1. Выход на международную арену

Внешняя политика государства, ее содержание и вектор геополитической ориентации зависит от многих факторов: геополитического статуса государства, типа политического режима, идеологической ориентации правящих политических сил и оппозиции, степени зрелости институтов гражданского общества, а также уровня социально-экономического развития. На современном этапе мирового развития внешняя политика государства имеет решающее влияние на процессы ускорения модернизации всех общественных систем (политической, правовой, экономической и культурной). Если внешняя политика государства адекватно отражает глобальные тенденции мирового развития и направлена на интеграцию страны в наиболее развитые мировые политические и экономические структуры (на современном этапе - это евроатлантические), то такая страна имеет перспективу приблизить политические, правовые, социально-экономические и культурные стандарты к стандартам высокоразвитых стран. Однако заметим, что когда внутренняя политика, которую проводит правящая элита, значительно отстает от уровня решения общественных проблем, универсальных международных стандартов, то передовые приоритеты внешней политики будут сведены на нет. Современное развитие посткоммунистических стран убедительно подтверждает этот факт. Страны бывшего соц-лагеря, которые четко заявили о намерениях в кратчайшие сроки интегрироваться в евроатлантические структуры (НАТО и ЕС) и успешно осуществляют внутреннюю политику в соответствии с задекларированных внешнеполитических приоритетов, стали членами НАТО и в ближайшее время станут членами ЕС, и наоборот, страны (это прежде всего страны СНГ), которые не четко определились с вектором геополитической ориентации, во внешней политике придерживались так называемой "многовекторности", а во внутренней политике взяли курс на медленные, половинчатые, несбалансированные реформы, потеряли исторический шанс стать в перспективе полноправными членами НАТО таЕС.Module . Получение Украиной независимости кардинально изменило гео-политическую карту мира. Появление в центре Европы страны, территориально и по численности населения становилась в один ряд с ведущими государствами континента, конечно, не могла не отразиться на особенностях глобальных процесив.
Суверенная Украина, открывая себя миру, вынуждена была создавать и собственную, самостоятельную внешнюю политику. Проведения ее в жизнь сопровождалось действием объективных факторов, которые определяли тенденции современного общественного розвитку.
Однако настоящей датой формирования внешней политики Украины целесообразно считать 16 июля 1990 p., Когда Верховная Рада приняла Декларацию о государственном суверенитете, которая стала важным шагом украинского народа на пути к самостоятельному политическому, экономическому и национально-культурного развития. С тех пор внешняя политика государства развивалась логично, последовательно и наступально.
В Декларации о государственном суверенитете было отмечено: Украина "как субъект международного права осуществляет непосредственные сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами, участвует в деятельности международных организаций в объеме, необходимом для обеспечения национальных интересов в политической, экономической, экологической, информационной, технической и спортивной сферах. Украины является равноправным участником международного общения, активно способствует укреплению общего мира и международной безопасности, участвует в общеевропейском процессе и в европейских структурах ".
Декларация о суверенитете стала не только основой для дальнейшей разработки концепции внешней политики молодого украинского государства, но и определила ее принципиальные положения. В частности, провозглашено, что Украина активно способствовать укреплению общего мира и международной безопасности, принимать непосредственное участие в общеевропейском процессе и европейских структурах, а также в будущем хочет стать постоянно нейтральным государством, которое не участвует в военных блоках и придерживается неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия. Принципиальное значение имеет и признание Украины преимущества общечеловеческих ценностей над классовыми, приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутригосударственного права. Все это свидетельствует четкое намерение молодой республики войти в круг авторитетных, цивилизованных государств свиту.
Относительно отношений с республиками СССР, то, согласно Декларации, они будут строиться на основе договоров, заключенных на принципах равноправия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела. В ноябре-декабре 1990 г. договоры об экономической, политической и культурном сотрудничестве на основе равенства и добросу-сидства были заключены Украины с Российской Федерацией и Беларусью, а в 1991 г. - с Казахстаном, Кыргызстаном, Азербайджаном, Узбекистаном и другими республиками.
