Борьба СССР за превращение Организации Объединенных Наций в инструмент мира и безопасности народов

Одним из важных факторов международной жизни после второй мировой войны явилось создание Организации Объединенных Наций. Советский Союз Сыграл в этом самую Активную роль. Переговоры о необходимости создания ООН велись на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Англии в октябре 1943 г., на конференции в Думбартон-Оксе (Вашингтон) во второй половине 1944 г. и на Крымской конференции глав трех великих держав в 1945 г. Уже тогда ни были в основном согласованы цели и принципы ООН. Официальное создание ООН и утверждение ее Устава произошло на конференции в Сан-Франциско (25 апреля - 26 июня 1945 г.). На конференции присутствовало делегаты от 50 стран, в том числе от СССР, УССР, БССР2.
Создание ООН относится к периоду, когда во всем мире царила Небывалый подъем антифашистского, демократического движения. Был Исключительно высок авторитет СССР и его программы послевоенного устройства мира. Сложившаяся к концу второй мировой войны международная обстановка предопределила выработку такого Устава ООН, Который воплощал надежды народов на то, Чтобы эта международная Организация служила делу мира и безопасности на земле, обуздания агрессоров и обеспечения равенства всех, больших и малых, государств.
Устав ООН состоит из 111 статей, в которых сформулированы цели и принципы Организации. В нем говорится, что ООН создана для поддержания международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер для устранения угрозы миру и актов агрессии, для развития дружественных отношений между странами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, для осуществления международного сотрудничества в разрешении Международных проблем экономического , социального, культурного и гуманитарного характера; поощрения уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. ООН предназначена быть центром для согласования действий наций в достижении ЭТИХ общих целей.
Все государства - члены ООН обязываются разрешать международные споры мирнымы средствами, уважать суверенное равенство друг друга, не прибег к угрозе силой или ее применению как против территориальной целостности, так и против политической независимости любого государства. Устав не дает ООН права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Следовательно, Устав ООН определяет демократический характер всей Организации, ставит правовую преград на пути империалистической политики войн, национального порабощения народов, сохранения колониально рабства. Соблюдение его принципов всеми государствами - членами ООН открывает широкие возможности для сохранения всеобщего мира и налаживания Международных отношений на основе равноправия всех стран. Советский Союз стоит на страже сформулированных в Уставе ООН целей и принципов, твердо придерживается их в своей внешней политике.
Одним из наиболее важных органов ООН является Генеральная Ассамблея, сессии которой созываются ежегодно и начинаются в третий вторник сентября. На сессии Ассамблеи обсуждаются вопросы укрепления мира, разоружения, ликвидации колониальной системы, расовой дискриминации и другие важные проблемы Международных отношений. В работе Ассамблеи участвуют делегацию всех государств - членов ООН. Свои решения по наиболее важным вопросам, носящие форму рекомендаций государствам, Генеральная Ассамблея принимает большинством в 2 с голосов.
Генеральная Ассамблея назначает по рекомендации Совета Безопасности Генерального секретаря ООН, являющегося главным административным должностным лицом всей ООН. Она также создает ряд органов, комиссий и комитетов, утверждает бюджет Организации, составляемый из отчислений государств в зависимости от доходов на душу населения в каждом из них.
В качестве официальных языков ООН утверждены английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.
Кроме Генеральной Ассамблеи к числу основных органов ООН относятся Совет Безопасности, Экономический-и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Главная ответственность за поддержание международного мира возложена Уставом ООН на Совет Безопасности. Первоначально он состояла из 11 членов, из них 5 постоянных (СССР, США, Англия, Франция и Китай) и 6 непостоянных, избираемых сроком на два года Генеральной Ассамблеи. В дальнейшем число непостоянных членов было увеличено до 10. Совет Безопасности действует непрерывно. Председательство на его заседаниях осуществляется членами Совета поочередно в течение месяца. Решения Совета носят Обязательный характер для всех членов ООН.
При обсуждении вопросов, связанных с нарушением мира и возникновением угрозы войны, Совет Безопасности принимает рекомендации о путях и средствах ликвидации конфликта. В отдельных случаях, требующих восстановления мира, он может предпринимать и принудительные меры, вплоть до использования вооруженных сил. Совет Безопасности выносит также Свои рекомендации Генеральной Ассамблеи по приему в ООН новых членов.
