3. Украина в планах и политике иностранных государств в межвоенный период

В межвоенное двадцатилетие народ Украины испытал тяжелые испытания. Это был период борьбы украинского народа за выживание в условиях жестокой сталинской диктатуры и оккупационных режимов Польши, Румынии и Чехословакии. Несмотря на высокий удельный вес, украинское население не имело политической власти (если не считать формально "независимой" УССР) на своей территории, его интересы не защищало международное право. Безусловно, национальную политику упомянутые государства проводили не в интересах украинского населения, а для удовлетворения политических целей тех сил, которые могли навязывать волю другим народам.
На международной арене в этот период такими силами были, прежде всего, правительства европейских стран Великобритании, Франции и Германии. Руководство этих государств разрабатывало во внешнеполитических концепциях "украинского вопроса" и проводило определенную "украинскую политику", которая отличалась и за степенью ее активности и по роли в последующих европейских подиях.
Последним внешнеполитическим актом правительства УССР, формально привел к упадку и без того хилой "суверенности", была нота 19 августа 1923 p., Согласно которой Украина отреклась от международной правомочности в интересах вновь Союза ССР. Поэтому непосредственное участие Украины в межгосударственных отношениях СССР (не говоря о других странах, где украинская составляли национальные меньшинства) в межвоенный период не прослеживалось, поскольку ее могли осуществлять между собой лишь независимые страны. В этот период истории Европы, когда все межгосударственные соглашения, касающиеся территориальных вопросов, были насильственными и игнорировали интересы даже тех народов, которые имели государственность, для порабощенных наций в международной политике не нашлось достойного места. В отношениях между СССР, Польшей, Румынией, Чехословакией с другими государствами фигурировали лишь вопросы, направленные на укрепление государственности господствующих наций, а не на поддержку национально-освободительных стремлений, скажем, украинских патриотических сил.
Единственное, на что мог надеяться народ, лишенный государственного формирования, это возможности участвовать в политической и экономической жизни стран, к которым он территориально належав.
Основную часть территории западноукраинских земель имели четыре воеводства Западной Украине (Львовское, Волынское, Тернопольское, Станиславске), которые входили в состав Польского государства, составляли 25% территории и почти 28% населения всей страны. Украинский были самым многочисленным меньшинством межвоенной Польши, которая в этот период принадлежало к странам с высоким процентом национальных меншин.
Со времени оккупации края украинская проблема стала для Польского государства одной из самых сложных. Она занимала важное место во внутренней и внешней политике, а также в общественно-политической деятельности различных партий и организаций тогдашней Польщи.
В 20-30-х годах XX в. ведущая роль в государственном управлении страной, а следовательно, и в общественно-политической жизни Второй Речи Посполитой принадлежала двум лагерям - народовий демократии (ендемам) и пилсудчикам. В восточной политике в целом, и в "украинском вопросе" в частности они придерживались разных концепций:
1. Эндеки отстаивали "инкорпорацийну" программу, целью которой был идеал "единой национальной" Великой Польши "," Польши для поляков "путем принудительной ассимиляции порабощенных протяжении 1918-1923 pp. Народов так называемых восточных областей, прежде всего украинского населения. Реализовать свою программу колониального грабежа и денационализации населения этих земель ендеки намеревались от 1923 г. до 1926 p., занимая ведущее место в польском правительстве. Такую политику они обосновывали теории о полноценных народы и нации, пытаясь довести цивилизационную мисию
Польского государства относительно населения "восточных областей" и показать ее как охранника и защитника западной культури.
