Борьба СССР за демократическое мирное урегулирование с бывшем союзниками гитлеровской Германии

Важнейшей международной проблемой после завершения войны было заключение мирных договоров с бывшем союзниками гитлеровской Германии: Италией, Румынией, Венгрией, Финляндией и Болгарией.
Советское государство выступили с такой программой мирного урегулирования, которая не освобождала бывший союзников гитлеровской Германии от ответственности за агрессивные действия в годы войны и в то же время учитывала национальные интересы народов побежденных стран, облегчала их развитие как независимых, миролюбивых и демократических государств. Такая подлинно демократическая и справедливая программа мирного урегулирования отвечала интересам всех народов, полностью соответствовала принципам Ялты и Потсдама.
Программа мирного урегулирования, предложенная США и Англией, носила антидемократическом, империалистических характер. Она выражала стремление крупного капитала ЭТИХ стран утвердить свое господство в мире, подавить революционное и демократическое движение народов, не допустит развития побежденных стран по независимому, демократического пути, Превратить их территории в плацдармы для антисоветских провокаций. Стремясь навязать свою программу, западные державы пустили в ход шантаж, угрозы в расчете запугать СССР и заставить его отказаться от своей программы мирного урегулирования, 11 сентября 1945 г. в Лондоне открылась первая сессия Совета министров иностранных дел (СМИД) с задачей выработать согласованные проекты мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Финляндией и Болгарией. Делегацию СССР на сессии возглавлял министр иностранных дел В. М. Молотов, делегацию США - государственный секретарь Дж. Бирнс, делегацию Англии-министр иностранных дел Э.. Бевин.
Сессия проходила в напряженной обстановке. Правящии круги США и Англии проводили политику, направленную на разрыв сотрудничества между странами антигитлеровской коалиции и срыв ранее согласованных решений. С помощью фальсификаций они Пытались малом роль СССР в разгроме гитлеровской Германии, обвинить его в агрессивных намерениях и тем Самым вытравить из сознания народов чувства симпатии и доверия к Советскому государству. США Пытались оказать прямое давление на СССР. 21 августа 1945 г. они заявили о прекращение ему поставок по ленд-лизу. Американские правящии круги рассчитывал, что это тяжело отразится на ходе восстановления экономики СССР и заставить Советское правительство просит помощи у США в обмен на Серьезные политические уступки.
На сессию СМИД в Лондоне США и Англия пригласили делегацию Франции и Китая. Это противоречило Потсдамских решениям глав трех государств в Совете министров иностранных дел, Который должен состоя только из государств, подписавших условия капитуляции с данной страной. Такой шаг США и Англии говорил о том, что они хотели «узаконит» участие всех пяти великих держав в подготовке проектов мирных договоров в рамках СМИД для любой из побежденных стран. Это дало бы возможность Франции и Китая, объявлявший войны Финляндии, Румынии, Венгрии и Болгарии, а также США, не находившимся в состоянии войны с Финляндией, участвовать в выработке проектов мирных договоров для них. Советская делегация заявила, что она не уполномочена пересматривать решения, принятые главами правительств.
Реакционные устремления США и Англии проявились и в том, что Дж. Бирнс и Э.. Бевин отказывались обсуждать проекты мирных договоров с Болгарией и Румынией, если в ЭТИХ странах не будут созданы правительства, угодные империалистам Запада. Советская делегация решительно встала на защиту суверенных прав болгарском и Румынский народов иметь такие правительства, какие они хотят.
2 октября сессия СМИД по настоянию американского представителя прекратили работу. При этом делегация Западных государств отклонилы предложение советской делегацией подпись протоколы по вопросам, по которым удалось достичь согласованных решений.
Умышленно сорвавшая сессию СМИД империалистическая реакция рассчитывал свала вину за это на СССР и развернуть против него новую кампанию клеветы. Но такая политика не нашли поддержки в мировой общественности. Советский Союз продолжал твердо придерживаться своего курса в вопросах послевоенного устройства мира.
В сложившихся условиях Вашингтон и Лондон вынуждены ни были отступить. В декабре 1945 г. в Москве было созвано совещание министров иностранных дел СССР, США и Англии. Совещание подтвердило процедуру подготовки мирных договоров, намеченную Потсдамской конференцией. Советская делегация вновь выступили против попыток США и Англии вмешиваться во внутренние дела Болгарии и Румынии. СССР предложили Компромиссное решение, и США и Англия в конечном итого согласились с ним. Было решений дать совет болгарском и Румынский правительствам включит в свой состав по два представителя от оппозиции при условии, если они будут «лояльно работать» в правительстве. После этого США и Англия обязывались признать правительства Болгарии и Румынии.
В период с 25 апреля по 15 мая и с 15 июня по 12 июля 1946 г. на сессии СМИД в Париже проекты мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Финляндией и Болгарией ни были в основном согласованы. Из-за противодействия представителей США, Англии и Франции не удалось договориться: по экономическим статьям в мирных договорах с Румынией, Венгрией и Болгарией, в мирном договоре с Италией - о установлению итало-югославской границы, в репарации с Италии в пользу Югославии, Албании и Греции, в судьбе итальянских колоний в Африке.
