2. Внешняя политика Украины после провозглашения независимости

Стремительное признание Украины на международном уровне дало толчок к обстоятельной разработке ее внешнеполитической концепции. Определены еще Декларацией о суверенитете принципиальные основы украинской внешней политики необходимо было конкретизировать с учетом тех реальных проблем, стоящих перед республикой после провозглашения ее независимости. Активная, целеустремленная, четко очерченная и взвешенная внешняя политика должна была обеспечить благоприятные условия для экономического и культурного подъема Украины и одновременно обеспечить ее участие в решении ряда глобальных и региональных проблем, которые нуждались в объединенных действий международного спивтовариства.
Первой своеобразной программой внешнеполитической деятельности независимой Украины стало выступление Председателя ее Верховной Рады Л. Кравчука на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 2 сентября 1991 г. С высокой трибуны ООН, прежде всего, была провозглашена верность Украины принципам Устава этой организации, Гельсинк-ского Заключительного акта и Парижской хартии и подтверждено намерение стать непосредственным участником общеевропейского процесса членом европейских структур. Отмечалось также, что Украина не имеет территориальных претензий ни к одному из соседей и выступает против каких-либо территориальных зазихань.
Одной из важных задач внешней политики Украины определила активное участие в усилиях мирового сообщества по разоружению. Как отметил в выступлении Л.Кравчук, позиция украинского руководства заключается в том, что процесс снижения уровня военных потенциалов должен стать всеобъемлющим, т.е. охватывать все виды оружия, все регионы, все страны мира. Украина выразила желание стать непосредственным участником переговорного процесса о разоружении. Особого внимания, безусловно, заслуживает проблема ликвидации ядерного оружия. Взяв на себя в 1990 г. обязательство придерживаться трех неядерных принципов (не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия), Украина выразила намерение присоединиться к Договору о ее нерозповсюджец-ня как неядерное государство. Это стремление вполне соответствовало международным усилиям, направленным на ограничение и ликвидацию ядерного оружия в мире. Время практические шаги по его реализации способствовали укреплению доверия между государствами и положительно влияли на всю международную атмосферу.
В выступлении главы украинской делегации было обращено внимание членов ООН на необходимость объединить усилия для решения существующих региональных конфликтов и заявлено о стремлении Украины активно участвовать в поисках путей их мирного врегулювання.
Важное значение для формирования внешнеполитической концепции Украины имела также высказана на сессии поддержка Украины принципа деидеологизации международных отношений и идеи о закреплении универсального представления о правах человека и выработки механизмов их обеспечения. В целом деятельность делегации Украины показала зрелость ее внешнеполитических позиций и стала достойным вкладом в развитие международной спивпраци.
Основные принципы украинской внешней политики получили подтверждение в принятом Верховной Радой республики 5 декабря 1991г. Обращении "К парламентам и народам мира". В нем отмечалось: Украина "направлять свою внешнюю политику на укрепление мира и безопасности в мире, на активизацию международного сотрудничества в решении экологических, энергетических, продовольственных и других глобальных проблем. Внешняя политика Украины будет базироваться на общепризнанных принципах международного права".
Дальнейшее развитие и конкретизация внешнеэкономической концепции Украине были тесно связаны с новой ситуацией, которая сложилась после распада СССР и необходимостью выработки новых взаимоотношений с бывшими союзными республиками. Огромное значение приобрели проблемы раздела бывшей общесоюзной собственности, стабильности государственных границ, судьбы ядерного оружия, поиска новых форм организации экономической, политической и культурной сотрудничества тощо.
С точки зрения концептуальной определенности внешнеполитического курса Украины особенно большое значение имел документ, принятый Верховной Радой Украины 2 июля 1993 г. "Об Основных направлениях внешней политики Украины". Он определил главные национальные интересы Украины, задачи и принципиальные основы ее внешнеполитической дияльности.
В принятом Верховной Радой документе отмечено, что учитывая геополитическое положение, исторический опыт, культурные традиции, богатые природные ресурсы, мощный экономический, научно-технический и интеллектуальный потенциал Украины имеет все возможности стать влиятельной мировой державой, выполнять значительную роль в обеспечении политико-экономической стабильности в Европи.
Внешняя политика Украины направлена на выполнение таких важнейших задач:
1. Утверждение и развитие Украины как независимого демократического держави.
2. Обеспечение стабильности международного положения Украини.
3. Сохранение территориальной целостности государства, неприкосновенность ее кордонив.
4. Вхождение национального хозяйства в мировую экономическую систему для его полноценного экономического развития,
повышение благосостояния народу.
5. Защита прав и интересов граждан Украины, ее юридических лиц за рубежом, создание условий для поддержания контактов с зарубежными украинских и выходцами из Украини.
6. Оказания им помощи в соответствии с международным правом.
7. Распространение в мире образа Украины как надежного и предсказуемого партнера.
