2. Международная деятельность правительства УССР
Советская Россия контролировала все области жизни национальных советских республик, несмотря на их независимый юридический статус в начале 20-х годов XX в. Однако контроль внешнеполитической деятельности советских республик был относительным, ведь Москва не могла контролировать зарубежные страны. Приходилось полагаться на то, что руководители национальных республик придерживаться курса, определенного в центре. И хотя центральное руководство почти не сомневалось в лояльности периферийных органов собственной партии, однако внешнеполитическая активность национальных республик все-таки в перспективе угрожала превращением формальной независимости в реальную. Этого не желало ни партийное руководство, ни лично В. Ленин.На таком фоне международная деятельность правительства УССР казалась непонятной. Ученые объясняют этот феномен личностью Х.Раковского, который имел врожденный дипломатический талант. Однако попытки украинских реализовать свое право на контакты с внешним миром постоянно наталкивались на препятствия в центральных партийных и советских органах.
Юридическое право на международные отношения появилось в украинских советского правительства лишь после подписания 28 декабря 1920 г. союзного договора между УССР и РСФСР с взаимным определением суверенитета и независимости сторон. А уже 31 декабря 1920 г. в Москве было подписано первое соглашение о мирном сотрудничестве между УССР и демократической Грузиею.
Двенадцатого января 1921 г. была образована дипломатическая миссия УССР при Совнаркоме РСФСР. Возглавил ее Ю. Коцюбинский. Вместе со специальным посланником украинского большевистского советского центра Ф. Коном он провел в Москве переговоры с литовским правительством, а 1 февраля 1921 г. представители Украины Ф. Кон и Ю. Коцюбинский подписали с Литвой первый мирный договир.
На советско-польских переговорах о прекращении состояния войны и заключения мирного договора в Риге объединенную советскую делегацию Украины представляли Е. Квиринг и О. Шумский как рядовые члены делегации. Мирный договор стороны заключили 18 марта 1921 г. Ратификация осуществлена в 30-дневный термин.
Находясь в Риге, Э. Квиринг подготовил записку "О дипломатические представительства УССР", какую 14 января 1921 г. разослал в НЗС УССР, НКИД РСФСР, ЦК РКП (б) и ЦК КП (б) У.
В ней указано, что Украина находится накануне установления дипломатических, консульских и других отношений с Польшей и странами Балтии, а в отдаленном будущем - с Великобританией, Францией, Германией, США и Италией. Как отмечалось, в международной политике в ближайшие годы Украина будет иметь важное самостоятельное значение, однако отметил: "Я не стану говорить сейчас о том, правильная или неправильная наша политика прокламирования перед внешним миром самостоятельности УССР. Но поскольку это так и поскольку Украина занимает в политике больших государств самостоятельное место, мы не можем отказываться от самостоятельных посольств УССР в больших государствах, потому что передача полномочий УССР русским послам составляла бы для этих государств показатель фиктивности всех разговоров о суверенной Украины, давала бы слишком сильное оружие всем нашим врагам ". Уже 2 февраля 1921 г. записка Е. Квиринга была внесена на обсуждение Политбюро ЦК КП (б) У, где решено признать желаемой организацию представительств иностранных государств в Украини.
В 1921 г. НКИД УССР активно устанавливал дипломатические связи с зарубежными странами. Например, в апреле в Берлине был подписан протокол между УССР и Германией об обмене военнопленными и интернированными гражданами. В ноябре 1922 г. с целью реализации рапалльских соглашений между Украиной и Германией было заключено Соглашение об углублении сотрудничества. Советское правительство стремилось проводить наступательную внешнюю политику часто с помощью Коминтерна. Курс на экспорт революции не сработал. Попытка поднять в Германии пролетарскую революцию с помощью местных коммунистов летом 1923 г. повлекла незначительное восстание в Гамбурге, которое было подавлено за два дня. Однако социал-демократическое правительство Германии, стремясь удержать баланс и обезопасить себя от давления Великобритании и Франции, продолжал курс "Рапалло".
