Глава X. ЕВРОПЕЙСКИЙ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

Важное место в системе внешнеполитических приоритетов Украины занимает западное направление внешней политики. Один из ведущих векторов - европейский. Известный украинский историософ И. Лысяк-Рудницкий писал: "Европа - это нечто большее, чем крупный полуостров евразийского материка, она - семья народов, которые, несмотря на политическую разобщенность и частые жестокие антагонизмы в прошлом, разделяют общую культуру и общественную наследство ". В 90-х годах XX в. Украина практически присоединилась к созданию общего "европейского дома". Европейское направление внешней политики Украины понимается как установление и углубление очень широких двусторонних связей со странами континента, как активное участие в выработке будущей общеевропейской архитектуры, сотрудничество с европейскими структурами и т.п.. Реализации евроинтеграционных-го курса Украины ставит перед внешнеполитическим ведомством и другими государственными органами власти ряд трудностей и проблем. От того, как они будут решаться, зависит эффективность и результативность процесса интеграции Украины до
Европи.
На территории Украины часто происходит следующее: интеграция становится понятием декларативным, используется как инструмент в политической борьбе, однако не является стратегически осознанным приоритетом. Использование лозунгов европейской интеграции только как козырей во внутриполитической игре и средства получения очередных порций международной помощи оттолкнет европейцев от Украины, сделает ее еще менее привлекательной для их капиталу.
Несмотря на декларации о геополитической значимости ориентации на европейские государства и структуры, Украина не выработала жизнеспособной стратегии европейской интеграции на основе двусторонних связей. Под понятием "стратегия" следует понимать комплексную модель определения значимости той или иной инициативы, ее цели и приоритетов, путей и средств реализации, ресурсов, необходимых для достижения провозглашенной мети.
Поэтому Украина не имеет общенационального, всеобъемлющая-го взгляда на решение комплексных задач европейской интеграции. Десятки государственных институтов и формальных групп и комиссий вовлечены в процесс принятия решений в этом направлении. их усилия должным образом не скоординированы, сферы ответственности и полномочия определены условно, поэтому значительная часть принимаемых в недрах бюрократического аппарата, никогда не реализуется на практици.
Пытаясь успеть на всех направлениях интеграции, Украина распыляет интеллектуальные и материальные ресурсы, часто решает второстепенные, рутинные вопросы, оставляя без должного внимания и ресурсного подкрепления самом деле важные вопросы. То есть, украинская политика в отношении государств Европы и европейских институтов слишком широкая и неструктурированная, чтобы быть ефективною.
Итак, интеграции Украины в Европу оказалось в сложной системе внешнеполитических и внутриполитических факторов, которые либо способствуют этому процессу, или затрудняют его. Основу интеграции Украины с общеевропейскими организациями составляют внутренние экономические и политические преобразования. Однако международное положение Украины является неотъемлемой частью продвижения Украины в Европу. Взаимоотношения Украины с Россией, США, странами Центральной и Восточной Европы, расширения НАТО и ЕС, внутренние проблемы развития самого ЕС еще долго решающее влиять на практическую реализацию стратегического направления внешней политики Украины - интеграции в единую Европу.
2. Участие Украины в европейских международных организациях 1. Двусторонние связи вязки с государствами Западной Европы