Решения в Совете Безопасности считаются принятымы Лишь при условии, если за них голосует не менее девяти его членов, включая всех постоянных членов. Устав ООН предусматривает правило единогласия тяты великих держав. Каждая из них наделена, таким
образом, правом вето (вето - в переводе с латинского-«запрещаю»). Право вето - важнейшее условие жизнедеятельности ООН, преград, мешающая империалистическим государствам навязывать свою волю Совет Безопасности. В 40-е и 50-е годы Советский Союз отбил не одну атаку США и их союзников, стремившихся ликвидировать право вето. Однако в последние годы, когда стало меняться соотношение голосов в ООН, США сами неоднократно пользовались этим правом.
С первой сессии Генеральной Ассамблеи, с первых заседаний Совета Безопасности в ООН определились две политические линии. С одной стороны, СССР вместе с другими странами социализма активно и последовательно отстаивают дело мира и безопасности, равноправны сотрудничества всех стран, ведут решительную борьбу за ликвидацию позорной колониальной системы, поддерживают правое дело народов, борющихся за свободу и независимость. С другой стороны, США и их союзники из капиталистического мира использовал трибуну ООН для разжигания «холодной войны», вмешательства во внутренние дела суверенных государств, обострения международной обстановки.
Изменение соотношения сил в мире в пользу социализма и демократии отразилось и на положении дел в ООН. По мере роста экономического и военного могущества СССР и всего мирового социализма, распада колониальной системы империализма в Азии и Африке позиции капиталистических стран во главе с США в ООН неуклонно слабелы. Одновременно укреплялись позиции прогрессивных сил.
В 1945 г. в ООН состояло 51 государство, к исходу 1960 г. - 100, а в 1975 г. - 144. В 1955 г. членами ООН стали Албания, Болгария, Венгрия и Румыния, в 1961 г.-МНР, а в 1973 г.-ГДР. С образованием молодых независимых государств в ООН влилась большая группа стран, придерживающихся антиимпериалистического курса внешней политики. Вместе со странами социализма им принадлежит теперь почти 2 / з голосов в ассамблее. Совместные выступления в ООН социал стических и молодых независимых государств по многим Международным вопросам привели уже в 60-х годах к тому, что американская «машина голосования» стала постепенно рушится, а США остались прежней возможнпсты протаскивать через Генеральную Ассамблею угодные им решения, идущие вразрез с интересами укрепления мира.
В 1971 г. в ООН ни были восстановлены права КНР. Но, к сожалению, при обсуждении многих кардинальных Международных проблем она оказывается заодно с противниками мира и безопасности из лагеря империализма.
Практическая деятельность ООН началась в январе 1946 г., когда состоялось открытие I сессии Генеральной Ассамблеи.
Сессия приняла важное решение - в создание Комиссии ООН по атомной энергии. Летом 1946 г., когда Начались заседания Этой Комиссии, Советский Союз развернул в ней борьбу за ликвидацию атомного оружия. Он предложили запретить на вечные времена применение, производство и хранение атомного оружия, уничтожить «весь запас готовой, а также незаконченной продукции атомного оружия». СССР предложили также ввести строгий международный контроль за проведением в жизнь этого запрещения. Действия Советского государства ни были продиктованы стремлением сохранить и укрепить мир, завоеванный дорогой ценой, сорвать расчеты США с помощью атомного шантажа навязывать свой диктат в мировой политике.
США, опираясь на послушное им большинство в Комиссии ООН по атомной энергии, отклонилы советские предложения и протащилы свой план, так называемые «план Баруха». Суть этого плана состояла в том, Чтобы закрепить за США монопольное обладание атомным оружием и передать американскому империализму контроль над атомным производством во всем мире. Советский Союз не мог согласиться с таким планом, являющимся порождение агрессивной политики США.
В течение ряда последующих лет СССР неоднократно вносили уточнения и дополнения в Свои предложения о запрещение атомного оружия, Чтобы добиться согласованны решения данной проблемы. Но она оставалась нерешенной.