В августе 1921 г. Украина заключила мирный договор с Литвой, а в ноябре - с Эстонией. В начале 1922 г. Украина заключила договор с Турцией, который по содержанию повторял российско-туре-цкий договор, подписанный ранише.
Дипломатические связи Украины использовала прежде всего для налаживания экономического сотрудничества. Был образован наркомат внешней торговли, экспортный фонд в сумме 60 млн рублей золотом. В сферу влияния НКЗТ отошли Польша, Чехословач-чина, Румыния, Балканские страны, Турция. К концу 1921 г. торговые представительства и миссии УССР работали в Берлине, Гамбурге, Варшаве, Данциге, Здолбунове, Праге, Вене, Риге, Риме, Константинополи.
Достаточно успешно, наряду с политическими контактами, экономическое сотрудничество складывалось между Украиной и Германией. Например, в Берлине при русском торгпредстве существовал особый украинский отдел, который насчитывал 33 штатных сотрудники и был многочисленным и наибольшим представительством Украины по кордоном.
Функционирование этого представительства было успешным. Так, в начале 1922 г. активно велись переговоры об экспорте из Украины кожсырья и импорт обуви между представителями торгпредства и большой фирмой "Шнидер и Фогельзанг", объединявшей вокруг себя 20 кожаных и 10 обувных заводов в прирейнскому регионе. Успехом стало заключение соглашения между акционерным обществом машиностроительного завода "Аусбург-Нюрнберг" и киевским губвиконкомом о предоставлении льготного кредиту.
О широкомасштабных торгово-экономические связи Украины и Германии говорит о том, что лишь от 1 апреля до 1 сентября 1922 г. на основные составы в Берлине и Данциге из Украины было вывезено различных товаров на сумму 2,5 млн руб. По статистическим данным, в последнем квартале 1922 г. Германия занимала первое место в украинском экспорте товаров как по объему, так и по стоимости. Основными товарами украинского экспорта в Германию были железо и марганцевая руда, зерно, продукты животноводства, пряжа, текстиль и т.д.. Отметим, что эти отношения не развивались в одностороннем направлении. Только с апреля по декабрь 1922 г. из Германии в Украину было ввезено товаров на общую сумму свыше 800 тыс. руб золотом.
Бесспорно, заключением хозяйственного и военного союза с Россией и другими советскими республиками и присоединением к рапалльских договоренностей между Россией и Германией украинское правительство все более присоединялось к внешнеполитической деятельности советской России. Показательное вхождение Украины в состав СССР 30 декабря 1922 г. и потеря суверенитета, что зафиксировано в нотах правительства УССР от 16 июня 1923 г. и наркомат иностранных дел СССР от 21 июля этого же года о передаче всех полномочий в проведении внешней политики союзному правительству. Аналогичные процессы шли и в области внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности правительства УСРР.
Украина в 1921-1923 pp. имела девять торговых представительств в европейских государствах. Основным экспортным товаром и дальше были уголь и сельскохозяйственная продукция. Не прекращая отношений с европейскими государствами, Украина предпринимала попытки обновления и углубления внешнеэкономических отношений со странами Ближнего Востока и Азии.
Менее активно устанавливались дипломатические связи УССР со странами Азии и Ближнего Востока. В начале 20-х годов XX в. почти блокированными были торговые пути, разрушенные порты, расстроенное транспортное сообщение. Время не существовало объективных ресурсов, необходимых для экспортно-импортных операций. Однако, несмотря на такие условия, торговые контакты с Востоком поддерживались. Это объясняется традиционностью таких контактов в предыдущие периоды экономического развития Юга Украины. Признанным центром торговых операций и крупнейшим портом оставалась Одесса, которую называли воротами к ближневосточным рынкам. В первые послевоенные годы восточные купцы продолжали поддерживать Одессу с целью сбыта товаров на южно рынке. Поэтому это можно объяснить разве что инертной заинтересованности в сбыте товаров в Украину. В этот период такая торговля была эпизодической, в основном по инициативе восточных купцов. Интенсификация торговой деятельности тормозилась сугубо практическими проблемами. Известные проведения реквизиции товаров и задержки в выплате за поставленную продукцию. В корреспонденции, посланной представителями персидского консульства, расположенного в Одессе, отмечалось: отношения с восточными купцами не согласовываются с принципами любого товарооборота между дружественными народами, не говоря уже о государственном масштабе. Действия работников радапарату не способствуют налаживанию торговых взаимоотношений. Это приводило трудности в средствах оплаты: отобранные у купцов товары не оплачивали протяжении длительного часу.