2. Пилсудчики стремились реализовать задачу укрепления многонационального Польского государства и осуществить широкие империалистические планы с помощью гибких и скрытых методов. Они выдвигали лозунг "федерации" Польши и Украины, чтобы создать в украинской среде иллюзии национальной независимости. Суть "федералистичной" программы пилсудчикив (известная в 20-30-х годах XX в. как доктрина польского прометеизму) заключалась в том, что народам бывшей Российской империи, которые еще недостаточно вызрели в политическом и национальном отношениях для государственной самостоятельности, нужна помощь "цивилизованной "государства, такой, как Польша. За эту помощь освобожденные народы должны были войти в состав польской" федерации ". Главную роль в осуществлении федералистичной программы отводили украинской проблеме, рассматривая ее в двух аспектах: как национальную и международную отношении СССР и УССР, и как "кресову", внутреннее дело Польского государства относительно Западной Украины. В связи с этим пилсудчики выдвигали различные методы и средства решения украинской проблемы в СССР и в Польше. Что касается Советского Союза, то ее должны решать военным нападением Польши и украинских военных с "соединений на СССР, в результате чего произошло бы расчленение СССР и было бы создано государство - Великая Украина. За эту услугу последняя должна была бы, с одной стороны, отказаться от Западной Украины, а с другой - заключить унию с Польшей, то есть войти в состав польской федерации.
Провал национальной политики ендекив и поиски новых методов укрепления власти стали причинами, которые обусловили осуществленный Ю.Пилсудским в мае 1926 г. государственный переворот. После этого возникли надежды на либерализацию национальной политики правительства, которые основывались на теоретических постулатах пилсудчикив. Практически переворот не принес изменений к лучшему в правительственной политике относительно украинской. Уже со второй половины 20-х годов XX в. польская политика значительно ограничила демократические свободы, поскольку на первом плане опять оказалось желание как можно быстрее интегрировать Западную Украину, денационализировать ее населення.
Западная Украина осталась аграрной окраиной, внутренней колонией Польского государства. Правительство разделило территорию страны на две части: Польшу "А" (коренные польские земли) и Польшу "Б" (восточные окраины - Западная Украина и Западная Белоруссия). На развитие Польши "А" выделялась большая часть капиталовложений, здесь сосредоточивались основные отрасли промышленности. Польша "Б" стала источником дешевого сырья и рынком сбыта продукции польской и иностранной промисловости.
Стабилизация польской действительности после решения Совета Амбаса-дорив заставила украинские политические партии приспособиться к новым реалиям. протяжении 1923 - 1930 pp. произошло перегруппировки политических сил Западной Украине, в результате которого на первый план выступили две организации, которые отображали основные направления в украинском национально-освободительном движении 30-х годов XX в.:
• национально-демократический - Украинское национально-демократическое объект объединение (УНДО) отстаивало легальный парламентский путь борьбы за национальное освобождение;
• национально-революционный - Организация украинских националистов (ОУН) считала, что Украинское государство можно получить лишь революционным шляхом.
С 1930 г. режим Ю. Пилсудского перешел в открытое наступление против демократической оппозиции. Наибольшие репрессии испытало украинское национально-освободительное движение. Кульминацией антиукраинского наступления стала печально пацификация в 1930 р.
Летом 1930 г. вражда между украинскими крестьянами и польскими колонистами достигла критического предела. Участились нападения на имения польских осадников и поджоги имущества. В основном это были стихийные акции, но некоторые из них организовали члены УВО-ОУН.
Польская власть и пресса объявили УВО главным организатором "саботажа". Воспользовавшись этим, правительство Ю. Пилсудского осуществило жестокие погромы мирного населения, вошедших в историю под названием " пацификации "(" примирение "). течение сентября - ноября 1930 г. подразделы польской полиции и войска громили почти 800 населенных пунктов в 450 общинах Восточной Галиции, разрушая общественные учреждения, кооперативы и библиотеки, конфисковуючи имущество, применяя средства физической расправы над населением. По официальным данным, было заключено 1739 человек, из которых 1143 преданно в суд. По украинским источникам, арестованы свыше 2 тыс. украинских, преимущественно школьников, студентов и молодых крестьян, почти треть из которых была заключена на разные сроки. Варварство "пацификации" еще больше углубило пропасть между украинским и поляками.
