1. Создание СНГ и выработка ее организационных принципов
Создании Содружества независимых государств (СНГ) и участие в ней Украины вызывает пристальное внимание многих политиков и в Украине, и за ее пределами. Каждая новая встреча глав государств и правительств СНГ, решения, которые они принимают (со времени основания Содружества было заключено около 1 тыс. документов), усиливают дискуссии, столкновения взглядов относительно их целесообразности и, вообще, оправдывает себя пребывание Украинского государства в Содружестве, которые перспективы дальнейшего розвитку.Вот почему особое значение приобретает анализ предпосылок возникновения СНГ. Без выяснения этого исторического фона невозможно увидеть перспективы Содружества. Необходимо отметить, что возникновение СНГ было следствием "Беловежской заговора", как отмечал бывший Президент СССР М.Горбачев, а признанием политических реалий, которые повлекли процесс ликвидации СССР и появление нового "несоюзных образования". Бжезинский в работе "Посткоммунистический национализм" писал: "... названа К.Марксом" тюрьмой народов "царская империя при Сталине стала кладбищем народов, а теперь, при М.Горбачови, быстро превращается в вулкан народов". Заместитель директора Гарриманивського института О. Мотыль, который специализируется на изучении в Украине современных процессов, как З.Бжезинский, считал реальным распад советской системы "вдоль пятнадцати линий".
Именно распад тоталитарной системы ускорил распад Советского Союза и усилил центробежные процессы, обусловленные не только активизацией национальных факторов, но и острыми социально-экономический причинами. "И это привело к тому, - отмечал Л.Кравчук, - что Советскому Союзу могила уже была вырыта. И не мы ее копали. Мы только сделали, чтобы он спокойно опустился туда и не завалил никого".
Последняя попытка спасти СССР стала последней "соломинкой, которая сломала хребет верблюду". После подавления августовского 1991 мятежа каждая республика имела право принимать самостоятельное решение. Украина провозгласила независимость 24 августа 1991 г. Но сложность текущего момента заключалась в том, как выйти из-под руин империи, избежать "югославского варианта". Поэтому 7 декабря 1991 в Беловежской Пуще встретились лидеры, которые должны договориться о "несоюзных" будущее. Создание Содружества и ее задание они понимали по-разному. Если Л.Кравчук видел в ней "цивилизованный способ" выхода из империи, чтобы не возникало никаких вопросов относительно его легитимности, способ независимости Украины от гегемонии России, то Ельцин рассматривал СНГ как при-принудительной-минималистичный вариант обеспечения гегемонии России на территории бывшего союза. С.Шушкевич, пожалуй, вдохновляла национально-демократическая идея.
Лидеры Беларуси, России и Украины 8 декабря 1991 поставили подписи под Соглашением о создании Содружества независимых государств. Следовательно, основание СНГ оказалось компромиссом между полным разъединением Украины и России и образованием напивконфеде-ративного типа, желаемого для Москвы. Относительно республик, которые присоединились к СНГ в Алма-Ате 21 декабря 1991 p., Можно отметить: при тогдашней ситуации другого выхода для них не було.
До создания СНГ в различных странах отнеслись по-разному, но все отметили одно: Минск-алмаатинський акт - это окончательный распад бывшего СССР. В выступлении на международном Бер-тельсманивському форуме в Германии 4 апреля 1992 Л.Кравчук так определил понимание нового "несоюзных образования": "СНГ не является ни государством, ни сверхдержавой. Она не является субъектом международного права и международных отношений СНГ - это форма сотрудничества независимых государств, которые самостоятельно отвечают за свой внутреннее развитие и отношения с другими странами ".
Основы СНГ были определены Беловежской Договору об образовании СНГ и Протокола к ней, Алмаатинською декларации, а также Уставом СНГ от 22 января 1993 г. Отметим, что главными полюсами СНГ, как предусматривал профессор университета Джона Хопкинса и консультант по вопросам внешней политики президента Б. Клинтона М.Мандельбаум, стали Россия и Украина.
Истинные намерения России в отношении СНГ, бывших республик СССР раскрыл утвержден 14 сентября 1995 Президентом РФ Указ "Стратегический курс России с государствами участниками Содружества независимых государств". По сути, открыто выдвигалась задача обеспечения доминирования России на территории постсоветского пространства, и эту "зону интересов" должны были понимать не только "третьи страны", но и международные организации. Президент Украины Л.Кучма, находясь с визитом в Аргентине в октябре 1995 г., так оценил указ Б. Ельцина: "Этот курс нас не устраивает. Мы об этом сказали вслух. Борис Ельцин был борцом против империи и за демократию и мы бы хотели , чтобы он не отходил от этих позиций ".
