6. Двусторонние отношения Украины со странами СНГ
Опыт существования СНГ удостоверяет, что двустороннее сотрудничество дер-жал-участниц в различных областях развивается в целом эффективнее, чем многосторонняя. Страны-участницы СНГ являются не только важными торговыми партнерами, но и элементами так называемого постсоветского пространства, в котором доминируют значительные культурные, гуманитарные и другие интересы, и проживают около 6 млн 767 тыс. украинских. Не случайно в январе 1995 г. была принята государственная программа "Украинская диаспора на период до 2000 года", но, к сожалению, из-за нехватки средств ее реализация практически была згорнута.Геополитическое расположение Украины объективно предопределяет ее большое внимание в налаживании тесных и взаимовыгодных связей, прежде всего со странами-членами СНГ, имеющих с ней общие границы - Россией, Беларусью и Молдовой. Безусловно, основные направления внешней политики Украины и концепция развития отношений Украины со странами СНГ являются приоритетными и определяют отношения Украины с Российской Федерацией. "Для Украины они являются отношениями особого партнерства, поскольку от их характера в значительной мере зависеть судьба прогрессивного демократического развития как Украины, так и в Российской Федерации, стабильность в Европе и во всем мире".
Определяющий фактор украинской-российских отношений и стра-тегичности партнерства обеих стран - их географическая и историческая сходство, общие границы. "Дело не только в том, - отмечал А.Каминський, - что Украина и Россия являются соседями, и ни мы, ни они не заберемся в другую часть света или на другую планету, то есть мы обречены на сосуществование или побичиснування. Важно здесь, прежде всего, огромная протяженность нашей границы с Россией и пограничный рельеф, делал всегда открытым или, как сегодня можно сказать, "прозрачным".
Для Украины Россия - неограниченный российский рынок (во внешнеторговом обороте Украины со странами СНГ и Балтии доля России составляла 77%), основной поставщик энергоносителей и один из главных кредиторов. У нас очень близкое конституционное поле, во многом совпадают политические системы и режимы, структуры и формы управления, взаимосвязанный информационное пространство. состоянию на 2001 г. украинская диаспора в России составляла 4 млн человек. На первом Всероссийском съезде выходцев из Украины, который состоялся в декабре 2001 г. в столице РФ, активно обсуждалась тема создания влиятельного и действенного украинского лобби в Москве. Интересная и такая деталь: в Москве работает 35 послов иностранных государств в Российской Федерации, является по совместительству послами в Украине. Все эти факторы в полной мере утверждают, что для России и Украины существует серьезный фундамент стратегического партнерства.
Однако решающим здесь является, как справедливо отмечал А. Камин-ский, "... государственная идеология, национальная философия бытия, внешнеполитическая и военная доктрина руководящих элит, которые определяли и определяют отношение одного государства к другому ". Провозглашая неоднократно о попытке строить отношения с Украиной на основе тесного сотрудничества, дружбы и особого партнерства, Россия многократно демонстрировала исторически привычную для себя позицию "старшего брата", пользуясь правом статуса "право-правопреемники СССР". Такая позиция была не только несправедливой, но и ошибочным. Ведь всегда лучше иметь дело с равным партнером. случайно долгое время украинские-российские отношения, по выражению Л. Кучмы , переживали состояние "холодной войны".
Позиция России относительно Черноморского флота, Севастополя начата (обратим внимание!), пропрезидентским "Нашим домом", предвыборная гонка с откровенно провозглашенными Государственной Думой территориальными претензиями к Украине, выдвижением тезиса о том, что решение о нерушимость европейских границ не касается территории бывшего СССР и, наконец, заявления мэра Москвы о самой проблеме Севастополя решить силовым методом, могли свести на нет "стратегическое партнерство" Украины и России. И только взвешенная реакция украинского руководства на такие провокационные действия, последовательный курс на развитие добрососедских отношений не дали возможности довести ситуацию до критического стану.
В Марийскому дворце Киева 31 мая 1997 г. был заключен "Большой договор" - Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией. По словам министра иностранных дел России И. Иванова, он "стал результатом длительных и сложных переговоров". В настоящее время уже заключено около 180 различных соглашений между Украиной и Россией, а воплощались они крайне недостатньо.