Осенью 1946 г. на второй части I сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз внес предложение о всеобщей сокращении вооружений и вооруженных сил. Это предложение нашло отклик во всем мире. И хотя империалистические страны Пытались сорвать обсуждение советского предложения, Ассамблея приняла резолюцию о «Принципах, определяющих общее регулирование и сокращение вооружений». В основу Этой резолюции легло предложение СССР. Правда, реализация резолюции была сорван США, Англией и Францией.
На III (1948 г.), V (1950 г.), VI (1951 г.), VII (1952г.) и VIII (1953 г.) сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз Выступал с предложениями о частично разоружения, в том числе в пропорционально сокращении вооруженных сил пяти великих держав - СССР, США, Англии, Франции и Китая. Но всякий раз западные империалистические державы, развернувшие усиленную подготовку к новой войне против СССР и стран народной демократии, отклонялы советские предложения.
Проявлением заботы СССР в мире и безопасности народов появились его предложения на II сессии Генеральной Ассамблеи (1947 г.) в запрещение пропаганды войны и подстрекательства к войне. Особенно широко такая пропаганда велась в США. Опираясь на моральную поддержку мировой общественности, СССР добился на Этой сессии политической победы: Ассамблея проголосовала за резолюцию, осуждающую пропаганду войны. Большое значение в борьбе за упрочение мира и предотвращение новой мировой войны Советский Союз придавали своим предложениям на IV сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1949 г.) об осуждения подготовки новой войны. Такая подготовка в тот период уже широко велась в США и других странах капитализма. СССР рекомендовал Ассамблеи привел пять великих держав к объединению усилий для сохранения мира и заключению между собой пакта мира. Используя большинство, послушное США, капиталистические страны не приняли советские предложения. Эти предложения мешало им наращивать гонку вооружений и создавать агрессивные военные блоки.
На XIV сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре 1959 г. СССР внес предложения о всеобщей и полном разоружения. Они предусматривал поэтапное в течение четырех лет осуществление программы всеобщего и полного разоружения под Международным контролем. Ассамблея приняла 20 ноября 1959 г. резолюцию, в которой государства - члены ООН призывались «приложить все усилия к достижению конструктивного решения Этой проблемы».
По инициативе СССР XVI сессия Генеральной Ассамблеи в 1961 г. одобрила проект Декларации о запрещение применения ядерного оружия, XVIII сессия в 1963 г. приняла резолюцию, запрещающую вывод в космос объектов с ядерным оружием, а XXII сессия Генеральной Ассамблеи летом 1968 г. одобрила проект Договора в нераспространениы ядерного оружия, Который подписавшего почти 100 государств мира.
По инициативе Советского Союза XV сессия Генеральной Ассамблеи в 1960 г. приняла ставшую исторической Декларации о предоставление независимости колониальным странам и народам. Декларация предусматривает безотлагательное предоставление всем колониальным странам, подопечным и второго несамоуправляющимся территориям полной свободы и независимости. Принятие Этой декларации - одно из самых крупных поражений колонизаторов в ООН.
По вине империалистических государств во главе с США Организация Объединенных Наций не сумела решить многие жизненно важные задачи, имеющие большое значение для упрочения мира и безопасности. В ее деятельности немало недостатков. Но даже то немногие положительные решения, принятые ею до конца 60-х годов, наносят удар по агрессивным планам империализма. В ряде случаев СССР использовал право вето в Совете Безопасности в целях защиты законных прав народов от посягательств империализма, срыва замыслов колонизаторов в Азии, Африке и Латинской Америке. Трибу-па ООН широко используется СССР, другими социалистического странами для разоблачения агрессивной политики империализма, пропаганды правды о внешней политике Советского государства, всего социалистического содружества.
Международные отношения в Послевоенные годы развиваются в обстановке постоянного укрепления позиций мирового социализма и ослабления позиций и политического влияния капитализма. Начало этому процессу положила всемирно-историческая победа СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Коренные изменения в соотношении классовых сил на мировой арене и их влияние на развитие Международных отношений Борьба СССР за демократическое мирное урегулирование с бывшем союзниками гитлеровской Германии