7.3. Виды транспортных документов

7.3.1. Коносамент
Судебный или морской коносамент представляет собой транспортный документ для товаров, перевозимых по морю. Коносамент может выступать в трех разных качествах.
а) Он является свидетельством о заключении контракта на перевозку между судоходной компанией, с одной стороны, и или экспортером, или иностранным покупателем, с другой, согласно которому осуществляется транспортировка товаров морем.
б) Он является распиской за товары, принятые на борт судна, и содержит определенные подробности о состоянии этих товаров.
1) Чистый коносамент - это коносамент, не содержащий никаких замечаний судоходной компании о дефектности товаров или упакування.
2) Нечистый коносамент (коносамент с оговорками) может содержать вывод о том, что полученные товары или их упаковки повреждены (указанным образом).
3) Полученный для отгрузки коносамент содержит утверждение, что данная судоходная компания сохраняет товары, предназначенные для отгрузки. Коносамент такого типа обычно используется, если товары упакованы в контейнеры или заводе на складе экспортера, а затем перевезены на борт судна. Транспортная компания индоссирует полученный для загрузки коносамент для подтверждения того, что она взяла эти контейнеры под свою ответственность. Используется также термин "контейнерный коносамент".
в) После подписания экспортером коносамента он становится документом, который предоставляет право собственности. Это означает, что владелец этого коносамента имеет право на владение указанными товарами.
Безусловно, в порту назначения эти товары будут переданы транспортной компанией только представителю покупателя, который предоставит подписанный оригинал коносаменту.
Коносамент подготавливается экспортером (или экспедитором), а затем передается транспортной компании для заполнения. Транспортная компания подтверждает принятие груза и вносит оговорку о повреждении товаров или упаковки, если таковые имеются. Если товары не повреждены, то транспортная компания выпускает чистый коносамент. На обороте коносамента печатаются условия и сроки перевезень.
Фирмы, выполняющие функции экспедиционных агентств, могут использовать свой "фирменный" коносамент.
Когда судоходная компания возвращает подписанные экземпляры коносамента, он может быть использован в качестве: свидетельство контракта, расписки за товары, документа на право власности.
Отправитель может передать право собственности на товары при помощи морского коносамента одним из трех способов:
• Оформление коносаменту за распоряжением и индоссирования его на бланке. Право собственности на товары может быть получено любым лицом, оказывающим подписан оригинальный экземпляр данного коносамента.
• Оформление коносаменту по распоряжению указанного покупателя или банка по рубежем.
• Оформление коносаменту для предоставления указанному покупателю, но с оговоркой, что данный коносамент должен быть предоставлен покупателю через международную банковскую систему.
В коносаменте должно быть четко показано, что условия договора перевозки между покупателем и продавцом соблюдены в отношении договоренностей о разделении ответственности за перевозку и страхование.
7.3.2. Виды коносаменту
Рейсовый коносамент.
Это морской коносамент для перевозки товаров на судах, что делает рейсы по расписанию, для которых в месте назначения имеется зарезервированный причал-есть коносамент для регламентированных перевозок, а не "разовых плаваний" без постоянного маршрута или расписания. Он может быть использован в тех же целях, что и обычный коносамент: как свидетельство о контракте; как расписка за товары, принятые на борт как документ на право собственности.
Краткое коносамент
Краткое коносамент представляет собой коносамент, не содержит условий и сроков перевозки транспортной компании. Иными словами, "мелкий шрифт" на обратной стороне коносамента отсутствует. Поэтому он не является контрактом на перевозку между судоходной компанией и экспортером или иностранным покупателем. Краткое коносамент содержит ссылку на условия перевозки, которые могут быть указаны в каком-либо другом документе, например:
а) в "основном документе";
б) на бланке стандартных условиях перевозчика, который можно получить в конторах транспортной компании.
Краткое коносамент представляет собой "стандартную форму", используемую некоторыми судоходными компаниями.
Коносамент на смешанные перевезення
В настоящее время, когда широко распространены контейнерные перевозки, товары все чаще перевозятся от места взятия под ответственность к месту доставки в тех же контейнерах, но на разных видах транспорту.
Эти товары, хотя и перевозятся двумя или более видами транспорта, доставляются согласно одному контракта на перевозку, и перевозчик или экспедитор несет ответственность за эти товары в течение всего пути. В этом случае экспедиционное агентство оформляет один коносамент на смешанные перевозки для покрытия всего пути от места взятия под ответственность к месту доставки.
Коносамент на смешанные перевозки FIATA, утвержденный Международной торговой палатой, является свидетельством того, что данное экспедиционное агентство действует как доверитель, то есть принимает на себя ответственность перевозчика за выполнение всего контракта на перевозку и за утрату или повреждение товара, вне зависимости от того, где это произошло .
