2.4. Содержание и особенности осуществления предприятиями внешнеэкономических операций с интеллектуальной собственностью
Понятие интеллектуальной собственности широко использовалось еще в советское время, хотя осознание необходимости соблюдения правовых норм в Украине пока не получило должного распространения. Традиционно содержание понятия «интеллектуальная собственность»отождествляется с патентами, лицензиями, ноу-хау, личными изобретениями и знаниями. Рассмотрим особенности их осуществления во внешнеторговой сфере. Франчайзинг является мерой мобилизации капитала, который привлекает капиталовложения от инвесторов, стремящихся стать совладельцами любого дела, при этом общая сумма капиталовложений намного превышает сумму, которая могла бы быть получена из традиционных источников, акционерного или заемного капиталу.
Основными типами франчайзинга являются:
• торговый;
• лицензионный;
• виробничий.
К сфере торгового франчайзинга можно отмести любого производителя, обладающий товаром, защищенным торговой маркою.
Рынок производства, связанный с франчайзинговыми отношениями в Украине, находится в секторе производства программного обеспечения, составление и продаже компьютеров. ЦС вызвано технологическим отставанием от Запада в области производства микросхем. В Украине появились компании, занимающиеся сборкой компьютеров из импортных комплектующих и разработкой программного обеспечения. Среди них можно выделить: WIST (сбор, продажа компьютеров через дилерские сети), компании типа R-Style (разработка программного обеспечения, сборка компьютеров, продажа импортных brand-name компьютеров, продажа лицензионного программного обеспечения, создание собственных салоиив -магазинов компаниями, которые занимаются только разработкой программного обеспечения).
Производственный франчайзинг широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является фраичайзи от основной компании, которая продает концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным компаниям, которые затем смещают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. По такой схеме работают основные производители прохладительных напитков (Coca Cola, Pepsi), компании по производству продуктов питания (Mars, Nestle, Danone). компании по производству косметики и бытовой химии (Henco, J