Неурегулированность правовых норм, несогласованность их с международным торговым правом, неразработанность валютных вопросов при отсутствии научно обоснованной концепции развития внешней торговли и отсутствие квалификационных специалистов в организационных структурах внешторга давало все основания официальной прессе сделать вывод о том, что в конце 1921 г. внешняя торговля в Украине была не реальным актом, а акраментальной формуле, необходимой для уточнения хозяйственных расчетов, известной мере лишь программным пунктом хозяйственного будивництва.
Переход к новой экономической политике заострил вопрос организационного обеспечения внешней торговли. Это обстоятельство открывало как минимум два возможных пути развития: развитие и стимулирование прямых контактов предприятий и других структур государственного и частного секторов с зарубежными партнерами; дальнейшая монополизация внешнеторговой дияльности.
Украина, как, впрочем, и другие советские республики, избрала другой путь. Организационное оформление государственных структур Украины, ответственных за развитие внешнеэкономических отношений, в то время происходило интенсивно.
В начале 1922 г. была утверждена новая структура внешней торговли Украины - Управление Уполномоченного Народного комиссара внешней торговли при СНК УССР, Всеукраинская торговая контора по экспорту и импорту - Укрзовништорг с их местными (областными и районными) управлениями. Одновременно были определены опорные пункты по осуществлению внешнеэкономической деятельности Украины:
• Одесса была признана единственным центром для налаживания внешнеэкономических отношений с рынками Средиземноморья, Ближнего Востока и Америки;
важное место отводилось константинопольскому торгпредству, сфере его деятельности: Греция, Египет. Болгария и Туреччина.
Одним из важных направлений внешнеэкономической деятельности украинского советского правительства была концессионная политика. Проведение ее основывалось на основе декрета о концессиях, принятого 6 ноября 1921 p., Однако лишь переход к нэпу выдвинул вопрос концессии на реальную почву. Важным экономическим основанием для него стало и возобновление торгово-денежных отношений. Это ускорило и облегчило выполнение концессионного договору.
Для разработки всех вопросов, связанных с привлечением иностранного капитала в промышленность и сельское хозяйство, в феврале 1922 г. при Укрдержплани была создана Концессионное комиссию. Она стала основой созданного комитета по делам концессии и акционерных обществ. Этот орган, возглавляемый В.Ксандровим, функционировал при Украинском экономическом Совете (УЭР). В январе 1922 г. СНК Украины признал целесообразным ведение совместной с правительством России концессионной политики. Однако Украина настаивала на необходимости привлечения представителей правительства УССР к переговорам о предоставлении концессий на территории Украины. Несмотря на законодательное регулирование взаимоотношений между Россией и Украиной, интересы последней относительно концессии часто игнорировали, что привело к протесту даже среди украинских партийных и государственных деятелей (в частности, Х.Раковского).
Активизация концессионной деятельности была выгодной и для Украины, и для государств Запада. Для Украины концессии означали ввоз капиталов не только в денежном (финансовом) выражении, но и внедрение передовых технологий. Концессионеров Украина интересовала учитывая потенциального развития рынка, который был малонасыщенным. Иностранных инвесторов привлекали значительные запасы сырья и продовольствия, которые Украина имела в достаточном количестве, несмотря на послевоенную розруху.
Для улучшения информационного обеспечения концессионной политики при торговых представительствах в Берлине, Париже, Риме, Стокгольме, Токио были образованы концессионные комиссии по определению финансового состояния фирм-заказчиков концессии. Итак, всего иностранные инвесторы интересовались металлообрабатывающей, горнодобывающей, легкой и пищевой промышленностью. Наибольшее количество заявок поступило от Германии, для которой интересы Украины было традиционным, потом - Великобритании, США, Франции и других европейских странах. Многие фирмы добивались получения концессий на рудники и металлургические предприятия Донецко-Криворожского бассейна. Наиболее значительными среди них были немецкие фирмы "Миллер и Гинель", "Равок и Тамар".
