Повышение квалификации американских управляющих
В американской промышленности практикуются такие формы повышения квалификации1) работа в проектных группах, куда работники зачисляются для создания специальных проектов независимо от фактически занимаемой должности;
2) университетские курсы - образование взрослых, или непрерывное образование;
3) решение любых задач, работая самостоятельно или в комитете компании;
4) "боковые передвижения" - повышение профессиональной квалификации без повышения в должности;
5) задание по консультированию с целью решения различных проблем;
6) освоение университетских программ (фиксируется степенью или свидетельством) - для повышения квалификации или получения магистерской степени;
7) работа по трудоустройству - содействие в обеспечении другой работы после освобождения;
8) консультирование по профориентации и планирования карьеры в компании или других установах.
В проектировании программ повышения квалификации, как правило, учитывается пять уровней управления:
1) генеральное руководство - директора, президенты, генеральные руководители компаний и т. д.;
2) высшее административное руководство - управляющие крупными департаментами, вице-президенты и др.;
3) среднее административное управление - руководители функциональных подразделений, отделов, старшие специалисты;
4) среднее звено - специалисты, инженеры, техники, счетные работники и др.;
5) линейный уровень - линейные супервизоры, мастера, руководители участков и т. п.
Понятно, что содержание и формы организации программы повышения управленческой квалификации строятся в зависимости от уровня управления. Например, для высшего уровня - генерального руководства - предусматривается проведение конференций в дискуссионных группах, специальных семинаров и дискуссий. Специалистов среднего звена (т.е. инженеров, техников, счетных работников и т. п.) учат управленческого учета и контроля, оргтехники, эргономики, управления качеством, для них проводятся курсы по покупке материалов и контроля за материально-техническим снабжением, по производственному планированию и контролю , на выбор технологии.
Составление программ повышения квалификации для руководителей разных уровней - одна из сложнейших задач. Считается, что серьезных успехов в ее решении добилась, в частности, Мичиганский школа управления. Обращения к программам повышения квалификации, предлагаемыми школой для сферы общего управления, дает достаточно четкое представление о новейших достижениях в этой области (табл. 13).
Таблица 13
Программы и основные проблемы для сферы общего управления в Мичиганской школе управлиння
ПрограммыОсновные проблемы (выборочно) * 12I. Программы для руководителей среднего звена1. Основы менеджмента для начинающих меня
Концепция развития человеческих ресурсов | источники |