2. Участие Украины в Экономическом Союзе Содружества

С целью выработки основ согласованной стратегии, преодоления кризисных явлений и реформирования экономики 24 сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического Союза. В нем закреплен очень важный принцип, предложенный Украиной, - уважение суверенитета каждого государства и невмешательства в дела друг друга, неприминення любых видов экономического нажима. Украина, как ассоциированный член СНГ и Экономического Союза, 24 октября 1994 начала деятельность в заседаниях но-воствореного Межгосударственного экономического комитета (МЭК), представленного вице-премьерами государств-участников СНД.
Нельзя не признать, что Украина вместе с центром Российской Федерации составляла целостное, высоко интегрированное ядро народнохозяйственного комплекса, как любят сейчас выражаться - единого экономического пространства. Экономическая структура и связи, сложившиеся между республиками бывшего СССР, и до сих пор продолжают удерживать свои позиции. Еще весной 1998 г. известный специалист, профессор Гарвардского университета Р.Пайпс заявил: "Теперь между республиками СССР станет возможен лишь экономический союз". Д.Бреслауер считал, что развал единого хозяйственного организма вряд ли пойдет на пользу реформам в Украини.
Полная геоэкономическая переориентация со структурной перестройкой и переориентация на новые рынки требует значительных затрат времени и средств, поэтому для Украины активное участие в формировании экономического пространства на территории СНГ пока не альтернативи.
Для налаживания эффективных и взаимовыгодных отношений стороны договорились постепенно обеспечить снижение и отмену таможенных пошлин, налогов, согласования таможенного законодательства, упрощения таможенных процедур. Именно через таможенные барьеры начались разрушаться ранее действующие связи между республиками по специализации и кооперации, которые приводили к прямым потерям и поставщиков, и споживачив.
Для выполнения и развития положений Договора об Экономическом Союзе были приняты такие важные документы, как договоры о создании зоны свободной торговли, сотрудничество в сфере инвестиционной деятельности, концепция Платежного союза, концепция взаимного правового урегулирования хозяйственных видносин.
В Ашхабаде 23 декабря 1993 члены Содружества заключили Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ. Украина ратифицировала ее 14 марта 1995 На товары, произведенные производственной кооперации между предприятиями СНГ, распространялся льготный таможенный режим. Украина заключила такие международные договоры с Азербайджаном, Грузией, Туркменией, Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией. В рамках производственной кооперации заключены соглашения с министерствами и ведомствами России (9), Молдовы (3), Туркменистана (2), Казахстана (2), Армении (1), Кыргызстана (1). Между предприятиями Минмашпрома Украине и СНГ подписано 693 соглашения, из них 642 - с Россией. Объем взаимопоставок составил 9387 тыс. долларов, из них на Россию приходилось 8900 тис.
К сожалению, не были выполнены Соглашение о свободной торговле от 24 июня 1993 p., Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Соглашение о режиме свободной торговли от 8 февраля 1995 г. их реализация через создание зон свободной торговли давала бы возможность украинским товара один раз пересекать границу и находился бы в режиме свободной торговли до Тихого океана или Кушки и реализовывался на таких же условиях, как и местные товары. Однако Россия откладывала их внедрения на неопределенный термин.
Только в апреле 1999 г. на саммите стран-участниц СНГ было принято решение о введении зоны свободной торговли при условии, если все государства ликвидируют таможенные, валютные и другие преграды. Однако в скорую победу этих решений верили мало. Определенные сдвиги в этом вопросе простежилися на саммите стран СНГ в Минске в ноябре 2000 г. В. Ющенко подписал Протокол о правилах лицензирования импорта государствами-участниками Соглашения о зоне свободной торговли, а также правила определения страны происхождения товара. На юбилейном саммите стран СНГ в ноябре 2001 г. в Москве Президент России В.Путин отметил, что его страна готова уже в ближайшее время урегулировать несогласованные вопросы по созданию зоны свободной торговли с Украиной, Беларусью и Таджикистаном. Лишь после этого на территории России будет введен режим свободной торговли. Итак, хоть и медленно, но вопросы, связанные с введением такого режима, начинают решаться.
За годы существования Таможенного союза (1995 г. в него вошли Россия, Беларусь, Казахстан, с марта 1996 г. - Кыргызстан) никаких весомых шагов на пути его реализации не было. Однако как механизм давления, в частности на Украину, он действовал. Так, из всех стран СНГ налог взимался при экспорте, а с Украиной - еще и при импорте, из других стран только при импорте. Были установлены квоты на спирт зерновой, этиловый и водку, белый сахар, а с 15 мая 1997 г. было повышена пошлина на сахар (это 8,6% всего украинского экспорта).
Катастрофическое развитие событий в России в 1998 г. существенно повлиял на экономическую ситуацию в странах Содружества. их товарооборот сократился на 14-37%. Иностранные инвесторы из-за финансового кризиса в России потеряли от 12 до 16 млрд долларов. Это негативно сказалось на международном авторитете России, и чтобы избавиться шокового состояния, ей нужно было почти пять рокив.
Все попытки украинского правительства и других стран СНГ инициировать совместную работу над межгосударственным антикризисной программой в рамках Содружества закончились ничем. Совсем незаметной оказалась роль Международного экономического комитета. Ситуация стала серьезной причиной для анализа поиска новоипрагматы-ческой формы развития отношений между странами СНГ. Речь идет не о разрушении существующих экономических связей, а наоборот - именно об их расширении и введение в действие зоны свободной торгивли.