Коносамент на смешанные перевозки FIATA, или FIATA FBL, представляет собой документ, авторские права на которые принадлежат федерации FIATA. Федерация FIATA предоставила ассоциациям, являющихся ее членами (например, Института экспедиторов в Великобритании), право разрешать компаниям, входящим в состав этих ассоциаций, выпускать коносаменты FIATA FBL. Компании-члены ассоциации должны соответствовать строгим требованиям к их финансового положения, профессиональным качествам и обученности персонала и предоставлять конкретные свидетельства обеспечения надлежащего покрытия (обычно путем страхования) ответственности, они берут на себя в результате оформления коносамента FIATA FBL.
Коносамент на смешанные перевозки имеет следующие особенности:
а) экспедитор обязуется выполнить или организовать перевозку товаров от места, где он принимает их под свою ответственность, к месту назначения;
б) если на нем нет оценки "не вращается", данный коносамент оформляется как документ на право собственности;
в) экспедитор передает товары в месте назначения только при предоставлении получателем подписанного экземпляра коносамента;
г) коносамент на смешанные перевозки с момента оформления экспедитором является свидетельством того, что экспедитор принял от отправителя товары под свою видповидальнисть.
Чартерный коносамент
Когда компания или отдельное лицо фрахтует (берет в наем) судно у его владельца, на борту может оставаться незаполненный грузом пространство. Экспортер может заключить соглашение с нанимателем судна, о загрузке товаров на часть свободного пространства. В таком случае контракт на перевозку заключается между экспортером и нанимателем данного судна, а не с его владельцем. Коносамент, оформленный на этот рейс, должен содержать указание "по чартер-партией", а контракт на перевозку - ссылка на контракт о найме данного судна.
7.3.3. Морская и рейсовая транспортные накладные
Транспортная накладная представляет собой перечень перевозимых товаров. Морская транспортная накладная является транспортным документом в который содержатся подробные показания о партии товаров, и используется в качестве:
а) контракта между судоходной компанией и экспортером (или зарубежным покупателем)
б) расписки судоходной компании за полученные товары и, таким образом, свидетельства об отгрузке.
Однако морская транспортная накладная не оборотная и не является документом на право собственности. Если она используется вместо коносамента, то транспортная компания доставит товары грузополучателю, указанному в накладной, при этом грузополучатель не обязан предоставлять транспортной компании оригинал этой транспортной накладной.
Преимущество морской транспортной накладной перед коносаментом заключается в том, что она позволяет избегать задержек в порту назначения при передаче товаров грузополучателю. Коносамент может потребоваться при получении платежа экспортером от покупателя за доставленные товары. Если дела обстоят именно таким образом, то задержка из-за ожидания документов в порту назначения является вынужденной неудобством. Однако, если экспортер доверяет иностранному покупателю и желает передать документы на право собственности до получения платежа, морская транспортная накладная окажется удобной в использовании.
Поэтому морские транспортные накладные могут использоваться с целью экономии времени:
а) если экспортер отправляет товары в свою зарубежный филиал;
б) если экспортер продает товары на условиях открытого счета, т.е. он готов передать право собственности на товары и доверяет иностранному покупателю как обычный кредитор.
Рейсовая транспортная накладная представляет собой морскую накладную на товары, доставляемые на судне, совершает регулярные рейсы по расписанию и имеет зарезервированный причал в порту назначения.
7.3.4. Авиационная транспортная накладна
Авиационная транспортная накладная - это транспортная накладная на товары, перевозимые по воздуху. Как и морская транспортная накладная, она представляет собой контракт на перевозку и расписку авиакомпании за товары, принятые под ее ответственность, и не является документом на право собственности. Авиакомпания передает товары грузополучателю в аэропорту назначения, причем грузополучатель не обязан предоставлять оригинал этой накладнои.
Товары доставляются по воздуху очень быстро, вследствие чего возникают проблемы в экспортера, который стремится получить платеж перед передачей контроля над товарами иностранному покупателю. Для преодоления этой проблемы экспортер (или его банк) может адресовать товары банку-корреспонденту в стране назначения, если на это имеется согласие этого банка. Банк-корреспондент затем передаст эти товары или документы только в соответствии с полученными инструкций.
7.3.5. Дорожная накладная на груз (дорожная расписка)
Дорожная накладная на груз, дорожная расписка, представляет собой расписку, что оформляется перевозчиком на товары, которые должны быть перевезены автотранспортом. В этой накладной указываются наименования и адреса грузоотправителя и грузополучателя, место доставки, а также место и дата получения товаров перевозчиком под свою ответственность. Эта накладная действительно как расписка, так и в качестве транспортной накладнои.
Для экспортера преимущество использования транспортных накладных заключается в том, что они являются необратимыми и содержат информацию для судоходной или транспортной компании о наименовании и адрес грузополучателя, которому должны быть доставлены товары. Они не удостоверяют право собственности на эти товары, потому грузополучатель не обязан предоставлять подписанный оригинал коносамента, чтобы получить товари.
В противоположность этому, если товары доставляются в место назначения до поступления коносамента, импортер не имеет возможности принять поставляемые, пока не получит в свое распоряжение документацию.
7.2. Группы базисных условий поставки 7.4. коммерческие документы