8.1. Основы усовершенствования внешнеэкономической государственной политики
Развитие рынка и вступление Украины в международной экономического сообщества в значительной мере тормозится неполным использованием экономического потенциала страны. Становление Украины как независимого европейского государства требует критической оценки экономического курса, совершенствование государственного управления, мобилизации усилий на решение задач государственной безопасности, обработки направлений развития с учетом реальных можливостей.Проведенные экономические реформы оживили внешнеэкономической деятельности Украини.
На сегодня выработаны некоторые приоритеты, к которым относятся:
1. Утверждение открытой экономики. Украинская экономика к середине 90-х годов имела характерные черты почти закрытой, изолированной экономики. Открытого движения инвестиций, товаров, рабочей силы, обмена ими с экономиками зарубежных стран почти не происходило. Поэтому внешнеэкономическая деятельность Украины встречала постоянную предвзятость зарубежных партнеров, что тормозило развитие экспортных производств и усиливало импорт на украинский рынок. Общеизвестно, что открытость экономики способствует притоку зарубежных инвестиций и ускорению интеграции страны в мировые хозяйственные связи. Поэтому важной основой совершенствования внешнеэкономической деятельности является постепенное утверждение открытой экономики для равноправного функционирования Украины в мировом экономическом простори.
2. Совершенствование платежного баланса. Ухудшение платежного баланса приводит к снижению курса национальной валюты, увеличение займов за рубежом и рост задолженности. Главными дестабилизирующим фактором платежного баланса в Украине стоимость энергоносителей (90% их закупается за рубежом). Поэтому совершенствование платежного баланса международных расчетов должно быть важным аспектом государственного регулирования, так как в наибольшей степени воспроизводит состояние внешнеэкономических связей краини.
3. Правовая основа привлечения зарубежных инвестиций. Законы о внешнеэкономической деятельности, зарубежные инвестиции еще не придали должного толчка к притоку зарубежных инвестиций, так как в Украине не сформирована соответствующего баланса частной и неприватнои собственности, нет должного воздействия государства на экономические процессы в обществе и на хозяйственную стабильность. Зарубежные же инвесторы обусловливают вложения своих капиталов в украинскую экономику двумя условиями: стабилизацией экономических процессов и обеспечением правовых механизмов защиты инвестиций и доходов инвесторов. Это требует соответствующего совершенствования законодавства.
4. Возвращение в Украину капитала. Малые объемы зарубежных инвестиций обусловлены тем, что украинский капитал не возвращается в Украину, а кредитует другие государства. Кроме того, миллиарды долларов неподвижно лежат у населения (что значительно больше, чем обещанная международными финансовыми организациями помощь). Эти капиталы не работают на разложение национальной экономики, поскольку в государстве не отработаны механизмы взаимодействия между украинскими предприятиями и исполнительной властью. Это тоже требует соответствующего удосконалення.
5. Экспортно стратегия развития экономики. Важным направлением внешнеэкономической деятельности является переход к стратегии экономического развития на базе целенаправленного формирования и активной реализации экспортного потенциала Украины в приоритетных отраслях экономики. Именно такая стратегия должна стать материальной основой постоянной ее интеграции в мировое экономическое простир.
6. Либерализация сферы внешнеэкономических связей. Одним из приоритетов внешнеэкономической политики в Украине становится органическое сочетание мер по последовательной либерализации сферы мировых связей, создание для субъектов внешнеэкономической деятельности всех видов и форм собственности равных возможностей самоуправления с эффективной регулирующей ролью государства в этой сфере с преимущественным использованием рыночных (а не административных) средств. Это предполагает активное использование валютных, налоговых, кредитных, страховых и других рыночных рычагов как основ регулирования внешнеэкономических связей.
7. Совершенствование регионального направления внешнеэкономической деятельности. Исходя из геоэкономических реалий, сложившихся после распада СССР, Украина и в дальнейшем развивать экономическое сотрудничество со странами бывшего Союза по восстановлению политически разорванных хозяйственных связей, ликвидации экономически необоснованных таможенных и платежных препятствий для осуществления экспортно-импортных операций. Вместе с этим в стране радикально перестраивается нынешняя система сотрудничества с другими государствами на основе взаимной выгоды и экономической целесообразности, производственной и научно-технической кооперации, создания совместных предприятий, финансово-промышленных структур, развития общих объектов инфраструктуры, взаимодействия на рынках третьих стран.
Таким образом, Украина должна последовательно проводить политику географической диверсификации своих внешнеэкономических связей. Этого требуют интересы экономической безопасности государства, которая должна опираться не на хозяйственную самоизоляцию, а иа более равномерное, сбалансированное развитие экономических связей с различными странами мира. В отношениях с государствами с развитой рыночной экономикой и с развивающимися, Украине следует вести поиск новых источников критического импорта и новых рынков сбыта продукции (преимущественно с теми странами и их региональными группировками, которые не видят в Украине только источник дешевого сырья и рабочей силы или рынок сбыта по завышенным ценам товаров не самого высокого качества). Приоритет необходимо предоставлять тем, кто видит в нашей стране равноправного партнера в сотрудничестве в отраслях высокой технологии, проявляет готовность способствовать инвестициям в приоритетные перерабатывающие отрасли промышленности, сельское хозяйство, транспорт, связь, другие объекты, то есть помогает значительно повысить качество экономического потенциала . Всякое поощрение вложений в Украину иностранного капитала, связанного с новейшими технологиями, передовыми формами организации производства и менеджмента должно происходить при соблюдении жестких требований по охране окружающей среды и здоровья населения. Это требует соответствующего совершенствования законодательства.