Первостепенное значение в развитии двусторонних отношений Украины предоставляла налаживанию контактов с соседними государствами. Так, в октябре 1990 г. министрами иностранных дел Украины и Республики Польша была подписана Декларация о принципах и основных направлениях развития украинской-польских отношений. Согласно этой Декларации, обе страны стремятся к утверждению добрососедских отношений и развития взаимовыгодного сотрудничества, что отвечает их национальным интересам и не направлена против третьих стран. Отмечено также, что Украина и Польша не имеют друг к другу никаких территориальных претензий и не будут их выдвигать в будущем. Особое значение придается культурной, научной и гуманитарной сотрудничества, которая является очень важной для взаимного познания и понимания двух народов. Документ предусматривает взаимное информирование о достижениях в культурной и кадровой сферах, всестороннее поощрение украинских-польских связей учитывая осознание этнической и культурного родства двух народов и сохранения позитивной наследства их многовековых взаимоотношений. Положения Декларации сказались на развитии заключенных в 1991 г. украинские-польских межправительственных соглашениях о сотрудничестве молодежи и молодежные обмены, торговлю и экономическое спивробитництво.
Успешно развивались добрососедские отношения с Венгерской Республикой. Еще в марте 1991 г. было подписано на высшем уровне совместной украинском-венгерской заявление, где провозглашено намерение двух государств содействовать развитию торговли, осуществлению совместных технологических, экологических программ. Еще одним шагом стало заключение в мае 1991 г. межправительственного соглашения о торгово-экономические связи и научно-техническом сотрудничестве и Декларации об основных направлениях сотрудничества в гуманитарной сфере. В июле 1991 г. соглашение о торгово-экономические связи и научно-техническом сотрудничестве было подписано также с Чешской и Словацкой Федеративной Республикою.
Важное место в деятельности на международной арене Украина отводила участия в работе Организации Объединенных Наций. Само назначение ООН как центра согласования действий государств в деле поддержания международного мира и безопасности, содействие экономическому, социальному и духовному прогрессу народов вполне соответствовало основным внешнеполитическим приоритетам Украины. Заметное за последние годы рост роли ООН в развитии дружественных отношений между государствами по ряду международных проблем, в мирном урегулировании конфликтов требовало активизации участия в ее работе. На 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, открывшейся в конце сентября 1990 p., Представители Украины приняли участие в общей дискуссии, осветили видение основных тенденций развития международного сотрудничества, тех процессов, которые происходят в современном мире. Особое внимание было уделено вопросам разоружения, укрепления международной безопасности, защиты окружающей среды. Делегация Украины ярко продемонстрировала намерение активно участвовать в налаживании межгосударственной политической, экономической, культурной и научно-технической спивпраци.
Принят Верховным Советом республики 24 августа 1991 Акт о независимости Украины открыл новую страницу в истории украинской государственности. Осуществились вековечные мечты и стремления одного из многочисленных народов Европы. Отныне на территории Украины начали действовать только ее Конституция и законы. Это изменило международно-правовой статус страны и подняло на качественно новый уровень отношения с другими государствами. Как полноправный член мирового сообщества Украина значительно активизировала международные контакты и расширила участие в работе международных организаций.
Осенью 1991 г. состоялись первые официальные визиты Председателя Верховной Рады Украины Л. Кравчука во Францию, США и Канады. Во время визитов политические деятели и общественность этих стран были ознакомлены с политической и экономической ситуацией в республике, ее перспективами как независимого государства, исходными принципами украинской внешней политики. Одновременно был заложен фундамент для установления взаимовыгодных деловых связей между предпринимательскими кругами западных стран и представителями украинского промышленного и агробизнесу.
Нельзя, однако, не заметить, что стремясь расширение контактов с новой украинским государством, западный мир не спешил с официальным признанием ее независимости и установлением с ней нормальных дипломатических отношений, как это случилось в отношении бывших прибалтийских советских республик. Это можно объяснить и нежеланием портить отношения с руководством еще существующего на то время СССР, и тем, что, в отличие от Украины, законность вхождения государств Балтии в Союз Запад никогда не признавал. Огромное значение имело также проведение в балтийских республиках плебисцитов, большинство участников которых проголосовали за выход из состава СССР. Поэтому вопрос о независимости Украины вынесли на первый в украинской истории всенародный референдум. Именно народное волеизъявление должно было поставить последнюю точку в длительном процессе становления независимого украинского государства и продемонстрировать всему миру непреодолимое стремление украинских до самостоятельного экономического, политического и духовного розвитку.
Акт провозглашения независимости Украины, а также результаты Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 г. создали необходимые правовые и политические предпосылки для создания независимого украинского государства, а следовательно, и для становления Украины как полноправного субъекта международных видносин.