Давая оценку подписанному Договору, Президент Украины Л.Кучма в февральском 1999 интервью политическом обозревателю "Известий" О.Бовину отметил: "На сегодня проблем политического характера, которые могли остановить процесс сотрудничества между Украиной и Россией или даже вернуть его обратно, практически нет. Мы решили главный вопрос в мае прошлого года - в "Большой" соглашению признали друг друга суверенными независимыми государствами, у которых нет территориальных претензий. Разрублено гордиев узел, в котором переплелись и политика, и экономика, проблемы масштабные и мелкие, темы прошлого и будущего. Итак, мы нашли ключ, принципиальную основу для решения всех других проблем, несмотря на их возможную сложность ".
Верховная Рада Украины в январе 1998 г. 305-ю голосами" за "ратифицировала Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской федерацией. Депутаты не поддержали предложение группы "Реформы" дополнить закон нормой о том, что соглашения относительно Черноморского флота остаются недействительными к их ратификации парламентом. Не поддержали ратификации основном депутаты от КУН, УРП, УКРП, входивших в избирательный блок, "Национальный фронт" , а также некоторые депутаты группы "Реформы". За поддержку договора высказалось большинство депутатов, в частности представители национально-демократических сил. Голосовать "за" призывал лидер Движения Чорновил, вследствие чего некоторые из противников ратификации обвинил его в "угождении" украинской исполнительной власти . Среди тех, кто поддержал соглашение, были и радикальные противники Президента Л.Кучмы (левые, "громадовцы"), которые не могли не учитывать настроения своего электората из восточных и южных областей Украины. Комментируя ратификации Договора, первый Президент Леонид Кравчук отметил : "Украина и Россия всегда будут жить рядом, границу никто не перенесет. Крым и Севастополь - в составе Украины, что зафиксировано в договоре и является основным ".
Почти двухлетним стал" ратификационный марафон "для Гос-думы РФ, несмотря на усилия депутатов двух стран. Ни встреча украинских и российских депутатов в Киеве (октябрь 1997), ни поездка парламентской делегации Украины в Москву (ноябрь 1997) не дали заметных результатов в отношении ратификации. Безрезультатно закончился и визит Председателя Верховной Рады Украины Мороза (декабрь, 1997). Российские парламентарии сначала отложили ратификацию до парламентских выборов в Украине в марте 1998 Казалось бы, их результаты были вполне благоприятны, но вопрос не поднимался в повестке дня российской Гос-думы. Впоследствии в России разгорелась правительственный кризис, и депутаты были заняты проблемой своего выживания. Когда в Верховной Раде Украины началась "спикериада", пришлось ждать результатов "спи-керських торгов". Как ни странно, но судьба Договора снова зависела от внутренних украинских процессов. Когда Ткаченко возглавил Верховную Раду Украины, в России возник финансовый криза.
Отсрочить ратификации Договора до парламентских выборов в России (1999) не приходилось. Ускорил ратификации выступление Ткаченко в российском парламенте и его предыдущие заявления о вступлении Украины в МПА, создание в будущем единого экономического пространства, единой валюти.
Большинством голосов (106 при 90 необходимых) Совет Федерации России 17 февраля 1999 наконец ратифицировала "Большой договор". Против выступил председатель думского комитета по делам СНГ Г.Тихонов. Он квалифицировал "Большой договор" как признание границ Украины, произвольно ней проведенных, а следовательно, снятие любых препятствий для ее вступления в НАТО . Ю.Лужков назвал ратификацию недействительным и потребовал обнародовать информацию россиянам, "кто голосовал за передачу Крыма и Севастополя". В.Жиринов-ский назвал этот день "черным" в истории России и как границы между странами предсказывал колючую проволоку и натовские войска, его будут охороняти.
Ратификация "Большого договора" стала весомым поражением откровенно шовинистических кругов России, хотя он был ратифицирован с оговоркой о том, что документ вступит в силу только после того, как Верховная Рада Украины ратифицирует соглашение по Черноморскому флоту. Однако основное заключалось в том, что впервые с 1654 г. Россия официально признала целостность Украины как независимого государства. Так открылась возможность нанести линию границы на карте и подписать Соглашение о государственном кордон.
