2.3. Содержание и особенности осуществления предприятиями внешнеэкономических операций по предоставлению услуг

По мере развития рыночных отношений отечественные предприятия (фирмы) вынуждены предоставлять к товарам, которые они производят, дополнительные услуги, то есть производить так называемые товары с подкреплением. Но во внешнеэкономической сфере понятия «услуги» имеет более широкое толкование: это и есть, по сути, тот же товар, реализация которого приносит его производителю материальное вознаграждение. Среди таких услуг выделяют туристические, инжиниринговые, реинжиниринг, услуги связи и транспортного обслуживания. Последовательно рассмотрим каждый из указанных видов послуг.
В зависимости от главной цели путешествия определяют такие разновидности туризма, как рекреационный, познавательный, научный, деловой. По характеру организации путешествия-индивидуальный, групповой, организованный, самодеятельный (неорганизованный), стационарный. По интенсивности туристического потока - постоянный, сезонный. По продолжительности пребывания туристов в путешествии - краткосрочный, длительный. По демографическим признакам - ~ детский, молодежный, летний. По форме сотрудничества - безвалютный и валютный обмен туристическими группами. По географическому распределению - внутренний, международный. Факторы, побуждающие отечественные фирмы к туристической деятельности, классифицируют следующим образом:
• познавательные (содержат интерес к историческим, природно-климатических достопримечательностей)
• региональные (содержат интерес к региону, в котором происходят примечательные события: фестивали, спортивные соревнования, ярмарки)
• экономические (содержат социально-экономические условия путешествия: сферу услуг, транспортную систему, сферу розничной торговли и предприятий питания).
Позитивные сдвиги в отечественном туризме наблюдаются, начиная с 1998 года. Так, в 1999 году туристической отраслью Украины было предоставлено услуг на 16,6 млрд. грн., Это принесло в бюджеты разных уровней 6,3 млрд. грн. Украину посетило 4,244 млн. иностранных туристов и почти 5 млн. наших граждан странствовало по родной земле. Вместе с тем, по сравнению с 1998 годом Украина не досчиталась около 2 млн. иностранных туристов, прежде всего из России. Это связано с политикой российского правительства, направленной на поддержку своих отечественных производителей, рекреационных послуг.
По данным Всемирной туристической организации, ежегодно путешествует более 800 млн. человек. Доходы от мирового туризма в 1999 году составили 400 млрд. дол. США, или около 12% мирового валового продукта. Примечательным является то, что более чем в 40 странах мира туризм является основным источником поступлений в национальный бюджет, а в 70 - одной из трех основных доходных статей бюджета. Вообще структура туризма своеобразна. Его важную часть (около 43%) занимает отдых на курортах и в других рекреационных зонах. В то же время, размеры сельского, охотничьего и других специализированных видов туризма составляют лишь 9%.
А какие перспективы туристической отрасли в Украине?
В нашей стране туризм недостаточно развит. Страна, имея исключительные климатические и культурно-исторические условия, пока не может использовать их в полном объеме. В первую очередь это связано с общей экономической нестабильностью в стране, ведь на туризм работает около 50 различных отраслей народного хозяйства: транспорт, промышленность, сельское хозяйство, строительство, медицина, культура тощо.
Во многих странах альтернативой традиционному отдыху стал «зеленый туризм». Но его развития в Украине мешает множество факторов. Одним из них является несовершенство налоговой системы. Существуют и проблемы информационно-рекламного плана. Все это отражается не только на развитии «зеленого туризма», но и на развитии всей туристической отрасли. Нужно также отметить, что лишь около 10% гостиниц соответствуют международным стандартам, среди них нет ни одного пятизвездочного и только шесть имеют четыре звезды. На очень низком уровне находится состояние наших дорог и вообще всей инфраструктуры, которая имеет отношение к туристическому комплексу. В Украине около 8000 оздоровительных учреждений (с учетом всех баз разных форм собственности), но с каждым годом все меньше подростков посещает их. Если в 1991 году на базах Укрпрофтуру отдыхало 200 тыс. детей, то в 1999 году-лишь 7,2 тис.
Это объясняется тем, что некоторые области не хотят передавать в Крым или Карпаты средства, отведенные на оздоровление детей. Они стремятся использовать их в собственном региони.
Экспорт туристических услуг за 1999 год составил 51,6 млн. дол. США, т.е. туризм в экспорте Украины занял пятое мисце.
Перспективы развития туризма в Украине возлагаются прежде всего на реализацию глобальной программы создания в Украине транспортных коридоров. Они могут дать не только тысячи новых рабочих мест на срок строительства, но и толчок для создания многих малых и средних предприятий рыночной инфраструктури.
Разработка «Государственной программы развития туризма в Украине до 2010 года» сможет приносить государству 8 млрд. долл. США. Согласно приказу Президента Украины разработан проект «Государственной программы развития Крыма как круглогодичного общегосударственного и международного курортпо-рекреацийпого и туристического центра».
