9.2 Формирование капитальных ресурсов МВФ

Капитал МВФ формируется за счет взносов государств-членов, которые проводятся ими по подписке. Каждая страна-участник имеет квоту, выраженную в специальных денежных единицах, которые получили название SDR, или украинском языке СПЗ (специальные права заимствования). Размер квоты определяется с учетом экономического потенциала страны и ее удельного веса в мировой экономике и торговле. В зависимости от этих важных экономических параметров распределяются квоты между странами-членами МВФ очень неравномерно - у одних квота большая, а у других - маленькая.
Но какие бы масштабы имела квота, она всегда является ключевым звеном во взаимоотношениях между странами, которые входят в состав МВФ. Ее радикальное значение состоит в том, что от нее зависит сумма вклада в уставный капитал Фонда, возможность получения определенных размеров кредитов от МВФ, а также количество голосов, которыми страна при решении вопросов в органах управления Фонду.
Размеры квот пересматриваются согласно уставу МВФ через каждые пять лет. Это делается с целью установления, не нужно увеличить квоты в результате роста масштабов мирового хозяйства или увеличения экономического потенциала стран-участниц и рост их роли в мировой экономике. За время существования Фонда было совершено несколько таких просмотров. Сначала размеры квот были определены на Бреттон-Вудской конференции. По ее решениями страны должны были делать взносы в уставный капитал Фонда в размере 25% квоты в золоте, а остальные в национальных валютах стран-членов Международного валютного фонду.
После принятия Ломейских соглашений в середине 70-х годов в устав Фонда были внесены поправки о порядке оплаты своей квоты. В соответствии с этими поправками, которые вступили в силу 1 апреля 1978 страны-члены МВФ были освобождены от необходимости делать 25% взносов в счет своей квоты в золоте. Отныне эта часть квоты должна была выплачиваться или в свободно конвертируемых валютах, или СПЗ. Остальные 75% квоты может вноситься национальной валютой. Такая пропорция между частицами взносов стран-членов в капитал Фонда в резервных активах (СКВ или СДР) и национальных валютах определяется Советом управляющих. Но их полномочия в этом вопросе не безграничны. Согласно уставу МВФ руководители не имеют права устанавливать величину оплаты в резервных активах в размере, превышающем 25% квоты страны-члена МВФ.
Взносы стран по подписке в уставный капитал Фонда имеют тенденцию расти, что приводит к его постоянному расширению. В том же направлении действует и вступление в Фонд новых стран, в том числе бывших советских республик. В результате этих явлений собственный уставный капитал Фонда на конец 1995 года составил 100 млрд. долларов. А на конец 1999 года он уже составил 145 млрд. 321 млн. СПЗ.
Однако МВФ оперирует не только собственными, но и привлеченными средствами. Устав Фонда предполагает, что в дополнение к собственному капиталу, который формируется на основе подписки стран-членов, он имеет право использовать также заемные средства, если считает необходимым для расширения своей деятельности пополнить запасы своей валюты. Фонд может получать заемные средства из любых источников, то есть брать их как в государственных учреждениях, так и на частном рынке ссудных капиталов. В частности, Международный валютный фонд получает займы у центральных банков стран-членов, в их казначействе, в Банке международных розрахункив.
Заметную роль в расширении кредитных возможностей Фонда сыграла Генеральное соглашение о займах (General Arrangements to Borrow - GAB), подписанное в январе 1962 года в Париже Международным валютным фондом и десятком крупнейших государств Запада. Она предусматривала предоставление Фонду на постоянно возобновляемой основе займов с целью попердження или преодоления расстройства международной валютной системы. В свою очередь, получив заемные средства от одних участников сделки, МВФ мог предоставить их взаймы другим участникам сделки, которые нуждаются в валютных средствах. Это соглашение совершенствовалась и возобновлялась каждые пять рокив.
В 1997 году Исполнительный совет МВФ принял Новое соглашение о займах (New Arrangements to Borrow - NAB). Новое соглашение не заменяет Генерального соглашения о займах, а лишь дополняет ее.
