12.3. Инкассовая форма платежа
Расчеты в форме инкассо, так же как и в форме аккредитива, получили широкое распространение в международной практике. Инкассо используется как при расчетах на условиях платежей наличными, так и в расчетах на условиях коммерческого кредита. Инкассовая форма расчетов является одной из старейших форм банковских операций. Она регулируется специальным документом - "Унифицированными правилами по инкассо", разработанными Международной торговой палатой. Сегодня действует редакция Правил 1995 г. (публикация МТП № 522), которая определяет виды инкассо, порядок предоставления документов к платежу и совершения платежа (акцепта), сообщение о совершении платежа (акцепта) или неплатежа и другие питання.Согласно Унифицированным правилам, инкассо означает операции, осуществляемые банками на основании полученных инструкций с документами в целях:
- Получение акцепта и платежа;
- Предоставление документов против акцепта и платежа;
- Предоставление документов на других умовах.
Инкассовая форма платежа предусматривает передачу экспортером поручения своему банку на получение от импортера определенной суммы платежа против предъявления ему соответствующих товарных документов и может осуществляться по принципу "платеж против документов" или "акцепт против документов". Ответственность банков при осуществлении инкассовых операций ограничивается, в основном, пересылкой и предоставлением документов против оплаты или акцепта, но без собственного обязательства выполнить платеж, если покупатель не выполнит своих обязанностей по инкассо. Документы, по которым осуществляются операции по инкассо, подразделяются на две группы:
- Финансовые документы (переводные векселя, простые векселя, чеки, платежные расписки и другие документы, используемые для получения платежей наличными)
- Коммерческие документы (счета, документы на отгрузку, спецификации, сертификаты).
В связи с этим определяют два вида инкассо: чистое и документарное. Чистое инкассо - инкассо, в котором используются только "финансовые" документы. К ним относятся: тратта (переводной вексель), простой вексель или чек. Распространенным документом является тратта. Согласно чистому инкассо, коммерческие (транспортные) документы, относящиеся к тратты, могут быть переданы и отправлены непосредственно импортеру, минуя банк. Когда коносамент или транспортный документ передается непосредственно импортеру, импортер становится владельцем товарораспорядительных документов. Эти транспортные документы называют такими, что "непосредственно передаются". В таком случае импортер становится владельцем товаров к оплате или акцепта тратты путем оплаты транспортной компании фрахта (если фрахт оплачивает покупатель) и соответствующих расходов. Таким образом, роль банка экспортера (банка-ремитента) заключается лишь в пересылке тратты инкассирующему банка для оплаты или акцепту.
Документарное инкассо предусматривает отправку вместе с финансовыми коммерческих (транспортных) документов, виды и количество экземпляров которых должны определяться требованиями страны-импортера. К таким документам могут относиться:
- Срочная тратта или тратта на предъявителя;
- Коносамент или другой транспортный документ;
- Коммерческие счета-фактуры или инвойс;
- Свидетельство о происхождении товара;
- Страховые полисы или сертификаты тощо.
Согласно документарным инкассо, банк экспортера (банк-Реми-тент) направляет документы и свои инструкции с указаниями по взысканию инкассо в банк в стране импортера (инкассирующего банка). Эти инструкции определяют сроки и условия выдачи документов импортеру. Импортер получает документы только после выполнения соответствующих условий. По сравнению с чистой инкассо использования документарного инкассо менее рисковое для экспортера, так как пересылка товарораспорядительных документов захищене.
Если оплата осуществляется в форме документарного инкассо, то, как правило, в этом участвуют четыре стороны. Трассант (экспортер) - клиент, который поручает инкассо по своей траттой и коммерческими документами банка в своей стране. Трасанте также называют принципалом, то есть получателем средств. Банк-ремитент - банк, выбранный экспортером для пересылки документов в страну импортера с целью осуществления инкассо через инкассирующий банк. Инкассирующий банк (в отличие от банка-ремитента) - любой банк, который занимается обработкой инкассо. Он предоставляет импортеру тратту и коммерческие документы против получения платежа или акцепта. Основном инкассирующий банк определяется экспортером на основе приоритетной соглашения с импортером и является банком импортера. Как альтернативу банк-ремитент выбирает свое отделение, филиал или корреспондента в городе (стране) импортера. Трассат (импортер) - сторона, которой предоставляют документы согласно инструкции. Банк-ремитент готовит инструкции на основании поручений, полученных от экспортера, описывающих сроки и условия, при которых инкассирующий банк должен выдать документы импортеру. Основываются они на предварительной договоренности между импортером и экспортером. Инкассовая форма расчетов проходит следующие этапы:
1. Отгрузив товар, экспортер передает своему банку инкассовое поручение и товарные документи.
2. Банк экспортера, принявший инкассовое поручение, направляет его вместе с товарными документами банка-корреспондентов в стране импортера.
3. Банк-корреспондент в стране импортера предъявляет товарные документы импортеру и выдает ему их против указанной в инкассовом поручении суммы платежу.
4. Полученная от импортера сумма платежа переводится банком импортера на счет банка экспортера, а тот зачисляет ее на счет експортера.
Реализация этой формы расчетов начинается с согласования условий инкассо между экспортером и импортером и определение их в соглашении о купле-продаже. В предложении продавца и в договоре о купле-продаже устанавливают условия платежа "документы против платежа наличными" или "документы против акцепта".