С принятием "Большого договора" о украинском-российском сотрудничестве было создано необходимую политическую и юридическую базу, что позволяет (при условии политической воли руководства обоих государств) окончательно преодолеть трудности "развод" продолжает строить отношения на цивилизованных принципах взаимной и взаемоповаги.
Трудности, которые тормозят развитие двусторонних отношений, носят преимущественно политико-конъюнктурный подтекст и вполне преодолимы. Это говорит урегулирования проблемы Черноморского флота и, производной значительной степени от нее, города Севастополя. Российско-украинской политико-дипломатическая "эпопея" вокруг решения проблемы ЧФ, по крайней мере на межправительственном уровне, закончилась 28 мая 1997 Был подписан три соглашения: о статусе и условиях пребывания российского Черноморского флота на те-ритории Украины, о параметрах раздела ЧФ и межправительственное соглашение о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и его пребыванием на территории Украины. Кроме этого, главы правительств подписали также Протокол "О дополнительные меры по выполнению соглашений по Черноморскому флоту ".
Согласно подписанным соглашениям, РФ согласилась на 20-летний срок аренды определенных бухт размещения флота в Севастополе, который получает статус главной базы ЧФ Российской Федерации. Взамен Россия будет участвовать в развитии городской инфраструктуры Севастополя . Личный состав ЧФ составит не более 25 тыс. человек. Решен вопрос о взаиморасчетах между Россией и Украиной за аренду. Россия также согласилась компенсировать Украине сумму за тактическое ядерное оружие, вывезенное с территории Украины в сумме 450 млн доларив.
Верховная Рада Украина 25 марта 1999 ратифицировала три российско-украинского соглашения по Черноморскому флоту. Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Крючков отметил, что ратификации "не было альтернативы", а нератификация значительно осложнило бы отношения между двумя государствами, она была бы выгодной тем политическим силам, которые не желают стабильности. Положительным фактом является также заложен в соглашении принцип: украинский долг за энергоносители будет погашаться за счет российской арендной платы. В январе 2002 г. Председатель Верховной Рады Украины И.Плющ подписал протокол "О развитие сотрудничества между законодательными органами Украины и России ".
После политических договоренностей приобрело первостепенное значение составления взаимовыгодного экономического сотрудничества. Необходимость налаживания добрососедских, партнерских отношений - потребность двух государств. Русская и украинская экономика взаимосвязаны не только в связи с интеграцией, сложившейся исторически, среди всех членов СНГ. Именно эти государства составляют наибольший процент в торгово-экономическом балансе. Кардинально изменить рынки сбыта в условиях жесткой мировой конкуренции - дело нереальна.
В 1998 г. товарооборот между Украиной и Россией составил 13 млрд долларов. Позитивным признаком украинского экспорта (в основном продовольственные товары, продукция машиностроительной, металлургической и химической промышленности) стал рост до 90% продукции. Импортируем основном, по-прежнему, энергоносители (газ, нефть, уголь, нефтепродукты) - 73,8% всего импорта. В ноябре 2000 г. во время встречи в Минске Президент России В.Путин и Президент Украины Л.Кучма договорились о том, что Россия предоставит Украине длительное отсрочки уплаты долгов за газ. В Киеве премьеры А.Кинах и Касьянов подписали 4 октября 2001 . Соглашение "О реструктуризации долга Украины за российский газ". Согласно ей, Россия согласилась продлить срок уплаты украинского долга на 12 лет, ставка 4% годовых, с трехлетним льготным периодом.
Значительные перспективы расширения транспортных коридоров общеевропейского сообщения. На современном этапе услуги железнодорожного транспорта составляют лишь 109 600 000 долларов. Есть предложение заключить долгосрочный договор о транзите (на десять лет) газа в Европу транспортной сетью Украини.