Кроме этого, дело получило широкую огласку в мире, поскольку украинская парламентарная репрезентация (УПР) обратилась с жалобой в Лигу наций. Однако ее голос не был услышан, а специально созданная Комиссия Лиги наций обвинила во всем "Украинский экстремистов". "Пацификация" 1930 надолго обострила польско-украинской видносини.
Постепенно авторитарный режим Ю. Пилсудского уничтожал остатки демократии, усиливая время репрессии против национальных меншин.
К середине 30-х годов XX ст. руководство УНДО окончательно пришло к выводу о бесперспективности дальнейшей оппозиции, заявив о готовности прекратить борьбу с польской властью ценой создания в Западной Украине "Пьемонта", есть базы для освободительных соревнований Надднипрянщини.
С польской стороны тоже появились признаки готовности к компромиссу. В 1933 г. правительство начало выдавать "Украинский-польский бюллетень" ("Biuletyn polsKO-UKrainsKi") - журнал, который освещал позитивные стороны украинских-польских отношений. Вскоре Премьер-министр Вацлав Енджевич публично признал, что ошибок допустили обе стороны. Как ни парадоксально, но убийство оунивцями Министра внутренних дел Бронислава Перацкого в июне 1934 г. ускорило процесс сближения, поскольку УНДО решительно осудило этот акт.
Результатом переговоров (май - июль 1935 г.) между представителями УНДО и польского правительства стало соглашение, которое начало "политику нормализации". Представители правительства обещали рассмотреть украинские "постулаты": предоставление займа и субсидий украинским хозяйственным, культурно-просветительским и спортивным организациям; прекращение осадницкой колонизации западноукраинских земель, принятие украинским на государственную службу и т.д.. Однако главное требование УНДО - предоставление Западной Украине территориальной автономии - правящие круги Польши отклонили сразу. Но определенные позитивные шаги относительно украинских домогательств польское правительство все-таки сделал. В. Мудрого избрали одним из пяти вице-маршалов сейма, были освобождены немало узников-украинский из концлагеря в Березе-Картузской. Некоторые украинские экономические и кооперативные учреждения получили государственные кредити.
Однако эти уступки были мизерными. целом политика дискриминации украинских продолжалась. Местная польская администрация при попустительстве правительства продолжала антиукраинскую политику, пыталась разделить украинский за конфессиональными и этническими группами, продолжала оказывать землю в Галичине и на Волыни польским осадникам, вытесняла украинский язык из всех сфер жизни, разрушала или передавала католикам православные церкви на Холмщине и Волини.
Исчерпав все попытки достичь взаимопонимания с санационным правительством на протяжении 1935-1938 pp., УНДО в феврале 1939 г . отказалось от политики "нормализации" и снова перешло в оппозицию, сделав грустный вывод, что "ни ендеки, ни даже прометеивци ... экономически не подготовленные к большим событиям на Востоке "в результате этого" справа нормализации лишенная объективных умо-вин реального существования ".
Следовательно, в условиях окончательного утверждения авторитарного режима в Польше, обострение международных отношений, распространения антипольских настроений в украинском обществе попытки умеренных перевести польско-украинский конфликт в русло конструктивного сотрудничества не могли иметь успеха. УНДО видел в партнере только правительство, которое добивалось от украинских безоговорочной лояльности, практически ничего не давая взамен того. же время не была использована возможность сотрудничества с польской демократической оппозицией, поскольку украинские партии считали, что борьба за демократию в Польше украинский не касается. Провал нормализации привел к упадку влияний УНДО и других легальных партий и разочарования в парламентаризме, это толкало часть украинских, особенно молодежь, к более радикальным методам борьбы, которые применяла ОУН. В выигрыше от "нормализационного "политики было польское правительство - он достиг своей главной цели, склоняясь к соглашению с ведущими деятелями украинского движения, которое активизировалось в результате обострения социальных и национальных противоречий - создать препятствия национально-освободительном рухови.
Следовательно, на практике все ведущие политические круги межвоенной Польши не признавали прав украинских относительно Западной Украины и отличались между собой лишь методами борьбы против украинского населения. Дальнейшее развитие событий показало, что на все усилия правительства Польши поработить украинский они отвечали массовыми акциями протесту.
