9.5. Организация расчетов с другими кредиторами
Проведение определенных хозяйственных операций бюджетными учреждениями приводит к возникновению обязательств последних относительно других юридических и физических лиц, которые идентифицируются в экономической терминологии как кредиторская задолженность. Учет расчетов с другими кредиторами является достаточно весомым направлением бухгалтерского учета бюджетных установ.Учет расчетов с другими кредиторами включает следующие основные составляющие:
организация учета расчетов по страхованию и налогов и платежей;
организация учета расчетов с депонентами;
организация учета по депозитным суммам;
организация учета расчетов по средствам, полученным по другим источникам собственных поступлений;
организация учета расчетов по специальным видам платежей;
организация учета расчетов с поставщиками; подрядчиками, исполнителями работ путем оплаты по факту получения ценностей, выполнение работ, оказание послуг.
Учет расчетов по страхованию, налогов и платежей предусматривает осуществление системы мер, к которым относят:
установление перечня платежей в бюджете в социальные фонды;
организацию регистрации бюджетного учреждения в органах государственной налоговой администрации и социальных фондах;
установление регламента расчетов с бюджетом и социальными фондами;
организацию технологии учета розрахункив.
Установлению перечня платежей и сборов в бюджет и социальные фонды предшествует тщательное изучение нормативной базы. Согласно действующему законодательству бюджетные учреждения являются плательщиками таких сборов и платежей:
налог на добавленную стоимость в части отдельных хозяйственных операций в соответствии со статьями 2, 3 и 5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 № 168/97-ВР;
налог с владельцев транспортных средств в соответствии со статьей 1 Закона Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 18.02.97 № 75/97-ВР с учетом отдельных льгот учебным заведениям, предусмотренных ст. 4 данного Закона;
взносов в Пенсионный фонд согласно статье 1 Закона Украины «О сборе на обязательное пенсионное страхование» от 26.06.97 № 400/97-ВР;
взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы в соответствии со статьей 4 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 26.06.97 № 402/97-ВР;
взносов в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности согласно статьям 1, 2, 6 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.01 № 2240 - 111;
взносов в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве в соответствии со статьями 6, 7 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности», от 23.09.99 № 1105-XIV.
Кроме этого, учреждения по поручению работников учреждения и работающих временно по договорам согласно статье 10 Декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 № 13.92 осуществляют расчеты с бюджетом по поводу перечисления сумм удержанного из заработной платы работников подоходного налога , а также расчеты за удержаниями в соответствующих социальных фондов. Организация регистрации бюджетных учреждений в органах Государственной налоговой администрации и в социальных фондах предусматривает подготовку пакета соответствующих документов и своевременное их представление (табл. 9.2). Порядок указанных операций предусмотрен вышеуказанными нормативными актами.
Организация регламента расчетов с бюджетом и социальными фондами состоит в разработке графика сроков. Согласно положениям инструктивных материалов страховые взносы, а также суммы подоходного налога уплачиваются раз в месяц, в день получения учреждениями через доверенное лицо средств для выплаты заработной платы. Сумма налога на добавленную стоимость вносится в бюджет не позднее 20 числа следующего месяца за отчетным, сумма налога с владельцев транспортных средств - не позднее 15 числа месяца, следующего за следующим кварталом (равными долями).
Организация технологии учетного процесса предусматривает:
организацию поля учетных номенклатур, среди которых выделяют следующие:
- Начислена сборы во внебюджетные фонды и налоги в бюджет;
- Удержаны из зарплаты подоходный налог и сборы во внебюджетные фонды; перечислено произведены начисления и удержания за адресатами;
выбор носителей учетной информации (последний регулируется выше и ранее указанными нормативными документами): на этапе первичного учета - расчетные; расчетно-платежные ведомости, платежные поручения на перечисление сборов и платежей, на этапе текущего учета - возведение накапливали-ных сведений из заработной платы и стипендий (мемориальный ордер № 5), на итоговом этапе расчетные формы - ф. № 4-ПФ (составляется ежемесячно для представления в местный орган ПФ до 10 числа) ф. № 4-ФСС (составляется ежеквартально и подается в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда по месту регистрации не позднее 20 числа следующего за кварталом месяца) ф. № 4-ФССВПТ (составляется ежеквартально и подается в орган регистрации не позднее 12 числа после отчетного периода).
Схема движения носителей учетной информации разрабатывается по вышеописанной методикою.
Следующие направления организации учета расчетов с разными кредиторами предусматривают общий для всех объектов организации блок организационных процедур, объединенных названием «Организация технологии учетного процесса», в частности:
организация учетных номенклатур по направлению учета расчетов с депонентами: депонировано заработную плату, стипендию; выплачено депонированная заработную плату и стипендию; списано суммы депонентской задолженности, срок исковой давности которой истек;
направление «Учет расчетов по депозитным суммам»: поступление на счет учреждения депозитных сумм; получения депозитных сумм в кассу, получение депозитных сумм по чекам со счета учреждения в ее кассу; выплата депозитных сумм;
направление «Учет платных услуг бюджетных учреждений»: начисленная плата за предоставление услуги; внесены плату в кассу за предоставление услуги; внесение платы в счет услуг, которые будут предоставлены учреждении; перечисления денежных средств в качестве платы за услуги, которые будут предоставлены учреждении и т.д. .
Кроме указанных направлений важными этапами организации учета расчетов с другими кредиторами выступают:
организация регламента проведения платежей данной учреждением его кредиторам - юридическим и физическим лицам - и внесение авансовых платежей за услуги, которые будут предоставлены учреждении;
организация контроля за кредиторской задолженностью, срок исковой давности которой приближается к трем лет и с наступлением указанной временной границы считается безнадежной для погашения. Мероприятие реализуется в соответствии с Приказом Государственного казначейства Украины от 08.05.01 № 73 «Об утверждении Порядка списания кредиторской задолженности бюджетных учреждений, срок исковой давности которых истек», проведением ежеквартальных инвентаризаций расчетов инвентаризационной комиссией. По результатам инвентаризации расчетов комиссия составляет акт произвольной формы, где фиксируется сумма выявленной просроченной кредиторской задолженности, название и местонахождение кредитора, а также меры, которые проводилось для ее ликвидации. Акт визируется инвентарной комиссией, утверждается руководителем учреждения и передается в распорядителя средств высшего уровня для принятия окончательного решения о целесообразности списания;
выбор формы оплаты услуг товарно-материальных ценностей, работ и т.п. (безналичная, наличная)
определение механизма взаемозвиряння по объемам информации, времени проведения, местом проведения.
9.4. Организация учета расчетов с прочими дебиторами | Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ составления и представления отчетности |