Внешнеполитическая информационная деятельность во времена Директории
Чтобы добиться признания Украины на конференции в Париже, необходимо было ознакомить мировую общественность с "украинским вопросом", поскольку европейцы почти ничего не знали об Украине и украинской. Выходя на международную арену, УНР сразу же столкнулась, по словам О.Шульгин, с "полной необразованностью в украинских делах мировой дипломатии". Нужна была упорный труд для распространения даже элементарных сведений об Украине, народ, ее населяющий, историю, современную политику и др.. Одновременно украинская дипломатия остро ощущала нехватку информации относительно европейских дел, на основании которого она должна действовать, принимая адекватные решения. Требовало налаживания информационной службы за рубежом специфическое отношение Антанты к Украине как к независимому государству. Еще в конце 1918 г. главный информатор Франции в украинских делах консул Е.Енно заявлял: "Украина не имела никогда ни собственной истории, ни национальной обособленности". И наконец, важной задачей внешнеполитического информирования была отпор враждебной Украины пропаганде за рубежом, которую активно осуществляли националистическая Польша и российский "белое движение". Только, например, в Швейцарии польская миссия потратила несколько миллионов злотых на антиукраинскую пропаганду. В июле 1918 г. идеолог польских националистов Р.Дмовский написал псевдонаучную брошюру "Проблемы Средней и Восточной Европы". ее впоследствии были напечатаны в форме дипломатического акта и разослан всем правительствам Европы. В ней утверждалось: "Малорусины является племенем без истории, ... без примет, способных творить государство". Именно Р.Дмовский был назначен главой польской делегации на Парижской конференции.Белогвардейские эмигранты четко придерживались позиции восстановления "единой и неделимой России". С этой целью они развернули за рубежом безумную антиукраинскую пропаганду в печати, лекциях, на собраниях в политических салонах. Основными ее центрами стали Париж, Берлин, Вена, Константинополь. Антиукраинских позиций придерживалось командование Добровольческой армии. В мае 1919 г. начала работать белогвардейская агентство "Русаген". Она имела отделы в Париже, Лондоне, Риме, Милане, Варшаве, Праге и других городах. Центром антиукраинской кампании стал Константинополь, куда, кроме упомянутой "Руса ген", переехало из Кубани информбюро "Осваг".
В таких сложных условиях руководство УНР понятно значимость информационной деятельности как средства привлечения внимания европейских политиков и народов к судьбе Украины, ее законных государственных прав и геополитических интересов. Кроме того, нежелание европейских партнеров признавать Украину приводило к усложнению для полноценной работы украинских представительств, а следовательно именно информационная работа объективно становилась основным направлением деятельности дипломатических установ.
Система внешнеполитического информирования каталог состояла из трех главных компонентов: соответствующих структур Министерства иностранных дел, иностранных дипломатических учреждений и специализированных информационных учреждений по кордоном.
Министерство иностранных дел УНР производило проекты законов и постановлений по пропаганде интересов Украины за рубежом и представляло их на рассмотрение правительству. Отдел прессы общего департамента МИД обеспечивал заграничные учреждения украинской прессой и информационными материалами и одновременно проводил аналитическую обработку сообщений иностранных средств массовой информации (газет, журналов, радиопередач). Официальную информацию, на основании которой репрезентация Украины должна знакомить западную аудиторию с положением в стране, передавал дипломатический отдел департамента чужеземных отношений МИД. Для укрепления научно-исторического обоснования сведений об Украине, которые МИД распространяло за рубежом, при совете Министерства был создан исторический комитет. Он изучал историю украинской дипломатии, разрабатывал научные вопросы историко-политического направления, связанные с тогдашними международными акциями УНР. Однако осуществлять обмен информацией и координировать действия вследствие тяжелого международного положения Украины и частой смены правительства было очень трудно. На информационную деятельность дипломатические миссии тратили значительные средства. Например, дипломатическая миссия в Чехословакии с 14 января до 14 сентября 1919 потратила на прессовую работу 200 тыс. грн. с 1300000 общих расходов, посольство в Вене (в июне 1920 г.) - 60 тыс. из 217 тыс. грн. Доля расходов на информацию имела четкую тенденцию к росту. Кроме того, правительство УНР при необходимости внедрял новые ассигнования на внешнеполитическую пропаганду. Так, в сентябре 1919 г. было ассигновано 10 млн грн. "На агитацию и информацию в Восточной Сибири и Китае". Но, учитывая бешеную инфляцию, выделенных средств катастрофически не вистачало.