Значительная часть украинских земель в межвоенный период находилась в составе Румынии. Воспользовавшись распадом Российской и Австро-Венгерской империй, Румыния оккупировала украинские земли: Измаильский, Акерманский и Хотинский уезды Бессарабии, Северную Буковину и часть Мармарощини - Сигитщину в Закарпатье. Межвоенная Румыния была многонациональным государством: из 16 млн населения 1/4 составляли национальные меньшинства - венгры , немцы и украинские (875 тыс. человек, или почти 5% населения). Украинский в Румынском государстве разделялись на три групи.
Первая группа (свыше 45 тыс.) проживала на придунайских землях Бессарабии, которые в прошлом принадлежали России. Попытки Советского союза вернуть эти земли на Венской и Лондонской конференциях (весна 1924 г.) по урегулированию спорных вопросов между СССР и Румынией завершились безрезультатно. В сентябре 1924 p., когда румынское правительство отклонило предложение СССР провести плебисцит в Бессарабии, здесь вспыхнуло Татарбунарске восстания. По его подавление румынское королевское правительство бросило войска, артиллерию и Дунайскую флотилию, в результате чего погибли более 300 повстанцев. Над арестованными участниками восстания было организовано "процесс 500", однако под давлением общественного мнения суд оправдал большинство арестованных, и только 85 из них были осуждены на разные сроки заключения.
Вторая группа (почти 30 тыс. человек) украинский проживала в уезде Марамуреш (Мармарош) и не проявляла политической активности.
Третья (свыше 310 тыс. лиц) населяла Северную Буковину, где украинская национально-культурная деятельность была найинтенсив-нишей. Это объясняется тем, что местное население еще при Австрии добилось определенных национальных прав (Буковина была автономной провинцией), которые и стали основой национального развития: сравнительно сильное политическое представительство в Вене, национальная курия в буковинском сейме, самоуправа в области народной и средней школы, кафедры украинского языка и литературы в Черновицком университете, административное самоуправление в среде православной церкви.
Учитывая большое количество украинского населения, Румыния была обязана договором об охране национальных меньшинств (9 декабря 1919 г.) предоставить ему все гражданские и политические права наравне с румынами, в частности: право пользоваться украинским языком в администрации и суде, право иметь публичную украинскую народную школу, право учреждать частные украинские школы (от народной школы до университета). Гарантом их выполнения должен был стать Совет Лиги наций, а все эти права должны войти в румынскую конституцию. Однако румынская Конституция 1923 p., провозгласив "равенство всех граждан, независимо от их происхождения, языка и религии", не учла права украинцив.
Наибольшие притеснения от румынской власти испытали буковинцы. до 1928 г. на Буковине хранилось (с 1918 г.) военное положение, условия которого были использованы правительством для уничтожения украинской национальной жизни: к 1927 г. все украинские народные и средние школы были закрыты или румунизовано; кафедра украинского языка и литературы в Черновицком университете ликвидирована; церковную самоуправление ликвидирован, а православная церковь преобразована в орудие румынизации (чиновников и священников украинской национальности освобождали из службы или переводили на румынскую этнографическую территорию, а на их место присылали чиновников, священников румын, которые осуществляли румунизацию украинского населения): украинский язык был запрещен, а украинская прессу подвергнуто жесткой цензуре: запрещена перевозка литературы через границу, чтобы отрезать украинского населения от общения с другими украинскими землями; колонизация (под видом "аграрной реформы") также была средством румунизации.
До 1927 г. все следы прежней автономии Буковины были стерты, а сам край уже рассматривали румынской провинцией. Для обоснования румынизации правительство создало особую теорию (впервые изложенная в законе о шкильництво от 26 июля 1924 p.), согласно которой украинское население считали "гражданами румынского происхождения, забыли родной язык".
Определенная

2. Международная деятельность правительства УССР 3. Украина в планах и политике иностранных государств в межвоенный период (продолжение)