7.2. Группы базисных условий поставки
В зависимости от степени распределения между продавцом и покупателем обязательств по поставке товара и ответственности за риск повреждения или потери груза и связанных с этим расходов все условия ИНКОТЕРМС можно разделить на четыре группы: группа Е, группа Р, группа С и группа D.Группа Е регламентирует обязательство продавца и покупателя при осуществлении поставки только на условии франко-завод. При этом условии обязательства продавца считаются выполненными после того, как он представил покупателю товар на своем предприятии. Продавец не отвечает за погрузку товара на предоставленное покупателем транспортное средство или освобождение товара от пошлины на экспорт, если не оговорено иное. Покупатель берет на себя все расходы и риск, связанные с перевозкой товара с предприятия продавца к месту назначения Это условие предусматривает минимальные обязательства для продавця.
Группа F содержит умови
• «Франко перевозчик» - FСА;
• ФАС или «Франко - вдоль борта судна» - FAS,
• ФОБ или «Франко - борт судна» - FOB
Согласно этим условиям продавец выполнил свои обязательства, после того как он передал товар перевозчику согласно инструкциям, полученным от покупателя. Эти условия предусматривают, что в обязанности покупателя входит выбор перевозчика, заключение с ним договора на перевозку. Продавец сообщает покупателю о готовности товара к отгрузке, после чего покупатель заключает договор перевозки и предоставляет продавцу инструкции по поводу того, кому, когда и как передать купленный товар. Поэтому в контрактах, заключенных на F-вии, вся эта процедура должна быть определена как можно яснее для обоих контрагентив
Условие «франко-перевозчик» применима для перевозок любым видом транспорта. При этом под термином «перевозчик» понимают не только фирму, которая действительно выполняет перевозку грузов, но и ту, которая обеспечивает перевозку, берет на себя обязательства по перевозке товара. Такие фирмы называются експедиторськими.
Группа С включает следующие условия:
• КАФ или «Стоимость и фрахт» - САF;
• «Стоимость, страхование и фрахт» - СИF;
• «Доставка оплачена до ...» - СРТ,
• «Доставка и страхование оплачены до ...» - СИР
По этим условиям, продавец самостоятельно заключает договор перевозки, оплачивает перевозку до указанного в контракте места приема товара покупателем, а также извещает покупателя о деталях отправления и ожидаемом времени прибытия груза в место принятия поставки. При морских перевозках, когда товар находится в пути длительное время, сообщение покупателю делает капитан корабля согласно условиям договора перевезення.
По контрактам на С-условиях продавец освобождается от ответственности и риска с момента передачи товара перевозчику в своей стране, хотя и испытывает расходы на доставку товара в страну покупателя. Продавец обязан оплатить перевозчику всю стоимость транспортировки товара независимо от того, фрахт быть оплаченным к загрузке товара или оплата допускается после его доставки в место назначения (кроме дополнительных расходов, связанными с определенными обстоятельствами, которые возникли после загрузки и отправки не по вине перевозчика).
Если доставка товара требует перегрузок в промежуточных пунктах, то продавец может заключить несколько договоров перевозки. Он должен оплатить всю стоимость доставки до места назначения, включая стоимость перегрузок товара. Но если перегрузка вызвана необходимостью избежать последствий непредвиденных обстоятельств (природные явления, забастовки, правительственные акты, война или военные действия), то дополнительные расходы должен нести покупець.
Заключая контракт, стороны должны договориться о том, кто будет оплачивать загрузки товара в месте назначения. При перевозке товара на регулярных судоходных линиях в стоимость фрахта обычно входит стоимость загрузки. Поэтому, если характер груза предусматривает перевозку именно линейным судном, то эти расходы автоматически несет продавец. При перевозках чартерными судами продавец может взять на себя расходы по разгрузке, добавив в контракте после сроков СИФ или КАФ слово «landed» (включая разгрузку).
Группа D предусматривает условия:
• ДАФ или «Поставлено на границу» - DAF;
• «Поставлено с борта судна» - DES;
• «Поставлено с пристани» - DEQ;
• «Поставлено без оплаты пошлины» - DDU,
• «Поставлено с оплатой пошлины» - DDP.
Контракты на D-условиях можно разделить на две категории. К первой относятся контракты, заключенные на условиях «Поставлено на границу», «Поставлено с борта судна» и «Поставлено без оплаты пошлины». Соответствии с этими условиями продавец не освобождает товар для импорта.
Во вторую категорию входят: «Поставлено с пристани» и «Поставлено с оплатой пошлины». По этим условиям продавец должен получить все необходимые импортные лицензии, а также оплатить пошлину, таможенные сборы и налоги. В целом условия группы D являются наиболее привлекательными для покупателя, поскольку продавец обязан доставить товар в указанное место, принимая на себя все расходы и риск поставки товара. Поэтому контракты на D-условиях относятся к группе «до прудовых контрактов», тогда как контракты на С-условиях называются «отгрузочными контрактами».
7.1. Базисные условия поставки товара | 7.3. Виды транспортных документов |