11.1.2. Формы международного трансфера технологий

Межстрановой движение технологии имеет две основные формы: коммерческую (международная торговля товарами и услугами и трансфер неуречевлений технологий) и некоммерческую (научно-технические публикации, проведение выставок, ярмарок, симпозиумов, миграция специалистов, деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др.) .
В большинстве стран новая технология защищается одним или несколькими правовыми инструментами: патентами, лицензиями, ноу-хау, копирайтом, промышленным образцом, товарным знаком. Эти инструменты включают в себя понятия "интеллектуальная собственность", которое делится на две составляющие:
1. Промышленная собственность - патенты на изобретения и промышленные образцы, сертификаты, подтверждающие регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания. Все это охраняется Парижской конвенция 1883 р.
2. Авторское право - распространяется на любые творческие произведения независимо от формы, назначения и достоинств произведения (лекции, доклады, статьи, брошюры, книги, технические описания, инструкции по эксплуатации, иллюстрации любого вида, рисунки, плакаты, фотографии и т. п.) и означает, что без согласия автора или его правопреемников никто не может ни в каком виде воспроизводить или любым другим способом использовать объекты, и охраняемых этим правом. Авторские права охраняются национальными законами, а на международном уровне - Берн-ской конвенции 1886 г. и Всемирной Конвенцией 1952 г. Рассмотрим более детально отдельные инструменти.
Патент - это документ, выдаваемый компетентным государственным органом изобретателю, и удостоверяет его авторство и И приоритет, а также дает ему монопольное право на использование новшества течение определенного времени (обычно 15-20 лет) на территории определенного краини.
Лицензия - разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени и за определенную плату.
Ноу-хау - это технический опыт и секреты производства, информация, которые имеют коммерческую ценность. Ноу-хау может быть представлено в виде программного обеспечения, приемов и навыков производства, схем, чертежей, описаний, рецептов и т.д.. !
Копирайт (право воспроизведения) - эксклюзивное право автора; произведения на показ и воспроизведение своей работы. Копирайт защищает от копирования главным образом произведения искусства и литературы - 1 книги, фильмы, радиопередачи, аудио-, видеопродукцию и т.д.. Однако часто копирайт распространяется и на знания в виде эскизов, макетов, рисунков, чертежей, используемых в виробництви.
Промышленным образцом называется новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. С помощью промышленного образца устанавливается монополия на форму (орнамент) продуктов труда. На промышленные образцы, так же как и на изобретения, выдаются патенти.
Торговая марка (товарный знак) - символ определенной организации, который используется для индивидуализации производителя товара и! который не может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца. Обычно это рисунок, графическое изображение, сочетание букв, имя учредителя или собственника предприятия. В стране происхождения товарный знак может викодияльнисть предприятий на мировом рынке технологи
ристовуватися, если его принадлежность никем не обжаловано в течение установленного законодательством срока. В случае экспорта товара товарная марка обычно регистрируется в странах експорту.
Международная передача технологии осуществляется в следующих формах:
1. Патентная соглашение - международная торговая сделка, по которой владелец патента уступает свое право на использование изобретения покупателю патента. Обычно малые вузькоспециализо-ные фирмы, не в состоянии сами внедрить изобретение в производство, продают патенты большим корпорациям.
2. Лицензионное соглашение - международная торговая сделка, по которой собственник изобретения или технических знаний дает другой стороне разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию.
3. "Ноу-хау" - предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи в этом случае обычно есть незапатентованные изобретения, имеющих коммерческую циннисть.
4. Инжиниринг - предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Они включают широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществления консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и послегарантийного обслуговування.
5. Франчайзинг - продажа права на ведение бизнеса под именем или торговой маркой франчайзера.
6. Договоры по поводу копирайта - уступка исключительного права автора на интеллектуальную собственность, в частности печатную продукцию.
7. Предоставление наукоемких услуг в сферах производства, обращения и управления, включая инжиниринг, консалтинг, информинг, менеджмент, подготовку персонала и т.д..
11.1.1. Структура мирового рынка технологии 11.2. Лицензионная торговля в международной экономике