2. Участие Украины в европейских международных организациях

Одной из важнейших внешнеполитических целей после провозглашения независимости Украина определила вхождение в европейских международных организаций. Курс на интеграцию в европейские структуры - Совет Европы, Европейский Союз, НАТО и другие межгосударственные организации, являющейся основой политической архитектуры Европы, четко определился с первых этапов внешней политики суверенного государства. Процесс интеграции Украины в европейское политическое, правовое, военный и экономический пространство происходил (и осуществляется на сегодня) с определенными трудностями, замедлялся внутренними и внешними осложнениями переходного периода. Для Украины, которая, по оценкам международных экспертов, по уровню признания международных документов и прав человека в середине 80-х годов XX в. занимала 62 место среди стран-членов ООН, интеграция в международные европейские организации не могла происходить быстро и легко.
Укреплению международного положения Украины и процесса ее демократизации способствовало вступление в Совет Европы (СЕ) - старейшей и крупнейшей региональной международной организации. Основными задачами, основанной в декабре 1949 г. Совета Европы, являются: защита прав человека и парламентской демократии, принципа верховенства закона, принятие соглашений, которые способствуют единству европейских стран, их экономическому и социальному прогрессу, общей политики в социальной и правовой сферах, обеспечивающих международное сотрудничество в организации коллективной безопасности, ликвидации региональных конфликтов. Основными органами СЕ является Комитет министров, куда входят министры иностранных дел государств-участ-ниц, и Парламентская Ассамблея, куда входят депутаты национальных парламентов, представительство которых зависит от численности населения страны. СЕ вырабатывает рекомендации правительствам, определяющие основные принципы деятельности в юридических делах, образовании, здравоохранении и культуре. СЕ имеет большой опыт в демократических преобразованиях. Почти 160 соглашений и конвенций, принятых СЕ, вступили в силу закона и обязывают страны, которые являются членами этой организации, внедрять их в национальное законодательство. Самые документы СЕ по совершенствованию процесса демократизации - "Европейская конвенция прав человека", "Европейская культурная конвенция", "Европейская хартия местного самоуправления", "Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств" тощо.
Вопрос о вступлении Украины в СЕ возникло с первых дней ее независимости. Участие в этой международной организации - свидетельство не только европейского выбора во внешней политике, но и показатель курса на демократизацию внутриполитической и экономической жизни краини.
Уже через две недели после проведения референдума 1 декабря 1991 г. Министерство иностранных дел Украины обратилось к Генеральному секретарю СЕ с предложением о сотрудничестве. Ответом СЕ было приглашение делегации Верховной Рады Украины на специальную сессию Парламентской Ассамблеи в феврале 1992 p., Где официально начались переговоры о вступлении в СЕ. Еще одним шагом в развитии контактов с СЕ стал визит в апреле 1992 г. в штаб-квартиру организации в Страсбурге украинской делегации юристов. В подготовленном документе "Отношения с Украиной" даны рекомендации Комитета Министров СЕ рассмотреть вопрос о присоединении Украины к целому пакету конвенций.
На протяжении следующих двух лет Верховная Рада Украины начала медленно приводить национальное законодательство в соответствие с международными нормами и стандартами, в частности к конвенциям и соглашениям СЕ. В первые годы независимости, преодолевая последствия тоталитарной ментальности, Верховная Рада приняла после острых политических дискуссий более 50 законов и большого количества постановлений относительно прав человека, которые способствовали демократизации общества. Среди них - законы "О реабилитации жертв политических репрессий в Украине", "О свободе совести и религиозных организаций", "О гражданстве Украины", "О национальных меньшинствах", которые отвечали кодекса европейской демократии. Украина на практике демонстрировала намерение стать участником конвенций СЕ, присоединиться к международным угод.
