5. Пути реформирования Содружества

Безусловно, в существующих формах Содружество не имело будущего. Анализируя основные уроки деятельности СНГ в 1998 p., Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк подчеркнул: в рамках СНГ "мы были свидетелями возникновения кризиса, в результате которого главы государств-членов СНГ приняли решение о начале работы по реформированию Содружества".
В январе 1998 г. Президент Украины Л. Кучма обратился с письмом к Председателю Совета глав государств, Президента России Б. Ельцина, в котором изложил предложения относительно реформирования СНГ. В июле 1998 г. в Минске состоялось совещание рабочей группы по вопросам совершенствования деятельности СНГ и реформирования его структуры. В выступлении Президент Беларуси А. Лукашенко отметил: "Сейчас СНГ находится в состоянии клинической смерти, реанимации". Все понимали необходимость коренных изменений в отношениях в СНГ. Особое внимание привлекла позиция Украины, которую изложил первый заместитель МИД Украины А.Бутейко, отметив: "Украина видит СНГ инструментом многосторонних переговоров и консультаций, рациональным механизмом экономического сотрудничества с вынесением за рамки Содружества, в частности вопросов военного, политического, правового сотрудничества, а также вопросов коллективной безопасности ". На повестке дня назрел созыва межгосударственного форума СНД.
После закрытой встречи глав государств Содружества в Кремле 2 апреля 1999 г. Б. Ельцин отметил, что по инициативе Украины и России удалось подготовить содержательный политический документ, который определяет пути превращения СНГ в эффективный международный механизм взаимодействия государств и отвечает требованиям XXI в. По итогам саммита был подписан ряд основных документов относительно реформирования Содружества. Президенты подписали Декларацию об основных направлениях развития СНГ. Целесообразно заметить, что Президент России впервые со дня основания СНГ убедительно отметил, что РФ уважает право каждой страны-участницы саммита выбирать формы и масштабы сотрудничества в этой структуре и выступает против создания в Содружестве наднациональных структур.
Украина является действительным членом СНГ. На территории других стран содружества 61% товарооборота принадлежит Украине. Она - за реформирование, повышение эффективности и усовершенствование механизмов деятельности. Украина выступает и будет выступать за то, чтобы в рамках СНГ заключали соглашения, которые отвечали бы национальным интересам и гарантировали бы экономическую безопасность государства, не допускали доминирования одной страны или группы стран СНГ в межгосударственных организациях и объединениях. Развитие и углубление отношений со странами СНГ не должны осуществляться в результате свертывания взаимосвязей с развитыми странами мира. Степень вмешательства Украины в СНГ не должно противоречить Конституции Украини.
Учитывая современное состояние Содружества, можно предусмотреть несколько вариантов ее деятельности. Вероятно, дальнейшего развития не происходить. Это говорит, во-первых, не слишком пылкое желание многих субъектов СНГ что-то радикально менять. Во-вторых, нарастающие кризисные явления в СНГ, оказываются в последующей регионализации и дезинтеграции (об этом в свое время предупреждал руководитель центра славянских и восточноевропейских исследований Калифорнийского университета в Беркли Д.Бреслауер). Так, через две недели после принятия Государственной Думой РФ Постановления "О денонсации Беловежских соглашений", 29 марта 1996 г. в Москве было заключено четырехстороннее Соглашение об экономической интеграции Российской Федерации, Казахстана, Кыргызстана и Беларуси. Президенты России и Беларуси 2 апреля 1997 г. заключили Договор об объединении своих государств, после чего Лукашенко назвал это образование "первой ступенью СНГ", вторым - "большую четверку", остальные отнес к третього.
Кроме этого, очень быстро создались другие автономные степени - ГУ AM (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), к которым в 1999 г. присоединился Узбекистан, а в июне 2001 г. в Ялте был подписан уставной документ, который оформил это консультативное объект объединения в международную организацию. Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан образовали Центральноазиатский союз. Впоследствии эти страны, вместе с Россией и Беларусью заключили Евразийский экономический союз. В июне 2001 г. Президент Молдовы В.Во-ронин убеждал Л.Кучму вместе присоединиться к новостворе-ного союза. Молдове это выгодно, поскольку она не имеет общих границ с СНД.
