1. Внешнеполитическая деятельность украинских правительств в эмиграции

Окончание Первой мировой войны и формирование Версальско-Вашингтонской системы договоров привели к кардинальным изменениям в системе международных отношений. Перераспределение политической карты мира, вызванный развалом Российской, Австро-Венгерской, Германской и Османской империй, обусловило изменение силовых линий в международных отношениях. Создана странами-победителями Вер-Сальск-Вашингтонская система была противоречивой, несостоятельной окончательно решить ни европейского вопроса в целом и Украины зокрема.
В течение четырех лет освободительной борьбы Украины не удалось одержать победу и международное признание. На большей части территории Украины была введена советская власть; Западная Волынь и Восточная Галичина оказались в составе Польши, Бессарабия и Северная Буковина были захвачены Румынией, а Закарпатье отошло к Чехословакии. Сам факт распределения территории показал незавершенность процессов государственного и не-виришенисть "украинского вопроса", который встал перед государствами мира в значительной мере вследствие мирового вийни.
Положение Украины ухудшалось наличием как минимум трех правительств: УССР в Харькове, Украинской Народной Республики в Тарнове (Польша, так называемый екзильний правительство УНР) и Западной Области Украинской Народной Республики в Вене, которые вследствие идеологических и политических разногласий между ними не могли вести совместной борьбы за воссоединения украинских земель и достижения Украиной независимости. Эмигрантского правительства избрали путь продолжения дипломатической боротьби.
Внешнеполитическая деятельность эмигрантского правительства УНР
Потерпев поражение и ликвидировав регулярный фронт борьбы с Красной армией, в ноябре 1920 г. на территорию Польши были вынуждены перейти государственные учреждения и остатки армии УНР. С Петлюра и правительство УНР - государственный центр УНР в изгнании расположился в небольшом городке Тарнове на юго-востоке Польши. Министерство иностранных дел УНР размещалось в Варшаве. Потеряв государственную территорию, правительство УНР решил продолжать борьбу за восстановление суверенного украинского Держави.
Во времена Директории УНР Украина имела 11 посольств в разных странах (Австрии, Германии, Венгрии, Турции, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Эстонии, Латвии, Финляндии, Грузии). В 1921 г. правительство Аргентины приняло решение о признании УНР. После этого был назначен полномочного представителя УНР, который так и не приступил к исполнению обязанностей.
Пребывание эмигрантского правительства в Тарнове считалось временным, отсюда планировали проводить акции, направленные на возвращение правительства в Украину. Екзильний правительство осуществляло дипломатические шаги по признанию УНР, а также ожидал помощи от союзников и близких соседей Украины. Внешняя политика стала приоритетной для правительства УНР в изгнании. Он все держал дипломатические миссии и представительства в немногих зарубежных странах: Австрии (Г. Сидоренко), Бельгии и Голландии (А. Яковлев), Великобритании (Я. Олесницкий), Италии (В. Мазуренко), Германии (Р. Смаль- Стоцкий), Румынии (К. Мациевич), США (Ю. Ба-чинский), Турции (В. Мурский), Франции (А. Шульгин), Чехословакии (М. Славинский) и Швейцарии (М. Василько). Учитывая финансовые проблемы, все эти заграничные учреждения не были многочисленными. Иногда они состояли из двух-трех дипломатив.
В начале 20-х годов XX в. международные условия относительно дальнейшей борьбы за восстановление украинской государственности оказались менее благоприятными, чем в условиях революции. Положение Государственного центра (ДЦ) УНР в изгнании еще больше осложнялось после подписания Рижского мирного договора между Польшей и советскими Россией и Украиной. За ним польское правительство обязалось запретить пребывание на территории всех "антирадян-ским" организациям. С тех пор польская политика в "украинском вопросе" стала еще непослидовнишою, хотя польское правительство в целом толерантно относился к правительству УНР. О встрече С. Петлюры с Ю. Пилсудским в апреле 1921 г. щироко информировала польская пресса. Отвечая на ноту украинской советской дипломатии о встрече, министр иностранных дел Польши Сапега утверждал, что эта встреча консультативной. Варшава стремилась использовать и в дальнейшем правительство УНР как средство давления на советскую Россию и политический аргумент в дипломатической борьбе за международно-правовое признание вхождение Восточной Галичины в состав Польской республики. Вместе с тем она существенно уменьшила финансовую и политическую помощь С. Петлюре и правительства УНР.