В документе отмечается, что Украина осуществляет открытую внешнюю политику и стремится к сотрудничеству со всеми заинтересованными партнерами, избегая зависимости от отдельных государств или групп государств. Она развивает двусторонние и многосторонние отношения на основе принципов добровольности, взаимоуважения, равноправия, взаимовыгодности, невмешательства во внутренние справи.
Украина неуклонно придерживается международных стандартов прав человека, обеспечивает права национальных меньшинств, проживающих на ее территории, принимает надлежащие меры к сохранению национальной самобытности зарубежных украинских согласно нормам международного права. В современных условиях, говорится в документе, соблюдение прав человека является не только внутренним делом отдельных держав.
Украина придерживается принципа неделимости международного мира и международной безопасности и считает, что угроза национальной безопасности любого государства представляет угрозу общей безопасности, мира во всем мире. Во внешней политике она отстаивает подход «безопасность для себя - через безопасность для всех".
Украинское государство руководствуется принципом примата права во внешней политике, признавая приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутригосударственного права, ее устоявшийся принцип - добросовестное выполнение всех своих международных обязательств. Должным образом ратифицированы договоры Украины считает частью собственного внутреннего права.
Во внешней политике Украина берет за основу фундаментальные общечеловеческие ценности и осуждает практику двойных стандартов в межгосударственных стосунках.
Она выступает против присутствия Вооруженных Сил других государств на украинской территории, а также против размещения иностранных войск на территориях других государств без согласия этих государств, кроме случаев применения международных санкций в соответствии с Уставом ООН.
Согласно требованиям международного права, Украина осуществляет невооруженные принудительные санационные мероприятия в случаях международных правонарушений, которые наносят ей шкоди.
Она применяет свои Вооруженные Силы в случаях актов вооруженной агрессии против нее и любых других вооруженных посягательств на ее территориальную целостность и неприкосновенность государственных границ или для выполнения своих международных обязательств.
Украина считает себя, наравне со всеми другими бывшими советскими республиками, правопреемницей Союза ССР и не признает преимуществ и исключений из этого принципа для одной из государств-правопреемников без официально оформленного согласия всех этих держав.
Главными сферами внешнеполитической деятельности Украины в документах определены:
1. Развитие двусторонних межгосударственных видносин.
2. Расширение участия в европейском региональном спивробитництви.
3. Сотрудничество в рамках Содружества независимых держав.
4. Членство в ООН и других универсальных международных организациях.
Приоритетными направлениями двусторонних отношений Украины является активное развитие отношений с такими группами государств: приграничные государства, западные государства - члены ЕС и НАТО, географически близкие государства, страны Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона Африки, Латинской Америки.
С пограничными странами, говорится в документе, Украина имеет целью заключить полномасштабные договоры о добрососедстве и сотрудничестве, в частности для окончательного подтверждения существующих государственных границ, создание атмосферы взаимного доверия и уважения, развития дружеских и взаимовыгодных партнерских отношений во всех областях. В этом контексте каждое пограничное государство является стратегическим партнером Украини.
В "Основных направлениях внешней политики Украины" обращено особое внимание на то, что в силу особенностей исторического развития и специфику геополитического и геоэкономического положения Украины доминантой двусторонних отношений с пограничными государствами является украинским-российские отношения. Они определены в документе как связи "особого партнерства", поскольку от их направления в значительной мере зависеть прогрессивное демократическое развитие и Украины, и Российской Федерации, стабильность во всем свити.
Развитие отношений с западноевропейскими государствами, говорится в документе, создаст условия для возобновления давних политических, экономических, культурных, духовных связей Украины с европейской цивилизацией, ускорения демократизации, проведения рыночных реформ и оздоровления национальной экономики. Такое сотрудничество станет надежной основой для расширения участия Украины в европейских структурах и будущего интегрирования ее хозяйства к общеевропейскому и мировому экономическому пространству. В этом контексте особое значение для Украины имеют отношения с Соединенными Штатами Америки.
Географически близкие государства с некоторыми пограничными странами являются своеобразным мостом между Украиной и западом Европы. В документе отмечено, что Украина будет развивать с ними пов-номасштабни дружеские отношения. Такое сотрудничество расширять полосу стабильности и мира вокруг Украины, способствовать ее утверждению как влиятельного европейского государства, проторять пути к широким политическим, экономическим, культурным, научным, гуманитарным отношениям с Центральной, Северо-Восточной и Юго-Восточной Европой. Разветвленные и стабильные связи Украины с географически близкими государствами являются необходимым условием полноценного интегрирования Украины в семью европейских народов, ее активного участия в региональном и субрегиональном спивробитництви.
Украина будет развивать также двусторонние отношения с азиатскими, латиноамериканскими государствами и странами Азиатско-Тихоокеанского региону.
