1. Сущность и цели создания свободных экономических зон
За последние несколько десятилетий развитие свободных экономических зон (СЭЗ) стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. Они получили широкое распространение во многих странах. Достаточно сказать, что в начале 90-х гг. в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон. По мнение Западных экспертов, к 2000 г. через СЭЗ будет проходит до 30% мирового товарооборота2.Свободные экономические зоны - это географические территории, которыми их политические центры предоставляют более льготный по сравнении с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являютя собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственно вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не Используемая на других территориях данного государства.
Впервые официальное конкретное определение свободной экономической зоныбыло дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 г. В ней говорилось, что под свободной экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами Таможенное территории по отношении к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычно тамочасты государственно пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является Лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт достойной видов контроля за импортом, Которые в соответствие с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории Этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы НЕ освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а Лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е. Авдокушин, следовало бы именовать НЕ свободными, а специальными экономическими зонами.
История создания СЭЗ знает два концептуальных подхода - территориальный и функциональный. Несмотря на то что в их основе лежит единый принцип предоставления преференциального режима хозяйствования, тем не менее между ними есть существенные различия, определяющие выбор одного из них. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на обособленной территории. При втором подходе преференциях применяются к определенными видам предпринимательской деятельности вне зависимости от места их размещения.
Выбор одного из двух указанных подходов зависит от конкретных задач, Которые Должны быть решены в результате организации свободной экономической зоны. Так, территориальный подход в большей мере применим при решении проблемы развития какого-то региона, а функциональный - при крупной перестройке структуры экономики в целом или ее отдельных сфер. Функциональный подход более гибок, так как он дает возможность создать так называемые точечные зоны, Представленные отдельнымы предприятиями. В силу этого он более удобен для инвесторов, в том числе и иностранных, не Ограничивайте их местоположения соответствующей фирмы в стране. Однако в реальной жизни преобладает территориальный подход.
Мировая практика организации и функционирования специальных экономических зон свидетельствует, что они создаются для достижения разнообразных целей.
Во-первых, главной целью создания СЭЗ является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечении таким путем роста их валютных поступлений. И эта логика вполне понятна. Если страна по каким-либо причинам не может обеспечить широкое открытие экономики для иностранного предпринимательского капитала или прибегнуть к стимулирование экспортной экспансии, то она в состоянии это сделать в рамках свободной экономической зоны, когда ее правительство имеет возможность создать более благоприятный инвестиционный климат для иностранных вкладчиков.
Во-вторых, СЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка заинтересованное страны высококачественной продукцией, в первую очередь импортозаменяющимы товарами. Для достижения Этой цели на анклавной территории с помощью иностранного капитала организуется импортозамещающее производство.
В-третьих, организация специальных экономических зон предусматривает более глубокое включение в МРТ не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и санаторно-курортное сферы, что, впрочем, также ведет к увеличению валютных поступлений.
В В-четвертых, СЭЗ призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство Отечественных и иностранных научно-технических разработок с Дальнейшим использованием их результатов во всей Национальной * экономике страны.
В-пятых, одной из целей создания специальных экономических зон для развивающихся стран является обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров.
В В-шестых, важная цель организации СЭЗ - стимулирование экономического развития какой-то территории или конкретной отрасли производства. Например, в США и Великобритании специальные экономические зоны создавались в начале 80-х гг. для оживления мелких и среднего бизнеса в депрессивных районах. На ЭТИХ территориях предпринимателям предоставлялась большая, чем в других местах страны, свобода хозяйственной деятельности и Заметные финансовые льготы. Эти программы стимулирования не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
С то же целью превращения ранее отсталых регионов в динамично развивающиеся проходила организация свободных экономических зон в слаборазвитых государствах. Но здесь в отличие от промышленно развитых стран при формирование таких зон акцент делался на ввоз иностранного капитала.
Наконец, в В-седьмых, В отдельных странах СЭЗ рассматриваются как региональный метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным. К примеру, в Китае специальные экономические зоны носят экспериментальный социальный характер. В Этой стране переход по принципу «все вместе» от административной системы к рыночной признан неприемлемым, чреватым потрясение для народа и экономики в целом. Поэтому здесь эффективность рыночной экономики проверяется на примере СЭЗ. Опыт их функционирования показывает, что рыночные принципы вытесняют отношения, основанный на государственное собственности, они более эффективны, динамичны. Для Китая СЭЗ представляют экономическую модель, по которой в XXI в. будет жить вся огромная страна.