Отношения Украины с СЕ по апрель 1994 отличались оживлением и эффективностью. В Страсбурге начала деятельность миссия политического наблюдателя Украины при СЕ, приобретала темпов работа по приведению украинского законодательства в соответствие с общеевропейскими стандартами. Официальное вступление Украины в СЕ состоялся в Страсбурге 9 ноября 1995 Украина стала 37-м членом СЕ. Это был один из первых внешнеполитических успехов независимой Украины, показал ее демократический выбор осуществлять развитие государства с ориентацией на европейский досвид.
Членство в СЕ возлагает на Украину ответственность в международном масштабе. Приобщение к общепризнанным европейским стандартам демократических свобод и прав человека требует не только больших усилий в преодолении последствий тоталитарного прошлого, но и учета новых реалий. Принятие Конституции У страны имело особое значение в развитии демократических институтов европейского образца. СЕ неоднократно выражала удовлетворение первыми итогами участия Украины в ряде программ, практической работой украинских парламентариев в комитетах и комиссиях, но одновременно высказывала претензии относительно проведения демократизации и соблюдения прав человека. Во время инспекционных поездок по Украине с целью изучения вопроса о реализации законов и конвенций представители СЕ отмечают определенные трудности и отклонения от европейских стандартив.
На современном этапе Верховная Рада и Правительство Украины, преодолевая отдельные трудности, обеспечивают курс на дальнейшую демократизацию общественно-политической жизни и укрепление сотрудничества в рамках СЕ. При подготовке пакетов законов правительство и Верховная Рада особое внимание обращают на соответствие конвенциям и соглашениям РЕ.
Ярким показателем активной деятельности Украины на международной арене является ее сотрудничество в ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). ОБСЕ (до 1994 г. СБСЕ - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) - одна из ведущих структур по обеспечению безопасности и стабильности, которая охватывает территориально не только европейский континент, но и Северную Америку (США и Канаду), центральноазиатские республики бывшего СССР . На 2002 год членами ОБСЕ было 55 государств. Высший орган ОБСЕ - встречи глав государств и правительств стран-уча-сницями, происходящих каждые два года. Сформировавшись еще в годы "холодной войны" на основе Хельсинкского Заключительного Акта 1975 p., Подписанного 33 странами (в частности США и Канадой), организация СБСЕ должна была способствовать развитию диалога между Востоком и Западом в интересах смягчения блокового противостояния. Впоследствии СБСЕ постоянно совершенствовалась результате переговоров стран-участниц. Решающее значение для глубокой качественной перестройки СБСЕ была встреча глав правительств стран-участниц в Париже в ноябре 1990 г. Этот саммит ОБСЕ, констатировав об окончании "холодной войны", объявил о начале новой эры в международных отношениях, принял Парижскую хартию для новой Европы - своеобразную программу утверждение демократии, мира и европейского единства. Парижская хартия предусматривала создание новых структур СБСЕ: Совет Министров иностранных дел для регулярных политических консультаций, Комитет высоких представителей для рассмотрения текущих дел и исполнения принятых решений (переименованная в 1994 г. в Постоянную Раду), а также постоянных органов - Секретариата, Центра предотвращения конфликтов и Бюро демократических институтов и прав человека. Значительно расширили нормативную основу и усилили деятельность ОБСЕ постановления и решения Хельсинкского (1992 p.), Будапештского (1994 p.), Лиссабонского (1996 г.) и особенно Стамбульского (1999) саммитов. На стамбульском саммите принята Хартия европейской безопасности. Были созданы новые структуры для усиления действенности ОБСЕ-Форум сотрудничества в области безопасности, Экономический форум, Верховный комиссар по делам национальных меньшинств, Парламентская ассамблея ОБСЕ и др.. Вследствие этого четко обозначились основные структуры, формы и направления деятельности ОБСЕ. В отличие от ООН, которая, согласно Уставу, может использовать вооруженные силы, ОБСЕ для достижения основной цели - безопасности и стабильности в регионе, использует различные формы сотрудничества на основе общего согласия (консенсуса) всех государств-участников организации: ОБСЕ действует через специальных координаторов , которые сотрудничают с властными структурами государств или рассылает специальные миссии в государства, где возникают этнические или религиозные конфликты, а также для постконфликтных реабилитаций.