Очерчивая основные направления регионального сотрудничества Украины в Европе, документ перечисляет такие приоритеты в этой области: деятельность в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), участие в Совете Североатлантического сотрудничества и Североатлантической ассамблеи, развитие контактов с Советом Европы и другими европейскими структурами.
Украина будет развивать свою внешнеполитическую активность и на субрегиональных направлениях, в частности в Черноморском экономическом сотрудничестве и Дунайской комиссии, налаживать широкие контакты на Средиземноморском направлении, придерживаться курса на сотрудничество в рамках Центральноевропейской инициативы, стремиться поддерживать тесные контакты с Вишеград-ской группой, Северным Советом и Советом государств Балтийского моря, развивать сотрудничество в рамках Карпатского еврорегиону.
В документе отмечено, что перспективной целью украинской внешней политики является членство Украины в европейских обществах, а также других западноевропейских или общеевропейских структурах.
Украина как одна из основательниц Содружества независимых государств развивает сотрудничество с ее государствами-участниками в соответствии с положениями Соглашения о Содружестве независимых государств с оговорками к ней, сделанными Верховной Радой Украины. Украина рассматривает Содружество как международный механизм многосторонних консультаций и переговоров, дополняет процесс формирования качественно новых полномасштабных двусторонних отношений между государствами-участниками и имеет целью способствовать решению проблем, которые появились после распада Союза РСР.
Украина выступает за развитие широких торгово-экономических и других связей между странами СНГ на принципах суверенного партнерства, равноправия и взаимной выгоды. Она будет отстаивать позицию сбалансированной хозяйственной деятельности в рамках СНГ как необходимого этапа на пути внедрения цивилизованных форм развития интеграционных процессов. Признавая необходимость тесного экономического взаимодействия в рамках СНГ, Украина обращает внимание на то, что насущной потребностью современного этапа является пересмотр старых и переход к новым формам интеграции, которые бы способствовали скорейшему вхождению Украины и других заинтересованных стран СНГ в европейскую и мировую экономическую систему.
Украина, говорится в документе, избегать участия в институцио-нализации форм межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ, способных превратить Содружество в сверхгосударственную структуру федеративного или конфедеративного спрямування.
В документе были определены основные сферы деятельности Украины в ООН и универсальных международных организациях, говорилось о необходимости повышения эффективности, рентабельности участия Украины в ООН и других международных организациях, направление усилий на активизацию деятельности в структурах, способных обеспечить мир и порядок в мире, реально способствовать решения 'разрешению социально-экономических проблем Украины. Первостепенное значение Украина предоставляла миротворческой деятельности органов ООН, направленной на предотвращение и урегулирование конфликтив.
Приоритетными функциями внешней политики Украины документ определял: обеспечения национальной безопасности, создание условий для функционирования национальной экономики, содействие научно-техническому прогрессу в Украине и развитие ее национальной культуры и образования, участие в решении глобальных проблем современности; контакты с украинской диаспорой; информационную функцию .
В разделе, посвященном проблеме обеспечения национальной безопасности, говорилось, что Украина выступает за создание всеобъемлющих международных систем, универсальной и общеевропейской безопасности и считает участие в них за основную составляющую собственной национальной безопасности. Время Украина заботится о развитии собственных вооруженных сил в соответствии с принципом необходимой оборонной достатности.
Верховная Рада Украины обязала Кабинет Министров, Министерство иностранных дел и другие министерства и ведомства, участвующие в реализации внешнеполитического курса, руководствоваться в работе "Основными направлениями внешней политики Украины".
Ряд положений, которые определяют суть внешнеполитической деятельности, порядок имплементации законодательства, а также запрещение размещения иностранных баз на территории Украины (хотя переходные положения Конституции Украины допускают такое расположение, как временное, на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными украинским парламентом ), закрепила Конституция Украины, принятая Верховной Радой Украины 28 июня 1996 г. В соответствии с Основным Законом, суть внешнеполитической деятельности заключается в том, что она "направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сотрудничества на принципах и нормами международного права ". В Конституции также утверждается, что международные договоры, ратифицированные Верховной Радой Украины, становятся частью национального законодательства, а если они противоречат Конституции, то их заключение возможно лишь после внесения соответствующих изменений в Основной Закон Украини.
В "Основных направлениях внешней политики Украины", Конституции Украины значительное внимание уделено собственно механизма осуществления внешней политики. Четко и недвусмысленно указано, что государство должно иметь механизм правового, финансового и кадрового обеспечения для осуществления внешней политики.
С провозглашением независимости Украины появилась необходимость в проведении кардинальных структурных изменений в украинском обществе. Новые исторические реалии, международное признание Украины как суверенного и независимого государства побуждало направить основные усилия на ускорение вхождения страны в мировое сообщество и поиски собственного места среди равноправных субъектов международных отношений.
1. Выход на международную арену Глава VIII. УКРАИНА И СНГ