Кроме того, в 70-е годы был создан ряд специальных фондов - нефтяной, доверительный, фонд Виттевеена и другие, через которые МВФ получает дополнительные средства в виде займов специально для финансирования своей помощи отдельным странам-членам. Например, через доверительный фонд предоставляются кредиты на длительный срок под льготные проценты. Здесь МВФ выступает в роли посредника, получая заемные средства от одних государств и предоставляя их другим странам-заемщикам, над валютной политикой которых он устанавливает свой контроль.
В целом заемные средства, полученные Международным валютным фондом из разных источников в 1995 году, составляли 30 млрд. доларив.
В конце 60-х - начале 70-х годов темпы роста международной торговли преобладали рост золотовалютных резервов. Недостаток международной ликвидности не могли перекрыть и запасы валюты Международного валютного фонда. Эти обстоятельства побудили страны к образованию в том или ином виде наднациональных платежных средств. Начальным этапом развития данной тенденции было основание нового платежного средства в виде специального механизма - SDR (Special Drawing Rights - специальные права заимствования - СДР). Соглашение об образовании СПЗ впервые была принята в октябре 1969 года на сессии МВФ, а с 1 января 1970 года эта система была введена в дию.
СПЗ представляют собой совместно созданные странами-участницами МВФ международные кредитные резервные и платежные средства, предназначенные для пополнения официальных валютных резервов, урегулирования сальдо платежных балансов, расчетов с МВФ, а также для сопоставления стоимости национальных валют. Цель СПЗ заключалась прежде всего в том, чтобы создать новые международные активы в дополнение к существующим резервов, но создать их таким образом, который бы не требовал дополнительного реального вклада коштив.
Заново созданы международные активы в виде СДР не имеют ничего общего с эмиссией обычных национальных денежных знаков. Они не имеют ни самостоятельной стоимости, ни реального обеспечения, поскольку их выпуск осуществляется Международным валютным фондом без какого-либо обеспечения их золотом, валютой или товарами. Их эмиссия происходит в виде записей на специальных счетах МВФ и только в том случае, если Исполнительный совет Фонда приходит к выводу, что на данном этапе развития мировой экономики и торговли возникла долгосрочная нехватка международных ликвидных резервов и возникла острая потребность в их пополнении. Итак, СПЗ - это не физически существующие международные валютные ресурсы, а активы, которые имеют условный характер - запись на банковских счетах. Специальные права заимствования не имеют реального обеспечения и существуют исключительно за счет межгосударственной договоренности стран-членов Международного валютного фонду.
Держателями специальных записей на счетах МВФ в валюте СПЗ могут быть страны-члены, а по решению Совета управляющих, принятое большинством голосов в 85%, и страны, которые не являются членами фонда, а также международные, региональные и национальные банки, валютные учреждения и другие подобные организации, имеющие официальный статус. В то же время коммерческие банки и частные лица не могут быть держателями валютных средств в СПЗ на счетах МВФ.
Первый выпуск СДР был проведен в 1970-1973 годах на сумму 9,3 млрд. СПЗ, а второй - в 1979-1980 годах на сумму в 12,1 млрд. СПЗ. При этом две трети общего объема получили промышленно развитые страны, а одна треть пришлась на долю развивающихся стран. Распределение валюты в форме СДР происходит на основе определенных принципов. Международный валютный фонд выделяет странам-членам суммы в виде записей на специальных счетах пропорционально их квотам в МВФ. Страны-члены Фонда включают эти суммы в ликвидных резервов своих центральных банков и могут использовать их вместе с золотом и резервными национальными валютами для покрытия дефицитов платежных балансов, для расчетов между собой по операциям и сделкам, а также с самим Фондом.