Вступив в январе 1992 г. в СБСЕ, Украина стала одним из активных участников всех политических и социально-экономических процессов, начатых в Хельсинки в 1975 р.
Участие Украины в деятельности ОБСЕ является приоритетным направлением внешней политики государства. Как отмечается в документе Верховной Рады от 2 июля 1993 г. "Основные направления внешней политики Украины", сотрудничество с ОБСЕ способствует полномасштабно-м вхождению Украины в общеевропейское пространство и использованию механизмов этой организации с целью обеспечения ее национальных интересив.
Членство Украины в ОБСЕ обеспечивает равноправное участие государства в решении актуальных проблем международной безопасности и сотрудничества в регионе, дает право выносить на этот общеевропейский форум вопросы возникновения угрозы национальной и международной безопасности, требовать расследования и обсуждения случаев нарушения принципов и норм ОБСЕ, угрожающих безопасности страны. Деятельность Украины в ОБСЕ способствует реализации ее основных национальных интересов - утверждения и развития независимого суверенного государства, обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности границ, стабильности международного становища.
Участие Украины в ОБСЕ способствует процессу демократизации, выравниванию ее законодательства в соответствии с установленными европейскими нормами и требованиями. Национальные интересы Украины требуют максимально использовать экспертную и иную помощь ОБСЕ в укреплении в стране принципов демократии, верховенства права, развития рыночной экономики. Привлечение ОБСЕ к решению вопросов по Автономной Республике Крым, национальных меньшинств является примером прагматической реализации возможностей сотрудничества с этой организацией. В отличие от других государств СНГ, где ОБСЕ сохранила свои миссии в связи с нерешением отдельных этнических конфликтов, Украина в 1999 г. выведено миссию и установлена новая форма сотрудничества через Координатора проектов этой организации. На современном этапе задействовано 12 направлений, по которым реализуются различные проекты ОБСЕ, важнейшие из которых: комплексный обзор законодательства по правам человека, практическая поддержка деятельности Верховного Суда, обеспечения свободы средств массовой информации, проект, направленный на возвращение и адаптацию крымских татар и тому подобное. Планируется большой проект "модельщик административных судов" области судебной системы, которая еще не существует в Украине. Важность системы заключается в том, что именно в административные суды обращаются граждане, которые хотят открыть судебное дело против государственных структур власти. В поддержку этих проектов ОБСЕ выделяет средства, состоящие из добровольных взносов государств-учасниць.
Деятельность Украины в ОБСЕ способствует ускорению процесса ее евроатлантической интеграции - стратегической внешнеполитической цели. Такая деятельность согласуется с целями и задачами сотрудничества Украины с ЕС, НАТО и Советом Европи.
ОБСЕ предоставляет Украине достаточно возможности для развития сотрудничества с ЕС, в частности в вопросах общей внешней политики, взаимодействия между ОБСЕ и европейскими миротворческими силами, в которых принимают участие украинские военные подразделения. Миротворческая деятельность ОБСЕ на Балканах, в Приднестровье, на Кавказе и в Центральной Азии способствует повышению международного авторитета страны, укреплению имиджа весомого фактора европейской безопасности и стабильности. Украина добивается реализации своих предложений относительно усовершенствования в ОБСЕ стратегии предотвращения конфликтов. В октябре 2001 г. в Киеве проведено под эгидой ОБСЕ семинар "Превентивные функции ОБСЕ: опыт, возможности, задачи". Он обосновал ряд практических советов для улучшения деятельности этой организации. Учитывая, что ОБСЕ - единственная организация по безопасности в Европе, где Украина является равноправным членом и может в полном объеме отстаивать национальные интересы в области безопасности, она заинтересована в повышении эффективности ее работы и укреплении авторитета. Интересам Украины отвечает активное содействие дальнейшему развитию ЕС и ОБСЕ, использование вооруженных сил, которые формируются ЕС. Приняв содержательные документы на заседании Совета Министров в декабре 2001 г. в Бухаресте о роли и задачах ОБСЕ в антитеррористической борьбе, организация определила новый важное направление в деятельности на XXI в. ОБСЕ осуществляет новый шаг в противоборстве с современными угрозами безопасности и стабильности. Украина, которая в рамках этой организации вступает во второе десятилетие деятельности, продолжает наращивать весомый вклад в международное сотрудничество на всесторонней основе для укрепления мира и безопасности, углубляет национальные процессы демократизации и реформування.