Организационно внешнеполитическую пропаганду осуществляли основном специальные подразделения в составе дипломатических представительств. Самым крупным подразделением было информационное бюро "украинский прессовая служба", которую современники рассматривали как основную зарубежную репрезентацию Украины. Она была создана в Вене в конце 1918 г. по инициативе руководителей украинской делегации Г. Сидоренко и В. Панейка. В июне 1919 СПС была на финансовом содержании посольства ЗУНР, а затем ее обеспечивало средствами представительство УНР. "Украинская прессовая служба" стала главным информационно-пропагандистским центром для поставки сообщений и информационных материалов для украинского пресс-бюро, что создавались при посольствах Украины в европейских государствах. "Украинская прессовая служба", кроме еженедельных бюллетеней, рассылали в периодические издания на немецком языке, готовила также отдельные информативные сообщения на английском и французском языках, проводила пресс-конференции для журналистов. С помощью ученых, в частности С. Рудницкого-го и С. Днестровского, подготовлен немало брошюр на английском и французском языках. Среди них - "Украинский проблемы", "Война на Украине и большевизм", "Почему в Восточной Галиции идет война между украинским и поляками", "Украина и мирная конференция" и ин.
Одним из крупнейших был пресс-бюро при делегации УНР на Парижской мирной конференции. Оно насчитывало до 20 сотрудников. К тому же, в Париже находилось шесть украинских журналистов, в том числе и известный идеолог украинского национального движения Донцов. Для воздействия на общественное мнение пресс-бюро пыталось установить контакты с местной прессой, особенно надеясь на поддержку приверженных украинские дела французских журналистов и общественных деятелей. Однако вследствие неравноправного положения украинской дипломатии, отмечал член делегации М.Рудницкий, "о какой-то доступ к влиятельным прессовых органов не было и речи". Пресс-бюро еженедельно выдавало Новости о деятельности делегации. Был подготовлен ряд брошюр с политической истории Украины, истории Галичины, польско-украинских отношений, современного политического и экономического положения УНР.
Значительную информационную деятельность развернули информационные подразделения дипломатических миссий. Ведущим направлением их деятельности стали издательская деятельность, прежде основания собственных периодических печатных органов, а также представление в иностранной прессе материалов об Украине. Так, посольство Украины в Болгарии выпустило четыре номера непериодического журнала "Украинское слово" со статьями из украинской истории, этнографии, дипломатических отношений УНР т.д.. Дипмиссия в Праге выдавала журнал "Народ". Выходили также украинские газеты на русском языке для распространения среди эмигрантов из Росии.
Информационную деятельность за рубежом развернули независимые негосударственные организации. Одной из таких организаций был создан по инициативе Грушевского 26 июля 1919 в Париже "Комитет независимой Украины" (КНУ), куда вошли представители украинских партий эсеров и социал-демократов, Парижской Украинской Национальной Рады, а также представитель Галичины М.Лозинський . Создан Комитет имел следующие основные задачи: 1) создать в политических центрах Европы свои постоянные отделы для непосредственных связей с политическими партиями и деятелями и представителями прессы, 2) с целью информации мировой общественности о стремлении украинского народа к независимости вместе с представителями других народов России приступить к изданию журнала французском и английском языках и рассылать его членам парламентов, политическим деятелям, органам прессы всего мира, 3) для распространения правдивой информации и разоблачения фальсификаций начать издание литературы о Украину и украинский народ, книг по истории страны, географии, экономики, литературы , искусства, музыки. Предполагалось напечатать отдельные издания о Галичине, Буковине и Закарпаття.