Вручить документы против платежа инкассирующий банк может плательщику только против немедленной оплаты. "Немедленно" согласно международным обычаем означает "самое позднее - при поступлении товара". Если продавец не хочет долго ждать денег, он в инкассовом поручении должен требовать "платежа после первого представления документов". В этом случае договор о купле-продаже и счет должны содержать положения, согласно которому документы нужно предъявлять плательщику немедленно после их поступления в инкассирующий банк.
Вручить документы против акцепта инкассирующий банк может плательщику против акцепта тратты, которая подлежит оплате, как правило, в течение ЗО-180 дней после предъявления или тратты, которая подлежит оплате в определенный срок. Акцепта векселя на предъявителя можно сравнить с оплатой наличными против квитанции. Так, трассат до осуществления платежа уже вступает в право владения товаром, он может продать его срочно, получив таким образом необходимые средства для оплаты векселя. Итак, акцепт определяет для него срок платежа и позволяет избежать краткосрочного финансирования складских запасив.
Для продавца после выдачи товара обеспечением может быть только акцепт трассата. Поэтому до наступления срока платежа по векселю он может потребовать, чтобы акцепт был дополнен авалем инкассирующего или иного первоклассного банка. Авалем гарантия по векселю, которая предоставляется надписью на лицевой стороне или четкой отметкой о аваль на оборотной стороне векселя или на дополнительном листе. Вместе с подписью должно быть указано, что поручительство предоставлено по трассата. Поручитель (авалист) из векселя несет солидарную ответственность вместе с плательщиком, то есть он может отвечать по векселю, если трассат до наступления срока векселя не выполнит своих платежных обязательств.
После заключения указанной сделки продавец отгружает заказанный товар непосредственно в адрес покупателя. Одновременно он готовит все необходимые документы (счет-фактура, коносамент, страховой сертификат, свидетельство о происхождении товара и т.п.) и направляет их вместе с инкассовым поручением своему банку (банку-ремитенту). При составлении инкассового поручения продавец должен:
- Четко указать полное и точный адрес плательщика;
- Указать способ вручения документов покупателю;
- Проверить наличие всех документов, требуемых покупателем или обусловленные договором о купле-продаже, и правильность их заполнения;
- Учесть нормативы страны-импортера при выставлении документов;
- Проверить единообразие обозначения названий портов и номеров во всех документах и соответствие их маркировкой на упаковке;
- Проверить, подписаны все документы, или поставлены передаточные надписи (если это необходимо) на оборотной стороне коносамента, страхового документа и векселя;
- Указать точный адрес инкассирующего банка;
- Указать представителя в стране импортера, в случае неплатежа позаботится о товаре (адрес третьего лица);
- Указать указание банку о заявления протеста в случае неуплаты или неакцепту.
Банк-ремитент передает документы с необходимыми инструкциями банка в стране плательщика. В основном последний представляет документы непосредственно плательщику. При определенных обстоятельствах он поручает представить документы другом банке. Инкассирующий банк, представляющий документы плательщику, называют "представляющим банком". Этот банк информирует плательщика о поступлении к нему документов. В сообщении представляющего банка или авизо плательщик находит необходимые данные о отгруженный ему товар. Авизо позволяет ему сделать вывод о возможности на основе документов, которые имеет банк, получить товар и уплатить пошлину. При желании плательщик может проверить документы у представляющего банка. Но банк без специального разрешения доверителя не может позволить осмотр товара, который прибыл по месту назначения. Представляющий банк переводит выручку банку-ремитенту, как только в его распоряжение поступает необходимая сумма валюти.
При инкассо "документы против акцепта" акцептованный вексель после получения документов плательщиком (в зависимости от инструкций доверителя) остается в инкассирующему банка или возвращается банку-ремитенту. Последний передает вексель своему доверителю, который дисконтирует его или может получить надлежащую сумму при наступлении срока платежа. При среднем сроке действия векселя при определенных обстоятельствах возможны форфетування или перефинансування.
Качестве компенсации за услуги при осуществлении документарного инкассо представляющий и инкассирующий банк начисляют комиссионные и накладные расходы. В основном речь идет о комиссионных за вручение документов против акцепта или платежа, оплату акцепта. В зависимости от способа осуществления инкассо могут начисляться дополнительные накладные расходы и комиссии за пролонгацию векселей, за дополнительные сообщения о документах, за возвращение документов, объявления протеста, а также почтовые сборы и другие фактические витрати.
Инкассовая форма расчетов выгодна экспортеру тем, что банки защищают его право на товар до момента оплаты документов или акцепта тратт (если экспортер не дал инструкции о выдаче документов без оплаты). Право на товар импортеру дают товаророзпорядницьки документы, которые он получает в свое распоряжение после их оплаты (акцепта тратт), если экспортер не дал инструкции о выдаче документов без оплати.
Основным же недостатком инкассовой формы расчетов является длительность движения документов через банки и, соответственно, периода их оплаты (акцепта), который может длиться от нескольких недель до месяца. Кроме того, импортер имеет право отказаться от оплаты предоставленных документов. В связи с этим в расчетах по инкассо могут использоваться различные средства ускорения и дополнительного обеспечения платежей. В расчетах по коммерческому кредиту инкассо документов и векселей сопровождается предоставлением согласно поручению импортера банковской платежной гарантии в пользу экспортера, которая обеспечивает платеж в случаях неоплаты импортером документов (векселей) в установленный срок. Банковские гарантии могут предоставляться и для обеспечения акцепта тратт, направленных на инкассо.
12.2. Аккредитивные расчетные операции | 12.4. Механизм осуществления платежей чеками |