориентации предполагает осуществление двух главных направлений - формирование у молодежи личностных ориентаций и интересов с учетом потребностей производства; приведение в соответствие личностных ориентаций молодежи с возможностями их реализации.
Организация производственной и социальной адаптации работников | литература |