Международное признание Украины началось сразу после референдума. Волна признания и установления дипломатических отношений с иностранными государствами была беспрецедентной. Она показала, что международное сообщество рассматривает независимую Украину как залог стабильности на территории бывшего СССР и гарантию необратимости демократических процессов в Восточной Европе. Большое значение в признании независимой Украины в мире имело то, что страна избрала цивилизованный и мирный путь построения суверенного держави.
Первой (2 декабря 1991) независимость Украины признала Польша и решила установить с ней дипломатические отношения. В тот же день Премьер-министр Канады Б. Малруни заявил, что Канада признает Украину как независимое государство, 3 декабря Украину признала Венгрия, 4 декабря - Литва и Латвия, 5 декабря - Россия, Болгария, Словения, а за ними - Эстония, Чехословакия, Грузия и десятки других стран. К концу декабря 1991 Заявления о признании независимости Украины сделали правительства 68 государств мира, среди которых и США, ФРГ, Великобритания, Швеция, Италия, Япония.
Самым решающим стали последние дни 1991 p.: Украину признали все государства "Большой семерки", что свидетельствует окончательный перелом в позиции мировой общественности относительно независимости нашего государства. Состоянию на 27 января 1992 г. Украина признала 91 государство, из 27 были установлены дипломатические видносини.
После 1 декабря 1991 г. признание происходило не только на двустороннем уровне, но и на уровне международных организаций; ЗО января 1992 г. Украина стала членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (теперь - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), а затем , 10 марта 1992 p., присоединилась к Североатлантического Совета по сотрудничеству (с 1998 г. - Совета евроатлантического партнерства).
Широкому признанию самостоятельного Украинского государства способствовали ее взвешенная внутренняя политика, которая основывалась на принципах демократии, гуманизма и обеспеченности прав человека, а также ее миролюбивые внешнеполитические шаги, направленные на укрепление безопасности в мире и развитие международного сотрудничества во всех сферах. Еще 1 ноября 1991г. Верховный Совет республики принял Декларацию прав национальностей Украины, торжественно гарантировала всем народам, национальным группам и гражданам, проживающим на ее территории, равные политические, экономические, социальные и культурные права и свободы религиозных убеждений. Верховная Рада 5 декабря 1991г. выступила с Обращением к парламентам и народам мира, где отмечалось, что Украинское государство будет неуклонно придерживаться норм международного права, руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека, международными пактами о правах человека, которые Украина ратифицировала, и другими соответствующими международными документами. Было высказано также намерение присоединиться к Хельсинкского Заключительного акта, Парижской хартии и других документов НБСЕ.
Принципиально важным шагом на пути становления Украины как полноправного субъекта международных относи стало введение атрибутов государственности, в частности признание гражданства Украины, национальной символики, введения собственной денежной одиници.
Важное значение для повышения авторитета Украины в мире мало принятия 10 декабря 1991 г., в День прав человека, Закона о воздействии на ее территории международных договоров. В нем отмечалось, что, стремясь приобщиться к системе правовых отношений между государствами и на основе взаимного уважения государственного суверенитета и демократических принципов международного сотрудничества, Украина рассматривает заключенные и ратифицированные им международные договоры как неотъемлемую часть национального законодательства. Эти и другие акты молодой республики показали появление на политической карте мира нового демократического государства, готовой сделать достойный вклад в сохранение общечеловеческих ценностей и развитие международного сотрудничества. Только в течение января 1992 г. независимую Украину признали еще 37 государств Европы, Америки, Азии, Африки, а до конца года их количество возросло до 132, в частности 106 установили с ней дипломатические отношения на уровне посольств. За этот же период было заключено 35 двусторонних межгосударственных договоров и 88 межправительственных соглашений. Независимая Украина стала полноправным членом мирового сообщества, важным фактором системы международных видносин.
Этот период, кроме международного признания независимой Украины, характеризовался активным процессом кристаллизации ее главных внешнеполитических интересов и приоритетов. Они формировались на основе основополагающих для нашего государства документов-Декларации о государственном суверенитете, Акта о независимости Украины. Однако полноценную теоретическую основу внешней политики Украины еще предстояло создать.
Глава VII. Становление внешней политики НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЕ 2. Внешняя политика Украины после провозглашения независимости