Вряд ли можно согласиться с утверждением некоторых политологов, что значение СНГ для Украины после "развода" республик иссякло и только нежелание обострять отношения с Россией и надежды на российскую помощь в решении личных проблем заставляют украинских деятелей толерантно относиться к Спивдружности.
Отношение Украины к СНГ с самого начала было взвешенным и последовательным. Верховная Рада Украины Соглашение о Содружестве ратифицировала 12 декабря 1991 с соответствующими оговорками, которые делали невозможным превращение Украины в часть нового союзного государства. С целью прекратить различное толкование Минской соглашения 20 декабря 1991 было принято заявление Верховной Рады Украины "По поводу заключения Украиной Соглашения о Содружестве независимых государств", где отмечалось, что Украина отрицает преобразования Содружества независимых государств "на государственное образование со своими органами власти и управления "и" предоставление Содружества независимых государств статуса субъекта международного права ".
Заявление Верховной Рады Украины обязывала руководствоваться ею в деятельности все структурные звенья исполнительной власти во главе с Президентом Украины. ее значение для дальнейшей позиции Украины в Содружестве было чрезвычайно важным. Украина четко определила условия участия в СНГ, воспрепятствовали России превратить Содружество в новое государственное образование, способствовали активизации деятельности Украины как субъекта международных видносин.
Дальнейшее обоснование позиции Украины в СНГ содержалось в Постановлении Верховной Рады Украины от 2 июля 1993 г. "Об основных направлениях внешней политики Украины", которая рассматривала СНГ как международный механизм многосторонних консультаций и переговоров, который дополнял полномасштабные двусторонние видносини.
По сути, на протяжении всего первого этапа функционирования Содружества четко прослеживались две концепции отношения к СНГ: политическая (русский) и экономическая (украинского). Выступая по случаю 5-летия СНГ, Президент Украины Л.Кучма в радиообращений-не к украинскому народу отметил, что Украина принимает участие в деятельности СНГ на правах ассоциированного члена. "То есть нами сразу же было отвергнуто любую возможность вхождения в Содружество как надгосударственного образования вроде переиначивание Советского Союза. Каждое государство самостоятельно определяет степень своего участия в Содружестве и направления деятельности в ее рамках ... СНГ будет иметь реальные перспективы только в том случае, если здесь не будет старших и младших, если все будут одинаковы и равны права. Украины не воспринимает фельдфебельским тона ... ".
Кроме того, сосредоточившись на западном направлении, внешнеполитический аппарат Украине не сразу понял необходимость вывести в ряд приоритетов отношения со странами ближнего зарубежья. Вследствие этого руководство страны не имело представления о том, какими должны быть роль и функции Украина в постсоветском пространстве, как она должна обеспечивать свои геополитические интересы. Закрепление и укрепление позиции Украины в Содружестве требовало выработки концепции, которая бы основывалась на четком представлении о национальных интересах краини.
Относительно дальнейшей роли Украины в СНГ, то она была определена президента 19 июля 1994 г. в речи после принятия присяги на верность украинскому народу. "Мы должны быть не просто присутствовать в Содружестве независимых государств, а учиться активно влиять на политику внутри Содружества, решительно отстаивая свои интересы, не забывая, разумеется, и о наших партнерах. Если мы не будем участвовать в установлении" правил игры ", то эти правила все-таки установятся, но без нас и в ущерб нашим интересам ".
Согласно Уставу СНГ, Украина на правах ассоциированного членства пыталась эффективно действовать в различных структурах Содружества. Высшим органом СНГ является Совет глав государств, за ней следует Совет глав правительств, а далее - координирующие институты. В конце 1996 г. их действовало 80, в 57 из них Украина участвовала. Сейчас в СНГ 64 органы; 99% всех предложений Украины учитывается в проектах текста деклараций. В апреле 1999 г. на встрече лидеров краин
Содружества в Москве было принято решение о совершенствовании структуры органов СНГ. Прежде всего, речь шла об объединении Исполнительного секретариата СНГ, находившийся в Минске и аппарата секретариата в Москве. Был создан Исполнительный комитет Содружества с численностью 200 человек. Общая численность работников органов СНГ составляла 710 осиб.
За время существования Содружества приняты сотни важных документов, коэффициент полезного действия которых отражает современное социально-экономическое положение во всех странах СНГ. Впоследствии особые интересы стали проявлять почти все члены сообщества. Учитывая эти обстоятельства, а также различие, несходство интересов каждой из стран, свести эти интересы к единому знаменателю не способна была ни одна из межгосударственных и надгосударственных структур СНГ, к образованию которых стремилась Россия и другие страны.
Глава VIII. УКРАИНА И СНГ | 2. Участие Украины в Экономическом Союзе Содружества |