В последнее время в Украине стали проявлять интерес иностранные инвесторы. Уже есть конкретные примеры. Это реконструкция киевских гостиниц. В Карпатском регионе начала свою деятельность по развитию туристической отрасли международная организация TACIS. Британский фонд «Know-how» взял на себя расходы на восстановление туристических объектов Львова. Несколько миллионов долларов вложено в ялтинский отель «Орсанда» и известную «Поляну сказок».
Все это дает основания надеяться на дальнейшее развитие туризма в Украине и его выход на мировой ривень.
• услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;
• услуги, обеспечивающие нормальный ход процесса производства и реализации продукции.
Важнейшей предпосылкой возникновения инжиниринговых операций во внешнеторговых отношениях стало углубление международного разделения труда в условиях научно-технического прогресу.
Инжиниринг как особый вид предпринимательства имеет специфические особенности:
1) является одной из форм услуг производственного назначения, воплощается не в
вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте. Этот полезный эффект мае
материальный носитель проектная и техническая документация, графики) или не його
(Обучение, управление)
2) связан с подготовкой и обеспечением процесса производства та
реализации материальных благ и услуг, рассчитанных иа промежуточное и кинцеве
потребления;
3) является объектом купли-продажи, т.е. имеет коммерческую характеристику;
4) па отличие от франчайзинга и ноу-хау, имеет дело с воспроизведена услугами, т.е. с услугами, стоимость которых определяется общественно необходимыми затратами времени на их производство, и поэтому требует многих продавцов для их реализации.
Инжиниринговые операции - ЦС обособлен в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера, что способствует производству и реализации продукции. Сначала инжиниринговые операции имели характер консультаций, рекомендаций, экономических расчетов, систематизации результатов исследований, экспертной помощи при рассмотрении проектов и в разработке предложений по совершенствованию организации производства или технологических процессов. Такие копсультацийно-рекомендаций по инжиниринговые операции сохранились и в наше время, доповнившись перечнем услуг. Следовательно, полного цикл инжиниринга состоит из следующих этапов:
• исследование маркетинговой целесообразности проекта;
• изучение технических возможностей реализации проекта, его технико-экономическая оптимизация и упорядочение;
• оценка предложений, поступивших;
• упорядочение проектов под избранное оборудования;
• подготовка торгов на необходимые работы и одновременный надзор за изготовлением оборудования, его экзаменами;
• координация соответствующих работ, поставок и монтажа;
• помощь в подготовке обслуживающего персонала
• сдача предприятия заказчику «под ключ» и пуск его в эксплуатацию;
• наблюдение и консультации во время эксплуатации объекта после здачи.
Через большую сложность инжиниринга полного цикла бильшисть
предприятий (фирм) ограничиваются выполнением лишь какой-то его частини.
За последние 10-15 лет в мире получил развития полный инжиниринг в ВЭД. В него включаются новые направления и сферы деятельности предприятий. Инжиниринговые услуги, получившие наибольшее распространение, характеризуются следующими особенностями:
1. Инжиниринговый цикл «товар в руках». После того, как объект строительства сдан «под ключ», заказчик привлекает инжиниринговую фирму для подготовки инженерного и технического персонала, организации процесса производства, включая материально-техническое обеспечение и выпуск готовой продукции. Такое условие в соглашении с инжиниринговой фирмой и называется «товар в руках».
2. Инжиниринговый цикл «рынок в руках». Это наивысшая категория услуг, которые принимают на себя инжиниринговые фирмы. Условия соглашения «рынок в руках» означают, что инжиниринговая фирма исследует рынок, организует рекламу, формирует систему сбыта и реализует первую партию товару.
Уровень цен на инжиниринговые услуги на международном рынке, как и на любом товарном рынке, определяется спросом и предложением. Однако разнообразие видов инжиниринговых услуг и условий их осуществления обусловливает несопоставимость цен даже на аналогичные виды работ, а потому ставки оплаты в контрактах на инжиниринг устанавливают умовно.
Реинжиниринг ведет к таким изменениям в организации бизнеса отечественных предприятий:
• освобождение от менталитета «плановиков»;
• трансформации бюрократической системы управления предприятием в перекрестную построение организации;
• ориентации на потребности потребителей, а не на производство,
• оптимизации организационной структуры предприятия, подчинение ее ринку.
Реинжиниринг нельзя назвать новым средством управления предприятием (компанией), поскольку его основы были заложены еще в 80-х годах, а успешная апробация крупными иностранными компаниями проводилась с начала 90-х годов. В частности, по данным «Ernst
2.2. Содержание и особенности осуществления предприятиями внешнеэкономических торговых операций торговые операции во внешне экономической деятельности. 2.4. Содержание и особенности осуществления предприятиями внешнеэкономических операций с интеллектуальной собственностью