11.1. Основы организации планирования развития бухгалтерского учета

Рассмотрение системы бухгалтерского учета во временном пространстве позволяет сделать вывод о значительных преобразования и их видоизменение со времен простого счетоводства к современному этапу ее развития. Отсутствие постоянства и динамизм учетной системы объясняется ее подчиненности общим экономическим механизмам и условиям, просмотр и реформирования которых требует соответствия системы сбор и обработку информации о хозяйственной деятельности как на макро-, так и микроуровнях. Изменения в экономической устройства Украины, произошедшие за последнее десятилетие, нуждаются в гармонизации всех звеньев управления в целом и бухгалтерского учета в частности существующим экономическим условиям, с учетом перспектив дальнейшего экономического розвитку.
Усовершенствование и дальнейшее развитие учетной системы является объектом организации бухгалтерского учета. Средством реализации организации развития бухгалтерского учета выступает его планирование, которое осуществляется централизованно и децентрализовано.
Централизованное планирование развития бухгалтерского учета является составной частью общей государственной системы руководства бухгалтерским учетом, ключевые позиции в которой отведены Государственному комитету статистики, разрабатывает национальную систему счетоводства, которая определяет концептуальную основу планов счетов бухгалтерского учета, и Министерству финансов, осуществляющим регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета Украине в целом. Методологическое руководство бухгалтерским учетом бюджетных учреждений, как отмечалось в главе 1, осуществляет Государственное казначейство Украини.
Согласно Указу Президента Украины от 25.12.01 № 1251/2001 «Об укреплении финансовой дисциплины и предотвращения правонарушений в бюджетной сфере» до централизованного плана развития бухгалтерского учета Украины включено разработку национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета бюджетных учреждений. Функции по разработке последних возложено на Министерство финансов и Государственное казначейство.
Качество будущих стандартов бухгалтерского учета напрямую зависит от уровня организации работ по выработке последних, под которой понимают систему мероприятий оптимизации научно-исследовательских работ. Выработке окончательного варианта указанных методических материалов предшествующих следующие этапы:
подготовительный, или организационный, который охватывает следующие виды работ:
организация розробчои группы, которая заключается в определении круга лиц, участвующих в разработке, и руководителя рабочей группы, выработки регламента ее работы;
разработка плана работ в разрезе основных этапов, видов и направлений работ, а также срока их выполнения и ответственных;
обеспечение проведения следующих этапов (определение системы мер по реализации установленных задач, их обоснования и проведения).
Напомним, что бухгалтерский учет бюджетных учреждений отражает различные специфические особенности бюджетных учреждений государственного сектора в сочетании, а потому уместно включение в группу разработчиков на совещательной основе ведущих специалистов отраслевых министерств по вопросам бухгалтерского облику.
Разработка плана работ предусматривает определение видов общих работ по этапам. Установление направлений работ предусматривает проработку законодательные акты относительно перспектив развития экономики Украины во всех ее отраслях; тщательное изучение материалов периодических видов научной литературы в части прогнозов экономического развития экономики Украины в целом и экономики социально-культурного комплекса в частности, определение на основании обработанного материала круга задач и функций бухгалтерского учета бюджетных учреждений на будущее, установленный срок основных объектов дослидження.
Организация обеспечения научно-исследовательских работ предусматривает подготовку соответствующей материально-технической базы в части технических средств и информационного обеспечения, определение круга вспомогательных процедур, таких как научные командировки за границу для изучения практики, опыта и проведения научных конференций и т.п., установления связи с государственными и общественными организациями для сотрудничества на последнем этапе разработки положений бухгалтерского учета и др..;
главный, или розробчий, этап заключается в разработке проекта положений бухгалтерского учета на основании ранее установленных направлений работы или объектов изучения. Учитывая общие тенденции по гармонизации бухгалтерского учета, отмечаются в мировой экономике, разработка должна быть осуществлена на основе уже разработанных задач и функций отечественной подсистемы учета бюджетных учреждений с учетом (при ее аналогами) международных стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе;
заключительный этап предусматривает следующие виды работ:
предыдущие проекты положений (стандартов) бухгалтерского учета и доработки с учетом обоснованных дополнений;
обсуждение положений (стандартов) в специализированных ведущих периодических изданиях по вопросам бухгалтерского учета и на научных конференциях;
доработки проектов положений (стандартов) с учетом внесенных предложений;
рассмотрение окончательных проектов положений (стандартов) и их затвердження.
В централизованных мероприятий по организации развития бухгалтерского учета относят также ежегодное текущее планирование деятельности отдела методологии бухгалтерского учета исполнения смет и бюджетов Государственного казначейства Украины и отраслевых министерств.
Планирование бухгалтерского учета бюджетных учреждений на уровне учреждений и организаций является децентрализовано. Указанным процессом руководит главный бухгалтер, определяя основные объекты планирования в разрезе различных аспектов бухгалтерского учета, механизмы реализации планов, круг задач ответственных за их выполнение и сроки выполнения задач.
Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 11.2. Планы развития бухгалтерского учета