Большое количество заявок на концессии не были выполнены. По некоторым данным, из всех заявленных концессий предоставлено лишь 7,5%.
Другой формой привлечения иностранного капитала в экономику Украины стало создание смешанных обществ. Лишь в 1922 г. на рассмотрение украинского правительства поступили 72 предложения, в частности от Германии - 35, Англии - девять, Австрии - три, Швейцарии - три. Однако части заявки на создание таких обществ не удовлетворялись, а впоследствии переговоры по этим вопросам припинились.
В целом концессионная политика в Украине и создание смешанных обществ с привлечением иностранного капитала не получили распространения. Это объясняется прежде всего отсутствием совершенной законодательной основы, которая бы гарантировала безопасность иностранным концессионерам и их капитала. Время украинское правительство по стратегическим соображениям старался не допустить предоставления концессий на стратегически важные объекты. До этого приобщались задержки в рассмотрении и внедрении проектов благодаря советской бюрократической системе. Вследствие ряда объективных и субъективных причин иностранные инвестиции в экономике Украины не получили распространения. Интенсивные меры, направленные на структурную реорганизацию внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности Украины, открывали перед ней широкие перспективы, несмотря даже на субъективные факторы и идеологическую направленность. Однако сплошная централизация всех сфер жизни, в том числе внешнеэкономической сферы, привели в конце концов к невозможности учета внешнеэкономических интересов Украины, а следовательно, к полноценному внедрению в життя.
Если в 1920-1921 pp. развитие внешней торговли Украины сдерживало фактическое отсутствие разветвленной структуры управления в сфере внешней торговли, то в 1922-1924 pp. препятствием стала разветвленная система органов управления внешнеэкономической деятельностью с избыточной централизацией практической деятельности, к которой принадлежала любая самостоятельность не только составной части так называемой советской федерации.
Не имея возможности осуществлять собственную политику за рубежом, руководители УССР стремились активизировать разрешенную им международную работу на этнических землях за пределами СССР. На украинских этнических землях за пределами УССР пытались действовать и влиять через функционирующие коммунистические организации, прежде всего, через КПЗУ, которую пытались репрессиями и провокациями сделать послушной и полностью подчиненной воле Москвы. Однако руководство УССР стремилось действовать на западноукраинских землях не только через коммунистические организации. Сначала Москва поддерживала такие контакты, давая разрешение на использование определенных валютных сумм. Например, в проекте сметы, подготовленном А. Шлихтером для рассмотрения на политбюро ЦК КП (б) в январе 1927 p., Расходы на такую цель предусматривались на сумму 373 тыс. руб. Целесообразность расходов в письме Сталина обосновывалась так: "Мы должны завоевать свою пользу симпатии большинства украинского населения через негласную поддержку УССР украинского национально-освободительного движения. Необходимо также обеспечить наше влияние через симпатизирующих нам местные организации в культурно-просветительских и экономических украинских организациях в Польше. Кроме того, необходима соответствующая работа и в других украинских землях - в Чехословакии и Румынии, а также среди многочисленной е украинской эмиграции ". Ежегодно крупнейшими потребителями средств из тайного фонда были Львов и Варшава. Финансировались различные культурно-просветительские, экономические и политические организации: Сельроб, УНДО, частные украинские школы и просвещения, кооперативные союзы, издательства, литературное объединение "Окна", журналы "Культура", "Труд", "Новые пути", газеты " Рада "," Сила "," Свет ", Национальный этнографический музей во Львове, Научное общество имени Т. Шевченко. Однако с конца 20-х годов XX в. любая материальная поддержка работы на украинских этнических землях за пределами УССР была припинена.
Итак, в 20-х годах XX в.
1. Внешнеполитическая деятельность украинских правительств в эмиграции | 3. Украина в планах и политике иностранных государств в межвоенный период |