11.1.1. Структура мирового рынка технологии

Мировой рынок технологии (СРТ) - это совокупность международных экономических отношений по поводу прибыльного использования прав собственности на его объекты: технологии продуктов,
процессов и управления. Объекты этого рынка могут иметь овеществленный или неуречевлений вид. К уречевлених принадлежит товарная продукция производственной сферы, которая перемещается между странами каналами международной торгивли.
Товары классифицируются по коэффициенту технологической вместимости торговли, который отражает долю расходов на исследования и разработки в объеме затрат на производство товаров и торговлю ими. Так, високотехнологичномисткими считаются: аэрокосмическое оборудование, компьютеры, электроника, лекарства; середнетехнологичномисткими - автомобили, химикаты, разная промышленная продукция; низькотехнологичномисткими - строительные материалы, продукты питания, черные металлы, текстиль, одежда, взуття.
Объекты мирового рынка технологии в неуречевлений виде представлены результатами интеллектуальной, т.е. непроизводственной, деятельности и являются нематериальными носителями технологий продуктов, процессов и управления. Классифицировать их по внутренней целостностью можно лишь условно на внерыночных: информационные массивы печатной специальной периодики, справочников, учебников, научно-технических изданий, знание, опыт и навыки, приобретаемые в ходе исследований и передаются при обучении, стажировке, переподготовке кадров, а также на дискуссионных форумах, выставках, при обмене и миграции ученых и специалистов, при осуществлении программ международного технического содействия и т.п.; потенциально рынке: патенты, "ноу-хау", научно-техническая документация, копирайт, управленческий консалтинг и т.п.; рынке: патентные и беспатентные лицензии, инжиниринг, копирайт, франчайзинг, наукоемкие услуги в сферах производства, обращения и управления, подготовка персонала тощо.
На современном мировом рынке технологии функционируют субъекты всех структурных уровней международной экономики:
- На моно-и микроуровнях - университеты и научные учреждения, бизнес-центры, венчурные фирмы, инноваторы-индивидуалы, доля которых составляет до 2/3 мирового объема "чистых" новаций;
- На мезоуровне - транснациональные и многонациональные корпорации, национальные компании и научно-технические комплексы (исследовательские, технологические парки и др.)., Которые являются ведущими патентувачамы и обеспечивают коммерческую и производственную реализацию до 2/3 мирового объема инноваций;
- На макроуровне - государства и национальные научно-технические системы, роль которых в эволюции этого рынка является определяющей;
- На мегауровне - межгосударственные образования и интеграционные деятельность предприятий на мировом рынке технологи
группировки, в пределах которых усилия сосредоточиваются на отдельных ключевых направлениях НТР;
- На метауровне - международные организации, прежде всего системы ООН, среди многочисленных функций которых следует особо выделить техническое содействие развивающимся странам (некомер-ная диффузия технологий).
География распространения достижений НТР очень неравномерной и в основном зависит от научно-технических потенциалов стран. Так, 9/10 мирового объема патентов и лицензий, а также расходов на научно-исследовательские и проектно-экспериментальные разработки приходится на десять развитых стран: США, Японию, Великобританию, Германию, Францию, а также Италию, Нидерланды, Швецию, Швейцарию. Хотя эти страны являются основными "поставщиками" технологий на СРТ, большинство из них остается нетто-импортерами, их платежи за приобретенные патенты и лицензии значительно превышают поступления за продажу собственных. Положительное сальдо лицензионной торговли должны в течение последних десятилетий лишь США, Великобритания и Швеция.
Характерным, как можно заметить из приведенных данных, является сверхвысокий степень монополизации мирового рынка технологии, намного выше, чем в других сегментах международной торговли. До 90% новых технологий направляются внутришньокорпо-тивных каналами, соответствующая часть платежей поступает от заграничных филиалов к материнским компаниям.
11.1. Мировой рынок технологии: суть и структура 11.1.2. Формы международного трансфера технологий