Следует отметить, что при создание свободных экономических образований число целей должно быть четко обозначен. Выполнение этого требования предопределяет выбор системы льгот, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности. Множественность целей ведет к неоправданно распределению льгот на все сферы экономики от сельских хозяйства в банковских операций и на деятельность разных субъектов СЭЗ - вот входящих в СП частных лиц до филиалов транснациональных корпораций.
Имеющийся опыт создания специальных экономических зон показывает, что каждому их типу соответствует свой специфический набор льгот и стимулов. В экономической литературе обычно выделяют четыре основные группы льгот:
а) Внешнеторговые льготы, Которые предусматривают введение
Упрощенно порядка осуществления внешнеторговых операций и
снижение или отмену экспортно-импортных пошлин;
б) финансовые льготы в виде установления низких цен на ком
мунальные услуги, снижения Арендное платы за пользование землей
и производственными помещениями, а также предоставления раз
личных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциаль
ных государственных кредитов;
в) фискальные льготы, Которые связаны с Налоговым стимулиро
ванием определенных видов предпринимательской деятельности;
Эти льготы могут затрагивать налоги на прибыль, доход, имущество,
уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного
освобождения от налогообложения;
г) административные льготы, Которые предоставляются адми
нистрации данной СЭЗ для упрощения режима въезда и выезда
иностранных граждан, процедур регистрации предприятий, а также
оказания РАЗЛИчНЫХ услуг.
Специфический набор льгот и стимулов, применяемые В отдельных зонах, дополняется специальными формами поощрений, направленных или на ускорение развития транспортной инфраструктуры, или на стимулирование переработки местного сырья на экспорт, или на привлечение в зону определенного типа инвесторов (мелких или, напротив, крупных), или на решение второй конкретных задач.
Все Упомянутые льготы могут применяться в самых РАЗЛИчНЫХ комбинациях. Однако весь их набор должен служит инструментом реализации сравнительных преимуществ данной территории, а не средством возмещения отсутствующих здесь факторов развития. Важно также иметь в виду, что налоговые льготы не являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала. При современных масштабах распространения СЭЗ более важными факторами в этом отношении могут оказаться инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры и квалификация рабочей силы, возможность получения на внутреннем рынке дешевых кредитов и простота административных процедур. Главным же фактором для привлечения иностранных капиталов, как показывает мировая практика, остается политическая стабильность в стране размещения СЭЗ.
Организация специальных экономических зон - дело хлопотное с административной точки зрения и требует значительных финансовых средств. Так, по данным института востоковедении РАН, проведшего обследование 26 стран, их собственные затраты по привлечению иностранных капиталовложений составили 4 долл. на 1 долл. зарубежных инвестиций. А в Китае собственные вложения в четыре СЭЗ к концу 80-х гг. превысил 22 млрд. долл., а иностранные инвестиции составили только 4 млрд. долл.1 В связи с этим эксплуатацией свободных экономических зон занимаются либо специально создаваемые правительствами административные структуры, либо государственные компании. Только таким путем обеспечиваются Необходимые для обустройства инвестиции.
Специальные экономические зоны доказали свою эффективность во многих странах мира. Однако в ряде мест Они не состоявшимся или долгое время оставались убыточными. Подобные явления происходили по политическим, экономическим и организационным причинам. Обострение политической ситуации, переход политического кризиса в военную стадию дестабилизируют обстановку в стране и не способствуют притоку и нормальному функционированию иностранного капитала. Наоборот, он уходит из ЭТИХ стран. Так было в Либериы, Гватемале и Некоторых других странах. К экономическим обстоятельствам можно отнести отсутствие достаточных материальных условий, необходимых для функционирования свободной зоны. Так случилось на Филиппинах, где зону создавшего в регионе, в котором не было необходимого числа рабочих и Который НЕ располагал развитой инфраструктурой. Не менее тормозом в развитии экономических зон являются и всякого рода организационные неурядицы: сложные процедуры регистрации иностранного капитала, отсутствие квалифицированной рекламы и некоторые другие деструктивные факторы.
Лекция 11. Специальные экономические зоны | 2. Основные виды специальных экономических зон |