В своей внешней политике ДЦ УНР в эмиграции ориентировался в основном на Великобританию и Францию, которым принадлежала решающая роль в послевоенной Европе. По его мнению, после поражения белой контрреволюции Лондон и Париж начнут уделять большее внимание национальным движениям, которые ослабляли советскую власть. Проявляла специфический интерес к "Украинский вопрос" в начале 20-х годов Франция. Она прилагала зу-Силла для образования под своим контролем политического блока центрально-восточноевропейских государств в составе Польши, Чехословакии, Румынии и Югославии. По мнению Франции, такой блок мог бы выполнять и функцию "санитарного кордона" против большевистской России и стать надежной опорой против реваншизма Германии. Именно Франция в 1921-1922 pp. обеспечила образование Малой Антанты в составе Румынии, ЧСР и Югославии, способствовала развитию польско-румынского альянса. Париж также поддерживал претензии Варшавы, Бухареста и Праги на украинские земли и их сотрудничество с деятелями УНР. Одновременно правительство УНР пытался воспользоваться политикой Франции, пропагандируя концепцию Бал-тийсько-Черноморского союза под эгидой Парижа. Украина должна была стать составным звеном такого союза. Однако Франция категорически отвергла возможность своего поддержки украинского правительства УНР емиграции.
Не обнаружила большого интереса "украинским вопросом" Англия. Главным для нее было сохранение статус-кво в Европе, образованного версальской системой. "Украинский вопрос", по мнению Лондона, могло стать фактором дестабилизации, который мог быть использован Германией в ее реваншистских планах.
Отрицательно к независимости Украины относились США. Американских политиков, несмотря на усилия украинских дипломатов Ю.Бачинского в Вашингтоне и М. Василька в Швейцарии, не удалось склонить к признанию и поддержке украинской независимости. Официальную позицию государственный департамент США изложил 10 августа 1920 в специальной ноте по поводу польско-советской войны. В ней отмечалось о непризнании советской власти и одновременно о неприятии расчленения России. США и другие державы Антанты, несмотря на идеологические разногласия, предпочитали единства России, а затем СССР как важного фактора в сдерживании Германии. Скептическое отношение к украинскому движению объяснялось также неспособностью правительства УНР контролировать украинскую територию.
УССР стремилась нейтрализовать деятельность эмигрантского правительства УНР. С этой целью правительство УССР 5 июня 1921 назначил представителем в Варшаве Александра Шумского. В Варшаву 2 октября 1921 отбыл специальный поезд под усиленной охраной с членами украинской дипломатической миссии. Разместившись в отеле "Виктория", миссия сразу начала дипломатическую деятельность. В ее состав входил впоследствии известный украинский кинорежиссер Александр Довженко. Сначала он принимал участие в работе российско-украинских-польской репатриационной комиссии, а впоследствии начал выполнять дипломатические обязанности, находясь в секретариате посольства.
После приезда миссии УССР в Варшаву дальнейшее сотрудничество эмигрантского правительства в Польше получила военно-разведывательного направления, что впоследствии привело к ухудшению положения правительства УНР в Польше, а это отражалось и на его позициях в других европейских странах. В Веймарской Республике, которая была под влиянием активной украинской политики, советская Россия и УССР предложили нормализацию взаимосвязей через заключение торговых соглашений, что, безусловно, вызвало углубление отношений вплоть до установления дипломатических отношений. В Берлине даже произошел инцидент, когда имущество и здание посольства УНР согласно международного принципа правопреемственности было передано УССР. После появления в Берлине и активной деятельности полномочного представителя УССР Владимира Аусема посол УНР Роман Смаль-Стоцкий покинул Берлин и находился в Праге и Варшаве, где отношение к украинским дипломатам было прихильним.
Подобным было положение в Австрии, которая не проводила четко выраженной украинской политики. После аккредитации в Вене в начале 1922 г. посла УССР Юрия Коцюбинского завершилась карьера посла УНР в Вене Григория Сидоренка.