С первых шагов утверждения Украины на международной арене началось ее сотрудничество с мощным военно-политическим союзом современного мира - Организацией Североатлантического договора - НАТО (North Atlantic Treaty Organization). Возникнув в годы "холодной войны" на основе договора о совместной обороне, подписанного в Вашингтоне 4 апреля 1949 двенадцатью странами Европы и Северной Америки (Бельгией, Великобританией, Данией, Исландией, Италией, Люксембургом, Норвегией, Португалией, Францией, Канадой и США), этот союз в начале 90-х годов XX в. имел ярко выраженную антикоммунистическую направленность. В договоре от 4 апреля 1949 отмечалось, что страны-участницы осуществлять коллективную оборону, решительно защищать "свободу, общее наследие всех народов и цивилизацию", а вооруженное нападение на одну из стран союза "рассматривается как нападение на всех" .
В условиях военного противостояния между коммунистическим блоком и странами Запада в годы "холодной войны" союз НАТО постоянно совершенствовал структуру и расширялся. К середине 50-х годов XX в. организационная работа в НАТО сводилась к решению общих проблем безопасности, создание основных органов союза, поиска оптимальных структур. Основная идея в создании коллективной безопасности западного мира заключалась в сочетании военных усилий с задачами экономического развития европейских стран. Участники союза приняли во внимание то, что только одновременные успехи в этих двух направлениях обеспечат успешную реализацию целей НАТО. Завершением организационного становления союза стало расширение и стабилизация состава его участников. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, а в мае 1955 г. Федеративная Республика Германия, вступление которой значительно укрепил систему европейской безопасности и вызвал резкую негативную реакцию СССР, в ответ создал военно-политический союз-Организацию Варшавского Договора в составе восьми коммунистических краин.
В последующие годы совершенствовались структурные подразделения союза, военная, политическая и экономическое сотрудничество. Рядом с высшим органом союза - Североатлантическим советом, в состав которой входили постоянные представители всех государств-участниц, возникли Военный комитет, ответственный за всю военную деятельность, и его исполнительный орган - Международный военный штаб, Комитет военного планирования и Группа ядерного планирования. Обеспечивает работу Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов Международный секретариат Альянса, который возглавляет Генеральный секретарь НАТО. Он - высшее должностное лицо, является представителем союза во внешних отношениях и в связях между правительствами государств-участников, возглавляет процесс подготовки и принятия решений всеми органами НАТО.
Объединенная военная структура НАТО состоит из сети высших и низших военных командований, которым подчиняются вооруженные силы делятся на три категории: силы быстрого реагирования, основные силы обороны и силы наращивания. Объединенная военная структура обеспечивает преимущества коллективной обороны, экономит национальные ресурсы результате введения общих стандартов в военной технике и в материально-техническом постачанни.
С проведением "бархатных революций" в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, распадом СССР и возникновением на его территории независимых государств начался процесс современной трансформации НАТО, обработки и внедрения новой стратегической концепции. В принятом в Риме в ноябре 1991 г. документе глав государств и правительств стран-членов НАТО отмечалось, что глубокие политические изменения в Центральной и Восточной Европе повлекли исчезновение непосредственной угрозы спланированной агрессии, а это всегда приводило наибольшее беспокойство союза протяжении 40 лет его существования.
1. Участие Украины в ООН Глава X. ЕВРОПЕЙСКИЙ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