С целью дальнейшего развития связей и популяризации "Украинский вопрос" был создан филиал КНУ в Женеве, поскольку Женева становилась центром политической жизни (здесь, в частности, предусматривали местонахождение Лиги наций). На средства КНУ в Женеве был создан украинский клуб. Для координации деятельности социалистических групп народов бывшей России, стремились к независимости, по инициативе М. Грушевского в начале 1920 г. была создана из представителей этих групп Комитет независимости новых республик бывшей России и Швейцарскую лигу независимых республик, куда вошли швейцарские ученые, публицисты и политики. Вновь созданные организации провели массовые мероприятия, направленные на признание независимости новых республик, в частности Украины. КНУ организовал ряд мероприятий в защиту Галичини.
М. Грушевский организовал издание органа Комитета независимых новых республик Восточной Европы журнала "Восточная Европа" французским и английским языками. Основную материальную и литературную ответственность в издании журнала взяла на себя украинская группа, куда входил КНУ.
Издательская деятельность КНУ была достаточно масштабной. В частности, издан специально подготовленную для иностранного читателя М.Грушевским "Историю Украины" на французском языке, начато издание "Антологии украинской литературы", подготовлен к изданию "Экономическая география Украины" ГФешенка-Чопивский-го, ряд томов по истории украинской революции (П.Христюк ), по истории Галичины в 1918-1919 pp. (М.Лозинський). К сожалению, из-за недостатка средств не все запроектированные издания были осуществлены. Силу политических обстоятельств и финансовые трудности в августе 1920 г. КНУ прекратил деятельность, а научно-информационную работу было передано украинским социологическом институту.
Всего информационная деятельность украинских представительств за кордом в 1919-1920 pp. приобрела широкий размах, что способствовало мировому признанию независимости УНР.
"Украинский вопрос" на Парижской мирной конференции
Как известно, мирная конференция в Париже была созвана дер-жавамы-победительницами в Первой мировой войне для выработки мирных соглашений с государствами Четверного Союза, а на самом деле для создания новой политической карты Европы. Безусловно, для УНР было необходимо отстаивать свою международно-правовую участие на всемирном форуми.
Решение направить делегацию в Париж правительство УНР принял в декабре 1918 г. Согласно утвержденному 10 января 1919 штатом в состав делегации УНР вошли более 50 человек. Председателем (президентом) делегации был назначен Г.Сидоренко, товарищем (заместителем) председателя - доктора В. Панейка, генеральным секретарем молодого журналиста из Западной Украины П.Дидушка, членами делегации-вице-министра иностранных дел УНР А.Марголин, профессоров О.Шульгин , М. Туган-Барановского, журналиста М.Кушнир. Впоследствии в состав делегации вошли еще доктор И.Матюшенко, юрист С.Шелухин и Д.Исаевич. От Западной области УНР советником стал профессор С.Томашивский. Большинство членов делегации были случайными людьми, которые не имели никакого опыта, не знали иностранных языков, различные по партийной принадлежности. Опыт внешнеполитической деятельности имели лишь О.Шульгин, В.Панейко А.Марголин, М.Кушнир.
Делегация уехала в Париж без подробной инструкции о своих действиях. ее было заключено ЗО марта 1919 г. после согласования позиций между правительствами Директории и ЗУНР.
Обязанности между членами делегации распределили так: Г.Сидоренко осуществлял общий провод, а также А.Марголин ведал отношениями с Румынией, В.Панейко должен был следить дела Западной Украине, отвечал за переговоры с поляками и отношения с итальянской и японской делегациями. Остальные члены делегации имели задачу теснее налаживать контакты с делегациями стран Антанти.
Украинская делегация на мирную конференцию в Париже прибыла с опозданием и не в полном составе, поскольку большинство членов задержалась в Вене, не получив французских въездных виз. Лишь 1 февраля 1919 г. украинская делегация обратилась к конференции с просьбой признать Украину как независимое и суверенное государство, проинформировав об политическую историю, населения и хозяйственные проблемы УНР.