Создание на двусторонней основе новых интеграционных связей с Россией, лишенных внеэкономических признаков, способных не только решить проблемы экономической реконструкции, но и отойти от консервативно-устаревших технологий и приблизиться к стандартам ЕС. Наметилась тенденция к расширению производственной кооперации. По данным министра России по делам СНГ Б. Пастухова, 400 заводов России получают 6 тыс. изделий украинского производства . Кроме того, более 30 регионов РФ заключили договоры с Украиной о сотрудничестве. В России действует более 800 предприятий с украинским капиталом. Создано около 30 финансово-промышленных украинских-российских групп в ведущих отраслях економики.
На встрече представителей межправительственной комиссии в декабре 2001 г. в Москве заключена договоренность о том, что Россия платитеме с 2002 г. за транзит газа в Европу не только самим газом, а частично и валютой. М.Касьянов согласился предоставить Украине кредит в сумме 270 млн долларов для достройки энергоблоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС. С доведением толком нефтепровода "Одесса - Броды" Россия сможет поставлять нефть в Западную Европу, минуя Босфор. Прилагаются совместные усилия, чтобы вместе вступить во Всемирную торгивли.
Особая роль принадлежит сотрудничеству с Россией в области военно-промышленного производства и проблем космоса. Украина унаследовала от СССР вторую по величине (40%) и, как утверждают специалисты, наиболее ценная часть военно-промышленного комплекса. Согласно официальным источникам, 1840 промышленных предприятий и 2,7 млн рабочих были заняты в военном производстве; 700 из этих предприятий, насчитывавших 1300000 работающих, выпускали только военную продукцию. Среди них - 300 таких гигантов, как "Южмаш", "Арсенал", "Хартрон" и другие. На этих предприятиях производились транспортные самолеты, ракетные крейсера, танки (Украина производила около 50% советских боевых транспортных средств), ракеты "Зенит", "Циклон", SS-18, SS-20, SS-23, SS-24 и ин.
Европейское признание получил русско-украинский АН-70. Единый самолет в мире, сочетающий высокую скорость (800 км / ч) и низкий расход топлива, способен переносить 35 т груза на 5 тыс. км, что в 2 - 3 раза ускоряет переброски войск. Этапным событием был запуск первого спутника дистанционного зондирования земли "Сич -1 ". Был заключен контракт по проекту" Морской старт "(Украина, США, Россия, Норвегия) и создана пусковая платформа морского базирования стоимостью 600 млн долларов. Украины поставляет продукцию ВПК в более 30 стран мира. По оценке специалистов, уже теперь реальным размещение заказов на предприятиях на сумму 1,5 млрд доларив.
ВПК Украины в условиях расширения взаимного сотрудничества может выполнять роль "локомотива" в подъеме украинской экономики. В декабре 2001 г. в Харькове в рамках украинских-российского бизнес форума состоялся "круглый стол "" оборонно-промышленный комплекс ", где было объявлено о начале создания общего основного боевого танка XXI в., танка четвертого поколения, модернизацию боевых самолетов, производство в Украине вертолетов АН-72 и АН-72П (патрульный), АН-74 для коммерческой авиации.
Российская Федерация была и остается крупнейшим кредитором Украины - около 4 млрд долларов. Структура украинского долга: технический кредит - 2,5 млрд долларов с 1995 г. переоформлен в государственный долг, долг за энергоносители - 1,4 млрд переоформлен как облигации внутреннего займа со сроком погашения в 12 рокив.
Продвижение к экономическому сближению двух государств должно быть взаимным. Хоть 27 февраля 1998 в Москве президенты Украины и России поставили подписи под Договором "Об экономическом сотрудничестве между Украиной и Российской Федерацией на 1998 - 2007 pp. ", пока не действуют соглашения о зоне свободной торговли, взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения, таможенные тарифы. Товарооборот между Россией и Украиной на 2003 г. вырос, но его объем составляет лишь 60% от уровня 1996
В ноябре 2001 г. в Москве состоялась встреча В.Путина и Л.Кучмы. Как отметил посол Украины в России Белоблоцкий, константуючы итоги переговоров, Украина и Россия уже готовы подписать соглашение о зоне свободной торговли. В Одессе во время встречи
5. Пути реформирования Содружества | Раздел IX. УЧАСТИЕ УКРАИНЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ |