9.1 Цель создания фонда и его институциональная структура

Едва ли не первое место в системе институциональных структур регулирования международных валютных отношений принадлежит Международному валютному фонду (МВФ). Он представляет собой межгосударственную многостороннюю валютно-кредитную организацию, которая имеет статус специализированного учреждения ООН. Международный валютный фонд основан на Конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам, которая проходила с 1 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе штата Нью-Хэмпшир США. В ней участвовали 44 государства. Они приняли Заключительный акт, в который входили и так называемые статьи соглашения (Articles of agreement) о Международном валютном фонде. Эти статьи соглашения выполняют роль его устава. 27 декабря 1945 соглашение о создании МВФ было ратификавана 29 государств, а в марте 1946 года на учредительной сессии Совета управляющих Международным валютным фондом в американском Саванна были приняты дополнительные постановления, регулирующие деятельность МВФ. С 1 марта 1947 года Фонд приступил к исполнению своих операций.
Международный валютный фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Это положение ему было предоставлено результате подписанного с ООН соглашения, которая была утверждена Советом управляющих МВФ и Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Однако, несмотря на достаточно высокий уровень сторон, договаривались, это соглашение для Фонда носит ограничительный характер. Дело в том, что по требованию США в нее был включен пункт, который лишал ООН права делать рекомендации Фонда по поводу валютной политики, которую он проводит. Поэтому фактически Международный валютный фонд служит независимым от ООН институциональной основой международной валютной системи.
В общем плане Международный валютный фонд предназначен для регулирования валютно-кредитных расчетных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи в случае возникновения валютных осложнений путем предоставления краткосрочных займов в иностранной валюте. В рамках этой общей великой цели у Фонда есть ряд конкретных цилей.
Во-первых, важной задачей МВФ является политика в области поддержания паритетов валютных курсов. Согласно уставу МВФ должен поддерживать стабильность валют и благоустроенные валютные отношения между странами-членами, а также препятствовать девальвации валют из соображений конкуренции. По первоначальным правилам страна, которая вступала в Международный валютный фонд, должна была согласовывать с ним официальный паритет своей валюты в золоте или долларах США и не допускать отклонения официальных валютных курсов более чем на один процент. Изменить официальные валютные паритеты государства-члены могли только путем согласования с руководством Фонда. Но позже под натиском стихийных сил мирового рынка МВФ отказался от системы фиксированных валютных курсив.
Во-вторых, Международный валютный фонд оказывал помощь в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами. При этом он провозгласил необходимость устранения ограничений на трансферт валюты. Фонд утверждает, что валютные ограничения препятствуют развитию мировой торговли. Поэтому страны-члены должны были до окончания переходного периода отменить валютные ограничения по текущим операциям. В этой акции больше всего были заинтересованы носители крупного капитала, деятельность которого давно пересекла национальные границы. Однако это требование выполнила только примерно одна треть членов фонда, а остальные продолжают их хранить до сьогодни.
Третьей задачей Фонда является предоставление странам-членам кредитов в иностранной валюте, которые могли бы позволить им исправить нарушение равновесия их платежных балансов, а также сократить продолжительность и уровень несбалансированности международных платежных балансов стран-членов МВФ.
В-четвертых, в качестве главной задачи своей экономической политики Фонд считает необходимым способствовать расширению и сбалансированному росту мировой торговли с целью поддержания высокого уровня занятости, а также для развития производственного потенциала всех членов этой организации.
В-пятых, при создании Международного валютного фонда предусматривалось систематическое проведение консультаций по валютным проблемам, создание постоянного механизма, предназначенного поощрять сотрудничество в области валютной политики.
Таким образом, исходя из намеченных целей, основные функции Фонда сводятся к тому, чтобы выполнять согласованный странами-членами кодекс поведения в вопросах международной валютной политики и межгосударственных платежных оборотов, оказывать финансовую помощь для преодоления дефицитов платежных балансов, проводить консультирование и всячески поощрять международное сотрудничество в области валютной политики.
На деятельность МВФ существенно влияет эволюция структуры мирового хозяйства. За время, которое прошло с момента создания этой организации, в мировой экономике произошли существенные изменения. Наиболее важными из них являются:
- В течение длительного времени США занимали доминирующие позиции в мировой экономике, но в конце 80-х годов они потеряли свое господствующее положение и в результате этого соотношение сил в Международном валютном фонде стало более сбалансированным;
- Одновременно в мировой экономике наблюдалось значительное повышение удельного веса стран Западной Европы и Японии и превращение их в большие конкурирующие с Соединенными Штатами Америки центры;
- В 60-70-е годы произошел окончательный распад колониальной системы и формирование многочисленных суверенных государств, которые стали потом полноправными членами Международного валютного фонда;
- Наконец, в конце 80-х - начале 90-х годов мир стал свидетелем глубоких политических и социально-экономических преобразований в странах Восточной Европы и на территории бывшего Советского Союзу.
Все эти мирохозяйственные изменения находят свое отражение в формировании и трансформации механизма Фонда, служат ориентиром для пересмотра многих принципов его функционирования - организационной структуры, системы квот стран-членов, наблюдение за их экономической политикой, кредитной деятельности, регулирования международных валютных отношений и т.д.. Однако, как бы ни менялись мирохозяйственные условия, членство в Международном валютном фонде остается открытым для любой страны, способной и готовой выполнить связанные с этим определенные обязательства.
Международный валютный фонд имеет разветвленную институциональную структуру. В наиболее общем виде она состоит из трех крупных блоков, некоторые из них имеют более мелкие подразделения. Вот как выглядит макроструктура МВФ:
1. Совет управляющих, Временный комитет, Комитет по розвитку.
2. Исполнительный комитет.
3. Директор-розпорядник.
Ведущее место в институциональной структуре МВФ принадлежит Совету руководителей (Board of Governors), в котором каждая страна представлена управляющим и его заместителем. Конечно, в большинстве случаев руководители Фонда - это министры финансов или главы центральных банков, или лица такого же служебного уровня. Руководители собираются один раз в год на сессии, на которых обсуждается деятельность Фонда. В компетенцию Совета руководителей входит решение таких принципиальных вопросов деятельности МВФ, как прием новых членов, исключения старых членов, пересмотр и определение размеров квот, распределение чистого дохода и выборы исполнительных директорив.
Международный валютный фонд - порождение современной рыночной системы. Он образован по типу акционерного общества, и поэтому каждая страна-участница может влиять на его деятельность в зависимости от его доли в общем капитале. Во время голосования действует принцип взвешенную количества голосов (voting powez): каждая страна независимо от величины его взноса в капитал Фонда имеет 250 базисных голосов плюс по одному голосу на каждые 100 млн. руб ее доли в этом капитале. Кроме того, в отдельных случаях страны-кредиторы дополнительно получают один голос на каждые 400 тысяч долларов займов, предоставленных ими на день голосования, за счет соответствующего уменьшения числа голосов стран-боржникив.
Решения в Совете управляющих, как правило, принимаются простым большинством голосов при условии представления за них не менее половины голосов. Однако некоторые решения требуют квалификаванои большинства в 70%, а наиболее важные решения требуют максимально высокого квалифицированного большинства в 85%. По состоянию на конец 1997 года наибольшее количество голосов имели США - 17,7% от общего количества голосов, Германия и Япония - по 5,5% голосов, все страны Европейского Союза - более 26%, Россия - только 2,9%. Такой расклад голосов придает решающее слово в управлении деятельностью Международным валютным фондом странам, которые вложили в него самые суми.
Одним из важных подразделений Совета руководителей является Временный комитет по вопросам международной валютной политики (Interim Committee of the Board of Governos on the International Monetary System). Этот комитет был создан в 1974 году. Он выполняет функции совещательного характера. В частности, комитет осуществляет наблюдение за регулированием и адаптацией международной валютной системы, включая постоянное воздействие приспособительного процесса и изменение в области глобальной ликвидности, и в связи с этим оценивает явления, которые относятся к передаче реальных ресурсов развивающимся странам. Временный комитет рассматривает также предложения о внесении поправок в статьи соглашения о создании МВФ. Кроме того, Временный комитет готовит рекомендации для Совета управляющих по принятию мер, способных противодействовать внезапным изменениям, которые могут угрожать международной валютной системе. Сам же Временный комитет не имеет полномочий для принятия решений, которые предусмотрены уставом Международного валютного фонду.
