6.5.1. Критерии выбора способа выхода на внешние рынки

После выбора наиболее адекватного конкурентным преимуществам и потенциала предприятия зарубежного рынка логично встает вопрос о формах присутствия на этом рынке, а значит, и способ выхода на него. Проблема выбора способа выхода предприятия на зарубежный рынок возникает при выработке международной маркетинговой стратегии предприятия или при возникновении возможности (или необходимости) развития деятельности на каком-то зарубежном рынке. Первое решение является стратегическим, а второе - тактическим. В обоих случаях на окончательное решение о способе выхода на внешний рынок влияет совокупность внутренних и внешних (относительно предприятия) условий:
1. Условия рынка - открытый или закрытый, с передовой или отсталой торговой структурой, такой, функционирующей в условиях либерализованной или децентрализованной економики.
2. Условия, связанные с товаром - фирменная продукция или товар рядового качества, с техническим обслуживанием или без него, легко или трудно експортуеться.
3. Условия, связанные с деятельностью предприятия - ограниченные или расширенные цели, наличие опыта действий в условиях международного рынка или его отсутствие, хорошо развитый или недостаточно развитый ресурсный потенциал (финансы, кадровый состав, производственные мощности и т.д.).
Выбор способа выхода на внешние рынки зависит от целей предприятия, масштабов деятельности, характера товара и намерений контролировать продажу. Учитывается также потенциальный объем продаж, расходы и инвестиции на организацию товародвижения, наличие подготовленного персонала (продавцов) и другие условия. В общем виде выбор способа выхода на внешние рынки может осуществляться по следующим критериям:
- Форма движения капитала;
- Уровень расходов, связанных с выходом на зарубежный рынок;
- Степень привлекательности инвестирования;
- Контроль рынка;
- Уровень риска;
- Возможность выхода из ринку.
Основные способы выхода на внешние рынки такие:
1. Експорт.
1.1. Косвенный експорт.
1.2. Прямой експорт.
2. Совместная предпринимательская дияльнисть.
2.1. Лицензування.
2.2. Производство по контрактом.
2.3. Управление по контрактом.
2.4. Предприятия совместного володиння.
3. Прямое инвестирование.
6.5. Выбор способа выхода на внешние рынки 6.5.2. Сравнительная характеристика основных способов выхода на внешние рынки