Наличие таких союзов внутри Содружества может привести к его полустихийному распада, вследствие чего это образование будет ограничено четырьмя членами, а может, даже двумя. "Мы за то, чтобы сохранить СНГ, - отмечал Президент Украины Л.Кучма. Но мы против" двоек "или" четверок "внутри Содружества, против политики" разных скоростей ". Работающую структуру можно построить, если она состоит из нескольких концентрированных кругов , каждое из которых житеме по своим правилам и принципам. Наступило время создания действенного механизма многостороннего сотрудничества. Без разработки такого механизма страны будут так же "работать локтями", выталкивая друг друга из общего рынка, вместо того, чтобы совместно его наполнять ". По мнению же российского президента В. Путина, которое он высказал в Ялте в августе 2001 г. на неформальном саммите президентов стран СНГ, такие региональные объединения "могут быть лабораторией для дальнейшего сотрудничества в рамках Содружества".
На Ялтинском саммите 23 ноября 2003 г. Украина, Россия, Беларусь и Казахстан подписали соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП). Соглашение о ЕЭС является попыткой соединить две идеи: Украинский - о зоне свободной торговли и русскую, важным, прагматичным элементом которой, отмечал В.Путин, "должен стать отказ от стремления к сплошной интеграции всех постсоветских государств и ориентация на усиление интеграционного ядра". Module . По мнению первого вице-премьер-министра Украины Азарова, которое он высказал во время выступления на дне правительства в Верховной Раде 4 декабря 2003 p., Первым этапом в реализации договоренностей по ЕЭП должно стать "формирование зоны свободной торговли без исключений и ограничений ". Речь идет по сути о так называемом ослабленный вариант единого экономического пространства на принципах свободной торговли, предложил в июне 2003 г. А.Гальчинский - советник Кучмы. Безусловно, между идеей ЕЭП и ее реализацией - значительное расстояние, поскольку существует ряд нерешенных, спорных проблем и на очереди президентские выборы в Украини.
Целесообразно предусмотреть еще один вариант, если инициатором роспуска СНГ станет Россия, тоже реально учитывая внутриполитические обстоятельства в Москве и процесс регионализации, - Содружество прекратит существование вообще. Украина, вероятно, никогда не станет инициатором роспуска СНГ, но так же, как в 1991 p., Сможет использовать такой ход событий и полностью сосредоточиться на европейском направлении развития внешних отношений - ЕС и Организации Черноморского экономического сотрудничества, устав которого Украина подписала 5 июня 1998 г. в Ялте, а Верховная Рада Украины его ратифицировала 19 марта 1999 г. По мнению европейских экспертов, актуальным будет рассмотрение вопроса об ассоциированном членстве Украины в ЕС, а также предоставление украинским товарам режима свободной торговли с ЕС.
Кроме этого, есть еще вариант будущего СНГ, который предусматривает превращение этой организации после реформирования на действенную и влиятельную. Основания для этого есть. В частности, это было заявление Председателя Совета глав государств СНГ, Президента РФ Б.Ельцина о том, что первый этап развития Содружества завершился и он вынужден признать ошибочной позицию России на этом этапе. Поскольку Украина уже давно выступала за приоритет двусторонних отношений в СНГ, предложено отказаться от принципа консенсуса при принятии решений в СНГ, а само Содружество превратить в "механизм сближения интересов".
Такую линию сегодня поддерживает и Президент В.Путин. В ноябре 2001 г. в Москве состоялся юбилейный саммит Содружества, который определил основные направления дальнейшей интеграции стран-участ-ниц. В коллективной Декларации, подписанной главами государств, намечены задачи СНГ на перспективу. Ключевое значение второго этапа развития Содружества заключалось во внедрении зоны свободной торговли, которую за пять последних лет так и не создали. В итоговом документе значительное внимание обращено на проблему борьбы с международным терроризмом. С этой целью создана анти-террористический центр СНГ, который предусматривает согласованную работу органов безопасности и специальных служб государств-участников Содружества. В феврале 2002 г. в Шимбуласи, вблизи Алма-Аты, на третьем неформальном саммите глав государств СНГ достигнута договоренность о координации дальнейших действий в борьбе с международным терроризмом и определены направления сотрудничества в топливно-энергетической сфери.
Однако для того, чтобы состоялось реальное реформирование СНГ, необходимо осознание, что Содружество не может быть средством достижения лишь одного или нескольких ее субъектов. ее назначение-быть инструментом согласованной и взаимовыгодной политики экономического и культурного развития, способствовать становлению "новых демократий" и постепенному вхождению стран-членов СНГ в мировое сообщество. Большинство стран-участниц СНГ поддерживают предложение Украины об изменении модели СНГ из политического (русский вариант) на приоритет экономического сотрудничества и сопротивления, на взаимовыгодные двусторонние связи.
4. Проблема границ в СНГ 6. Двусторонние отношения Украины со странами СНГ