Еще одним совещательным подразделением Совета руководителей является Объединенный министерский комитет по передаче реальных ресурсов развивающимся странам, который кратко называется Комитет по развитию (Join Ministerial Committee of the Transfer of Real Resources to Developing Countries - Development Committee). Этот комитет был создан в 1974 году совместно Советами управляющих Международного валютного фонда и Всемирного банка. Комитет по развитию занимается вопросами экономического развития в глобальном масштаби.
Вторым важным блоком институциональной структуры МВФ Исполнительный совет (Executive Board), т.е. Управление, которому Совет управляющих передает часть своих полномочий. Согласно уставу МВФ Управление несет ответственность за ведение дел Фонда и работает постоянно в его штаб-квартире в Вашингтоне. В момент создания Международного валютного фонда Исполнительный совет насчитывала 12 директоров. Однако впоследствии ее состав неоднаразово увеличивался и сейчас насчитывает 24 директора. Семь из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими вкладами в капитал Фонда. В состав этих стран входят Германия, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия, США, Франция и Япония. Остальные члены Директората выбираются руководителями от других стран с учетом принципа географического представительства. Назначение и выборы исполнительных директоров происходит раз в два года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в тиждень.
Исполнительный совет занимается широким кругом политических и административных вопросов, отвечает за текущие дела МВФ. В частности, она осуществляет наблюдение за экономической политикой стран-членов, периодически организует проведение исследовательских работ по актуальным проблемам, относящихся прежде всего к международных валютных аспектов национальных экономик стран-членов. Она также проводит наблюдение за механизмом валютных курсов стран-членов, принимает решение о предоставлении им финансовой помощи и готовит ежегодные доклады Совету керивникив.
Исполнительный совет МВФ назначает также директора-распорядителя. Как правило, им является представитель Европы. Он не может быть ни руководителем, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель выступает в качестве председателя Директората без права голоса, за исключением тех случаев, когда голоса в Исполнительном совете разделяются поровну. Директор-распорядитель ведет текущие дела Фонда, назначает своего заместителя, секретаря, казначея, генерального советника юридического отдела, экономического советника, заведующих европейскими отделениями в Париже и Женеве и других ключевых должностных осиб.
Международный валютный фонд осуществляет деятельность в отдельных странах мира через свои региональные отделы. Сейчас Фонд семь таких отделов: Африканский, Европейский И, Европейский II, который был создан в декабре 1991 года после известных событий в странах Восточной Европы, отдел Западного полушария, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региону.
Кроме региональных, Фонд профессиональные отделы по денежным и валютным вопросам, по бюджетно-налоговых проблем, правовой и исследовательский отделы. МВФ также подразделения обслуживающего и вспомогательного характера. До этого структурного блока входят отделы административных и внешних связей, статистики и казначея, бюро переводческих услуг и некоторые другие. К этому же блоку относится и Институт МВФ, расположенный в Вашингтоне, который организует курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран-членов Фонда. Все сотрудники различных подразделений Международного валютного фонда формально подчинены руководящим его органам и правительства стран-членов не имеют права давить на них. Однако во многих случаях это требование фактически не виконуеться.
Международный валютный фонд в своей деятельности не изолируется от других международных организаций. В связи с тем, что Фонд входит в систему Организации Объединенных Наций, он имеет тесные контакты с ее Секретариатом, Экономическим и Социальным советом. Особенно активно Фонд сотрудничает со Всемирным банком, многие сотрудники которого занимают руководящие посты в МВФ. Кроме того, Фонд поддерживает связи с Организацией экономического сотрудничества и развития, со Всемирной торговой организацией и другими международными учреждениями.
Глава 9. Международный валютный фонд 9.2 Формирование капитальных ресурсов МВФ