3. Международное положение и внешняя политика Украины в 1918- 1920pp. Дипломатическая деятельность ЗУНР
Войска Директории, образованной 14 ноября 1918 как повстанческое правительство украинским национальным союзом, через месяц победно вошли в Киев. В тот же день было восстановлено Украинскую Народную Республику. Национальные силы получили еще один шанс построить независимое государство и получить международное признание. В их багаже был опыт Центральной Рады и Генерального Секретариата. Однако по сравнению с эпохой Центральной Рады, международное положение УНР конце 1918 г. существенно зминилося.Становление нового этапа международных отношений в период Директории
Период Директории характерная значительным ухудшением международного положения Украины, окруженной со всех сторон врагами. На западе стояли польские войска, которые преобладали украинские количественно и качественно. После свержения гетманата немедленно усилилось движение советских войск в Украину. На юго-восточной границе росли русские антибольшевистские силы под командованием А.Деникина. В декабре 1918 г. Антанта, прежде всего Франция, высадила в Одессе и других черноморских портах 60-тысячную армию. Этот неожиданный шаг объяснялся решением государств-перемож-цив заблокировать распространение большевизма и оказать непосредственную военную помощь армии А.Деникина, которая готовилась к возобновлению "единой и неделимой России".
В условиях, сложившихся украинское правительство не имело поддержки. Немецкая и австро-венгерская армии, которые, согласно мирному договору с Четвирним Союзом, обязывались охранять Украину от большевистской оккупации, были неспособны к борьбе. Они превратились в сборище вооруженных людей. По всей Украине немецкое войско держало "нейтралитет", солдаты сдавали оружие, амуницию, стремились как можно быстрее покинуть Украину.
Итак, против Украины действовали две противоположные силы - советская Россия и Антанта, которая смыкалась с антибольшевистской армией А.Деникина. Директория не могла противостоять этим обеим силам, поэтому была вынуждена объясниться с одной из них. Однако единства в Директории не было. Винниченко со своими леворадикальными товарищами склонялся к союзу с Москвой, в то время как умеренная часть правительства и армия настаивали на соглашении с Антантою.
Не было единства в "украинском вопросе" и среди большевиков. Одна фракция, возглавляемая Д.Мануильским и В.Затонского, считала, что большевики в Украине слишком слабы (в июле их насчитывалось лишь 4364 человек), чтобы сделать попытку захватить власть в Украине. Эта фракция выступала за проведение мирных переговоров с Директорией для того, чтобы выиграть время для укрепления своей организации. Другая группа, которую возглавили Г.Пъятаков и Антонов-Овсеенко, обратилась к В. Ленина с просьбой поддержать немедленное наступление, чтобы не дать Директории твердо стать на ноги. Победило последнее убеждение. Было сформировано новое украинское правительство. Его возглавил сначала Г.Пъятаков, а впоследствии Х.Раковский. В декабре 1918 г. большевики были готовы к новому наступлению на Украину.
Так была решена спор относительно ориентации во внешней политике украинского советского правительства. Переговоры представителей советской России с Директорией прервало наступление Красной армии, которая 3 января 1919 г. заняла Харьков, куда переехал украинское советское правительство. В условиях дальнейшего наступления большевиков 2 февраля 1919 г. Директория оставила Киев и переехала в Винници.
Учитывая новые обстоятельства, украинское правительство обратилось к Франции, войска которой, казались тогда непобедимыми, расположились в Одессе. В украинском правительстве произошли изменения: подал в отставку В.Винниченко. Социалистический кабинет В.Чехивского заменили умеренные. их возглавил С.Остапенко. Самым влиятельным лицом в правительстве стал Петлюра. Но вскоре оказалось, что под воздействием союзников и в России, и на западе французы, ненавидевшие украинской "сепаратистов" не меньше, чем большевиков, не намеревались помогать Директории. Ориентация на Антанту потеряла смысл, когда в начале апреля 1919 г. под давлением украинских повстанцев ее войска начали эвакуироваться из Юга Украини.