При этом сами записи в СПЗ не функционируют в качестве платежного средства и непосредственно не применяются в межгосударственных расчетах. Знание лимитом СПЗ не дает стране возможности приобрести у других стран в обмен на свои СПЗ конвертируемую валюту, в которой в данный момент возникает потребность для осуществления внешних платежей, для сальдування своего платежного баланса. В итоге проведения этой операции обмена объем СПЗ увеличивается в страны, выдавшей реальную конвертируемую валюту, и уменьшается в страны, которая получила эту валюту. Но СПЗ могут использоваться не только для покрытия дефицитов платежных балансов, но и для приобретения собственной валюты у других стран для погашения своей иностранной задолженности или для пополнения своих официальных валютных резервив.
Хотя СПЗ и не имеют собственной стоимости, однако при обмене их на конвертируемую валюту учитывается их искусственный стоимостной содержание, присваивает им Международный валютный фонд. Сначала была осуществлена привязка СДР к золоту через американский доллар, а именно золотое содержание СДР был зафиксирован на уровне 0,888671 грамма, что соответствовало золотому содержанию доллара к его девальвации в декабре 1971 года. С июля 1974 года Международный валютный фонд ввел новый метод определения искусственной стоимости СДР, который изначально строился на стоимости корзины валют 16 стран, внешняя торговля которых составляла в 1968-1972 годах не менее 1% общего объема мирового товарооборота. С января 1981 года в необходимом наборе валютной корзины оставили только пять валют, удельный вес которых была определена в таких масштабах: доллар США - 42%, немецкая марка - 19, японская иена - 14, английский фунт стерлингов и французский франк - по 12 %. Зависимости от изменения экономической роли стран удельный вес корзинного валют корректируется каждые пять рокив.
Чтобы придать специальным правам заимствования весомого валютного характера, по решению МВФ на активы стран-членов, которые выражены в СДР, начисляются проценты. Сначала процентная ставка была установлена на уровне 80% от рыночной ставки, а с 1 июля 1981 она была повышена до 100% рыночной ставки. С 1983 года процент по СПЗ устанавливается еженедельные. Его величина представляет собой комбинированную рыночную процентную ставку, которая является средневзвешенной процентных ставок по краткосрочным денежным обязательствам на внутренних рынках пяти стран - США, Великобритании, Германии, Франции и Японии, то есть тех стран, которые формируют валютную корзину СПЗ.
После появления специальных прав заимствования некоторые экономисты на Западе стали говорить о возможности заменить этими счетными единицами как резервные валюты, так и золото. Однако эти утверждения не соответствуют действительности. Так, СДР не могут выполнять те функции, которые присущи национальным валютам. Хотя последние нередко инфляционно обесцениваются, но они всегда имеют определенную покупательную силу, на них можно что-нибудь купить. В отличие от этого специальные права заимствования представляют собой простые расчетные единицы, находящиеся на счетах центральных банков в МВФ, и ни одно частное лицо не может получить их в свое распоряжение и использовать для осуществления платежив.
Еще в меньшей степени СПЗ можно сравнить с золотом. Желтый металл является наиболее надежным инструментом для осуществления конечных международных расчетов, для сальдування платежных балансов. Золото - это мировые деньги. Наоборот, в силу целого ряда обстоятельств специальные права заимствования не могут быть мировыми деньгами. Прежде, СПЗ - это всего лишь бухгалтерская запись на счетах МВФ, они искусственно созданным резервным средством, не имеющий самостоятельной стоимости, и уже по одному этому признаку не может сравниваться с золотом. Во-вторых, эмиссия специальных прав заимствования не обеспечивается материальными ценностями. Запись же на счетах в МВФ скорее напоминает текущие счета в банке, открытые без реального вклада средств. В-третьих, СПЗ свободно не функционируют в рамках мировой валютной системы, а является лишь средством расчетов между центральными банками. В-четвертых, в отличие от золота, которое вращается свободно, операции в СПЗ проводятся под контролем Международного валютного фонду.
Таким образом, специальные права заимствования даже после нескольких десятилетий со дня их введения все еще не смогли утвердиться в качестве настоящих международных денег. Господствующие позиции в этом отношении остаются за национальными резервными валютами.
9.1 Цель создания фонда и его институциональная структура 9.3 Механизм предоставления кредитов