Несколько отличным было положение украинской миссии в Праге, возглавлял Максим Славинский. Она осталась одной из самых активных, хотя правительство ЧСР не соглашался на ее официальное признание. Несмотря на то, что в Чехословакии оказалось почти 20 тыс. эмигрантов УНР и ЗУНР, Прага отказалась от политической поддержки эмигрантского правительства УНР. Она находилась в дружеских или хотя неантагонистических отношениях с Россией, в которой видела противовес Германии. Правительство ЧСР предоставлял украинским эмигрантам существенную финансовую помощь, создал благоприятные условия для их научно-образовательной и культурной самореализа-ции. Здесь было основано большое количество украинских общественных организаций, научных и культурно-образовательных учреждений, союзов, издательств. Из них: Украинский общественный комитет, возглавляемый Никитой Шаповалом, Музей освободительной борьбы Украины, Украинский свободный университет, Украинская хозяйственная академия в Подебрадах, Украинский высокий педагогический институт им. М. Драгоманова в Праге. Прага превратилась если не на политический, то, по крайней мере, на интеллектуальный и научный центр украинской эмиграции в Европи.
Положение миссии М. Славинского существенно ухудшилось весной 1921 p., Когда между Харьковом (тогдашняя столица УССР) и Прагой состоялся обмен торговыми представительствами. Однако для советского правительства важно было нейтрализовать очаг украинства в ЧСР. Еще в 1920 г. правительство УССР отправил в Прагу Михаила Левицкого как полномочного представителя, однако он не имел официального статуса. Действовал М. Левицкий параллельно с посольством УНР, занимаясь фактически агитационной и подрывной деятельностью среди украинской диаспоры. И только в июне 1922 г. после подписания межправительственного украинском-чехословацкой сделки по Левицкий был признан статус дипломата, после чего миссия УНР самоликвидувалася.
В других государствах украинской миссии выполняли менее заметную роль. Представителями УНР были: в Швейцарии - граф М. Василько, Турции - В. Мурский, Париже - А. Шульгин, который впоследствии стал министром иностранных дел эмигрантского правительства УНР. Дольше просуществовала миссия УНР в Бухаресте (К. Мациевич). Однако она не имела решающего влияния, так Румынии не принадлежала значительная роль в послевоенной Европи.
Одной из важных участков внешней политики УНР было углубление сотрудничества порабощенных Россией народов (так называемый Прометейський движение), в котором, кроме украинской, активное участие принимали представители Кавказа, Дона, Кубани, Крыма, Туркестана. Заметим, что все послы, часто не имея официального признания от правительств стран пребывания, значились в списках дипломатического корпуса и пользовались дипломатическими привилегиями. Основная деятельность украинских дипломатических представительств и специальных делегаций УНР заключалась в проведении мероприятий, направленных на достижение признания Украины другими государствами и получения помощи в борьбе против России и Польши. Они также проводили широкую информативную и пропагандистскую деятельность и выполняли главные консульские функции.
Важным объектом дипломатической деятельности эмиграционного правительства УНР были крупные международные форумы и организации. Речь идет, прежде всего, о Лиге наций в Женеве, образованную согласно решению Парижской мирной конференции. В ноябре - декабре 1920 г. состоялась первая сессия Генеральной Ассамблеи Лиги наций. Уже в этот период дипломатия УНР добивалась принятия Украиной в Лигу наций, отправляя многочисленные ноты и меморандумы на имя Генерального секретаря Лиги наций. Так, 19 октября 1920 документы, подготовленные украинской делегацией, были переданы на рассмотрение 5-го комитета Генеральной Ассамблеи, который должен был рассмотреть вопрос о приеме Украины в члены Лиги наций. Отказ в этом принятии была объяснена отсутствием стабильного правительства, которое контролировало бы власть на всей территории Украини.
Лояльшшим было отношение к идее создания Западноукраинского общества Лиги наций (ЗУТЛН). Известно, что во время пребывания в Вене летом 1921 г. председатель Международного союза обществ при Лиге наций предложил представителям украинской эмиграции, выходцам из Галичины, организовать Западноукраинское общество для Лиги наций, чтобы в 1922 г. принять его в члены Союзу.
Во время конгрессов Союза обществ отношение к украинской проблематике было благосклонным. Однако в октябре 1922 г. английский конгрессмен Дэвис-Дэвис в официальной форме заявил представителям ЗУТЛН: английское общество после консультаций с правительственными факторами не может поддерживать дела Восточной Галиции, ибо политические факторы считают, что целесообразно объединить восточно проблему с вопросом Великой Украине, а это неактуально. Время общество обращалось к Лиге наций с протестами против притеснений украинских правительственными факторами Польши и Румынии на украинских этнографических землях, входивших в состав этих держав.
В начале 20-х годов XX в. интерес к украинскому движению проявляли определенные политические круги в государствах, потерпевших поражение в Первой мировой войне. Эти государства, прежде всего Германия, были не-довольны результатами послевоенного мирного урегулирования и искали возможных союзников для изменения Версальской системы. Германское правительство поддерживало морально и материально гетманское движение и выделил денежное содержание для гетмана П. Скоропадского, проявлял интерес к Государственного центра УНР в изгнании. Однако "украинский вопрос" в новых условиях уже не мало в немецкой политике такого значения, как в 1918 г. Лишенная влияния на европейском континенте, Германия пыталась выйти из международной изоляции и искала взаимопонимания с советской Россией. Она первой среди западных государств наладила дипломатические и. Экономические отношения с большевистской Россией, заключив с ней в апреле 1922 г. Рапалльский договир.
Постепенное укрепление позиций советских правительств России и Украины и очевидная потеря перспектив возврата Директории в Украину в условиях стабилизации международных отношений в Европе также не способствовала сохранению позиций ее правительства. После заключения между УССР и РСФСР и Польшей в марте 1921 г. Рижского мирного договора и Генуэзской конференции 1922 г. дипломатические представительства Директории постепенно прекратили существование. их функции выполняли украинские общества для Лиги наций (согласно украинским и Западноукраинское общества Лиги наций), которые входили в Союз обществ для Лиги наций.
Не оправдались также надежды С. Петлюры и правительства УНР на вооруженное выступление собственными силами против большевиков и на победу антисоветского восстания в Украине. Подготовка к такому выступления велась почти на протяжении всего 1921 г. было убеждение, что с его помощью удастся поддержать в украинском обществе веру в независимую Украину, оживить "украинского вопроса" на международной арене. Организационную и материально-техническую помощь обещали Варшава и Бухарест. У них был свой интерес: с одной стороны, попытки нейтрализовать украинское движение и использовать его в собственных тактических целях, прежде всего, для укрепления польского и румынского контроля над захваченными ими украинскими землями, а с другой - нежелание обострять отношения с советской Россией обусловило то, что обещанной помощи обе страны так и не предоставили. Начавшийся в ноябре 1921 г. "II зимний поход" в Украину малочисленных отрядов повстанцев, возглавляемых Ю. Тютюнником, потерпел поражение. И хотя вооруженная акция правительства УНР в изгнании вызвала резонанс в западных политических и общественных кругах, все ведущие западные страны заняли выжидательную позицию. В то время советская тотальная военная и идеологическая экспансия, изменение социально-экономической политики летом 1921 p., А также усталость крестьян от непрерывной войны повлекли апатию и безразличие украинского общества к дальнейшей борьбе. Украинское повстанческое движение не получил никакой внешней пидтримки.
Наконец, западные страны, ища путей экономического сближения с советской Россией, стали смотреть на украинское повстанческое движение как на препятствие к налаживанию отношений с Москвой. В этих условиях Государственный центр УНР, который располагался в Тарнове, уже не мог получать достаточной внешней поддержки и помощи. Большинство членов правительства УНР, возглавляемых С. Петлюрой и А. Ливицким, выехала в Варшаву, остальные - в Прагу. В 1923 г. были расформированы военные лагеря УНР. В том же году С Петлюра, чтобы продолжать дипломатическую деятельность, переехал в Париж.
Внешнеполитическая деятельность эмиграционного правительства ЗУНР
Своеобразным было положение правительства Западной Области Украинской Народной Республики (ЗОУНР), центром резиденции которой стала Вена.
Глава IV. Внешнеполитическое положение УКРАИНА между двумя мировыми войнами 2. Международная деятельность правительства УССР