В таких чрезвычайно сложных условиях международной жизни Украинской Народной Республике приходилось осуществлять внешнеполитическую деятельность. Со сменой власти изменялась и дипломатическая служба страны. Поэтому в конце 1918 г. Директория рассмотрела вопрос об украинских представителей в европейских государствах. Согласно ее решению представительства в Австрии, Швейцарии и Болгарии остались без изменений, и их продолжали возглавлять Липинский, Е.Лукасевич и О.Шульгин. Послом в Германии был назначен М.Порш, Турции - О.Лотоцкий, Финляндии М.Зализняк, в скандинавских странах - К.Лоский, Румынии-К.Мациевич. Были открыты дипломатические представительства в Венгрии - М.Галаган, Италии - Антонович, Англии-м.стаховский, в Чехословакии - Славинский, в Дании-д.левицкий, Бельгии и Голландии - А.Яковлив, Греции - Ф.Мату -шевский, Ватикане - М.Тишкевич, Эстонии - Е.Голицинський, Латвии и Литве - В.Кедровський, в Польше - В.Курдиновський. Планировали открыть новые дипломатические представительства в Испании, США и других государствах свиту.
В связи с осложнением внутреннего положения правительства УНР координация международной деятельности осуществлялась за рубежом. Пунктом украинской дипломатии стала Вена; 18-22 июня 1919 г. под председательством министра иностранных дел УНР здесь состоялось совещание председателей заграничных учреждений УНР. В ней приняли участие послы Липинский, Васильков, М.Порш, Длевицкий, В.Син-галевич, а также советники С.Томашивский, М.Здерковський и А.Жук. Обсуждали основные принципы украинской внешней политики с учетом развития международной ситуации того времени. Совещание определило следующие основные направления украинской дипломатической политики на ближайший период:
1. Основная идея украинской внешней политики остается неизменной. Это - государственная независимость всех украинских земель.
2. До подписания мира между Антантой и Центральными государствами главным заданиям украинской международной политики есть мирная конференция. Успехи украинской делегации на ней будут иметь решающее влияние на политическую судьбу Украини.
3. Если другие государства или отдельные национальные или социальные группы будут выдвигать вопрос о крепкой связи с соседними народами, то украинские представители должны руководствоваться принципом государственной незалежности.
4. Это относится не только народов прежней России, но и определенных национальных и социальных групп в самой Украине, до сих пор не поддержали идею украинской государственности и враждебное отношение которых может навредить реализации этой большой национальной мети.
5. Относительно Западной Украины, то нужно всячески подчеркивать интегральности украинской этнографической территории, отделение ее от западных государств. Для Галичины целесообразно добиваться полного государственного отделения ее украинской части от Польши в форме суверенности или, если это невозможно, хотя бы в форме временного нейтралитета. Нужно принять все меры, чтобы избавиться от любой зависимости, даже и сугубо хозяйственной, от Польши. Притязания плебисцита не должно инициировать Украины. По делу Буковины минимумом территориальных притязаний Украины является правый берег Черемоша и территория между Прутом и Днестром. По делу Закарпатья должны быть осуществлены все дипломатические меры для спасения главной ее основы для Западной Украины. Уделять особое внимание Холмщине как очень важной из национального и политического смысла территории, ведь решение этой проблемы будет иметь определяющее влияние на дальнейшие отношения с Польшей. Волынь и Галичина в коем случае не могут быть присоединены в состав Польши. Добиваться присоединения к Украине Бессарабии с предоставлением автономии неукраинскому населению этого края. Это же касается и порядка присоединения к Украине Криму.
6. Добиваться, щоб.национальнимы правами тех украинских, которые не войдут в Украинской Державы, заботился Союз Народов (Лиги наций), который будет выполнять определенные функции Антанти.
7. Относительно Франции, то более тесные отношения с ней невозможны и по политическим, и по хозяйственным причин.
8. Естественным союзником Украины является Германия. Возможно, наступит время, когда нужно будет подумать о союзе с Германией против Польши. Аналогичная ситуация может быть с Венгрией. С Болгарией Украина не имеет никаких противоречивых интересив.
9. Относительно большевистской России, то решающим в этих отношениях является национально-политический аспект. Украина не может принять такого московского правительства, который выполнял бы роль правительства всей России без учета его политическое и социальное спрямування.
10. Аналогичную позицию Украина занимает относительно Польщи.
11. Отношения с Чехословакией, в результате противоречий с соседними государствами, должны развиваться с большой обережнистю.
На совещании отмечалось, что для выполнения этой инструкции украинские дипломаты сохранят все свое внимание и тактичность, однако, в случае необходимости, "не остановятся перед энергичным языком и решительными действиями". На выполнение этих задач и была направлена внешняя политика УНР, ее дипломатическая служба за рубежом.
Отношения с Россией | Дипломатическая деятельность ЗУНР |