До приезда на конференцию всех членов делегации голове Г.Сидоренко не имел тесного контакта с руководством конференции. Его деятельность тогда практически ограничивалась нотами по территориальным вопросам. В то время Румыния уже оккупировала Северную Буковину. В январе 1919 г. Антанта позволила Чехословакии занять западную часть Закарпатья, а в апреле - и всю территорию края. В конце февраля 1919 г. Совет Десяти согласилась с территориальными претензиями Польши относительно западноукраинских земель.
Г.Сидоренко 12 февраля 1919 послал конференции ноту о враждебную политику Польши в отношении Украины, заключенного на основе документа МИД УНР "Государственные границы Украины". "Галицкий народ, - говорилось в ноте, - на основаниях историко-юридическими них и самоопределения провозгласил себя Западной Народной Республикой и организовал для того нужен государственный аппарат. Дальнейшим актом Западной Украине обе они как единоплемен-ный народ злучилися в одну суверенное Украинское государство и выступают как один субъект международного права ". В марте 1919 г. было подано ноты о самоопределении Закарпатской Украины с протестом против нарушений прав человека в оккупированной Буковини.
Мирная конференция не рассматривала дела Украины как отдельного, единого государства, связывая вопрос определенных ее территорий с политикой других государств: Галичины - в связи с войной с Польшей, Буковины - с оккупацией Румынией, "Венгерской Украина"-по границам Чехословакии. И хотя с апреля 1919 г. украинская делегация начала искать связей с руководством мирной конференции, однако тогда власть Директории была ограничена лишь Волынью и частью Подолья, потому Антанта уже не могла считать Украину реальной силой в борьбе против бильшовизму.
Высшая Рада конференции 8 мая 1919 рассматривала вопрос о перемирии между Польшей и Западной Украины. В. Вильсон и Л.Джордж заявили, что "украинский вопрос" является частью общероссийского. И хотя впоследствии еще трижды на повестку дня заседаний Высшей Рады выносили дело Западной Украины в связи с нападением на нее Польши, однако вопросов о общероссийские проблемы не торкнулися.
В то время на Парижской мирной конференции окончательно победила внешнеполитическая ориентация стран Антанты на "единую и неделимую Россию". Высшая Рада в ноте к Колчаку 26 мая 1919 признала его верховным правителем "единой России", а С мая 1919 г. председатель украинской делегации опротестовал нотой это решение, вновь выдвинув вопрос о признании УНР как суверенного государства и поддержку в ее борьбе на фронтах . Дело Галиции была единственной, по поводу которой конференция официально вела переговоры с делегацией УНР. Условия перемирия между Польшей и Украиной рассматривала отдельная комиссия, в которую вошли представители Франции, Англии, Италии и США, возглавляемая генералом Бо-той. Первые заседания комиссии 10 апреля и 8 мая 1919 г. имели информативную направленность. На заседаниях 12-13 мая 1919 рассматривали проект перемирия, к которому делегация УНР внесла ряд замечаний территориального и военного направления. Вскоре Польша отвергла этот проект, и комиссия, передав его Совету Четырех, прекратила работу. Высшая Рада 25 мая 1919 уполномочила Польшу занять Восточную Галичину, "чтобы обеспечить покой жителей от большевистских банд", all июля 1919 предоставила ей право создать там свою администрацию. В сложившихся условиях, главный атаман УНР С. Петлюра принял решение вести непосредственные переговоры с Польщею.
Защиту национально-государственных интересов Украины на мирной конференции усугублялось внутренней атмосферой в делегации УНР. Глава делегации Г. Сидоренко не соответствовал своему назначению. Он не имел и соответствующей дипломатической подготовки, плохо владел французским языком. Будучи, безусловно, украинским патриотом, Г.Сидоренко не ориентировался в мировой политике и фактически дезинформировал правительство, посылая ему слишком оптимистичные сообщения о состоянии "украинского вопроса" на конференции, принимая желаемое за действительное. Группа французских политиков, которые сочувствовали УНР. 2. 3. 5. 6. 7.
Дипломатическая деятельность ЗУНР | Глава IV. Внешнеполитическое положение УКРАИНА между двумя мировыми войнами |