С чем связана не совсем удачная экономическая практика в рамках СНГ? Главная причина - несоответствие ее современной модели национальным интересам суверенных государств. Так, в октябре 1995 г. Верховная Рада Украины ратифицировала Соглашение о присоединении к Евразийского объединения угля и металла. Однако выполнение статей этого соглашения фактически приводит к восстановлению консервации старой имперской схемы. Украина преимущественно производит сырье, полуфабрикаты, а Россия - конечную продукцию - прокат титана, титанового листа, от реализации которых Украина не получает ни копейки. Устав МЭК предусматривает "Согласование условий перевозок и тарифов". Это означает, что Украина будет терять миллионы долларов за транзит российских товаров через ее территорию. Согласование "квот на производство и экспорт" снова ограничивает права Украины относительно выбора рынков сбыта. Итак, одновременно с мировыми ценами на нефть и газ мы получили также Евразийское объединение угля и металу.
Проблем и трудностей в становлении экономического союза СНГ предостаточно. Во многих случаях ряд государств или отдельные государства при решении общих вопросов имеют разные, в основном, прямо противоположные цели. Поэтому не случайно, что с 28 документов, принятых Советом глав государств и Советом глав правительств, подлежащих ратификации, Украина подписала 14, а ратифицировала восемь. Практически каждый третий документ нечинний.
В принятых решениях отсутствуют условия переориентации стран на международные стандарты и мировые цены, не определены пути использования иностранного капитала, преобладает повышенная роль государства, а не непосредственных производителей и потребителей как главных субъектов рыночных отношений. Межгосударственный совет по нефти и газу не может решить конфликтные ситуации, постоянно возникающие из-за распределения азербайджанской нефти и транспортировку туркменского газа. Сосредоточение замкнутых производств на территории России негативно влияет на развитие межгосударственной специализации.
Одна из сложных проблем, стоящей перед странами-участ-ницямы СНГ, - долги и активы бывшего СССР. Еще до распада СССР 16 апреля 1991 Постановлением Верховной Рады Украины было поручено Совету Министров и Национальному банку начать переговоры с Советом Министров СССР и Государственным банком СССР о передаче Украиной доли в золотом запасе, алмазном и валютном фондах, а также начать переговоры относительно доли Украине во внешних долгах СССР. Особенно остро проблема встала после распада Союза и подписания 9 декабря 1991 Договора о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР. Государственный долг СССР составлял 81 млрд. дол., Кроме того, существовала задолженность за Ленд-лизу 0,8 млрд. дол., За кредиты предприятий и организаций - 1 млрд долларов, странам СЭВ - 17,3 млрд долларов. Актив СССР - развивающиеся страны, - 74 млрд долларов, имущество за границей -3500000000 руб. по балансовой ведомости, долги бывших социалистических стран - 47,9 млрд переводных рублей, золото - 259 т.
Была создана специальная комиссия по правопреемственности относительно долгов и активов бывшего СССР. Однако поскольку комиссия подтвердила, что сформулировать общие правила невозможно, она была ликвидирована. В то время не было учтено объемов резервного валютного фонда, алмазного фонда, инвестиций СССР за рубежом и кредитов СССР, предоставленных другим банкам, а также доходы от экспорта вооружений. Фактически ни одна страна-член СНГ не получила полной и достоверной информации о состоянии активов и боргив.
В Москве 6 июля 1992 г. заключено Соглашение о распределении всей собственности СССР. Доля Украины была определена в 16,37%. Однако и это соглашение не выполнялось. Тогда с целью "правового обеспечения собственности РФ за рубежом" Указом Б. Ельцина от 8 февраля 1993 г. "О государственной собственности бывшего СССР за границей" было определено, что Россия как государство-преемник СССР принимает на себя все права и обязательства на использования этой власности.
Украина 9 декабря 1994 была вынуждена подписать "нулевой вариант", поскольку не могла обслуживать внешний долг и выросла задолженность перед Россией и "Газпромом". Россия согласилась на реструктуризацию украинского долга при условии подписания "нулевого варианта". "Нулевой вариант" с Россией подписали все страны, кроме республик Прибалтики и Грузии.
Украина не ратифицировала "нулевой вариант". Верховная Рада Украины 19 февраля 1994 г. приняла решение о порядке его ратификации, а 24 октября 1997 г. было предложено заключить Соглашение между Украиной и Российской Федерацией об урегулировании вопросов правопреемства относительно внешнего долга и активов бывшего СССР при условии, если украинская сторона получит исчерпывающую информацию об объективном состав, балансовую и рыночную стоимость зарубежной собственности бывшего СССР, состояние балансов Госбанка СССР, Гохране СССР, МБЕМ, МИБ, иностранных банков, которые находились в собственности СССР по состоянию на 1 декабря 1991 г., об объемах Золотого запаса, Алмазного фонда СССР и сроки условия погашения долгов. Не надеясь, что в способе русского мышления произойдут существенные изменения, известный эксперт по украинской политики Р.Сольчаник посоветовал украинскому руководству придерживаться стойких позиций в переговорах с Россией, в частности по проблемам "экономического наследия" и внешних долгов СССР.
1. Создание СНГ и выработка ее организационных принципов 3. Сотрудничество Верховной Рады Украины с Межпарламентской ассамблеей