Дальнейшее обсуждение мирных Договоров проходило на мирной конференции в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 г. В ее работе участвовали делегация 21 государства: СССР, США, Англии, Франции, Китая, Австралии, БССР, Бельгии, Бразилии, Голландии, Греции, Индии , Канады, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, УССР, Чехословакии, Эфиопиы, Югославии, Южно-Африканского Союза.
Несмотря на то что сессия СМИД в Париже наделила конференцию правом принимать Свои рекомендации большинством в 2 / з голосов, американо-английская группировка протащила резолюцию, предлагавшую считать рекомендациями и то решения конференции, Которые "будут приняты простым" большинством. Это было грубым нарушением процедурных правил работы конференции.
Незадолго до открытия мирной конференции США провели взрывы двух атомных бомб на атолл Бикини в тихом океане. В политическом плане Этот шаг Был рассчитана на раздувание атомного психоза в мире, на запугивание СССР и народно-демократических стран атомной мощью США. Однако политика шантажа и провокаций в отношении СССР была обречена на провал.
Империалисты США и их союзники ни были не в состоянии диктовать Свои кабальные условия мира побежденным странам, ибо этому противодействовалы Советский Союз и поддерживавшая его группа демократических государств. Участие представителей СССР, Польши, Чехословакии и Югославии в работе мирной конференции мешало империалистам применять методы тайной дипломатии для навязывания своей воли другой стране. Не удалось им отстранить представителей побежденных государств от обсуждения мирных договоров.
Парижская Мирная конференция проходила в обстановке острой Дипломатическое борьбы между силами демократии во главе с СССР и силами реакции, возглавляемымы США. Конференция еще раз подтвердила размежевание политических сил на мировой арене на два противоположных лагеря.
При открытии конференции глава американской делегацией Дж. Бирнс призвали Своих сторонников не считаться с ранее согласованнымы решениями СМИД. Это Был призыв к представителям зависимых от США стран объединиться, Чтобы заставить делегацию СССР, УССР, БССР, Польши, Чехословакии и Югославии отступить и согласиться с предложениями Западных государств на конференции.
Обсуждение проектов мирных договоров проходило на конференции следующим образом.
Экономические проблемы. При обсуждении ЭТИХ проблем делегацию империалистических стран требовали включить в мирные договоры статьи о выплате капиталист США, Англии и Франции 100-процентной компенсации за их собственность, которой они располагал до войны на территории бывш вражеских стран. Они настаивалы на том, Чтобы стоимость Этой собственности была установлена ее бывший владельцами, а не государством, на территории которого она находилась. Это открывало возможность для произвола иностранных монополий.
Делегация СССР выступили в защиту экономической независимости побежденных стран. Она отстаивала принцип частичной компенсации иностранных собственников за нанесенный им ущерб. С этим соглашались и Представители всех побежденных стран. Однако большинство конференции приняло рекомендацию о 75-процентной компенсации, что не отвечала требованиям справедливости.
Делегация США выдвинула предложение о распространении на побежденный страны принципа «равных возможностей», т. е. предоставления иностранному капиталу неограниченное свободы действий в экономике Румынии, Венгрии, Болгарии, Финляндии и Италии. Это предложение наиболее отчетливо показывало, что американский капитал, разбогатевший на военных поставках, стремился Снять к своим рукам побежденный страны, сорвать осуществление революционных преобразований в Болгарии, Румынии и Венгрии.
Делегация СССР и народно-демократических стран заявили, что они НЕ поддержат планов закабаления побежденных государств с помощью принципа «равных возможностей». Но конференция приняла рекомендацию в духе американского предложения.
Делегация США, Англии и Франции при поддержке Своих союзников, не считаясь с возражения делегаций СССР достойной Придунайских стран, навязалы конференции обсуждение вопроса о режиме судоходства на Дунае. Это делалось для того, Чтобы в мирных договорах закрепить принцип «интернационализации» Дуная и «право» империалистических государств хозяйничать в судоходстве по реке, протекающей по территории Венгрии, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Югославии, СССР, Австрии и Западной Германии. Советская делегация настаивала на том, Чтобы передать вопрос об установление режима судоходства на Дунае самым При-Дунайский странам. Но конференция одобрила предложения Западных государств, провозглашавшие свободу навигации по Дунаю «для граждан, судов и товаров всех государств».
В ходе обсуждения вопроса о репарации делегация СССР отстаивала принцип частичной компенсации бывший вражескимы государствами за тот Материальный ущерб, Который они нанесли своими агрессивными действиями Советскому Союзу и других странах. СССР исходил из того, что выплата репараций не должна вести к закабаления побежденных стран и создание помех в развитии их экономики. Это было гуманное и наиболее справедливое требование. Исходя из этого, Советский Союз требовал репараций с Италии в сумме 100 млн. долларов, с Румынии, Венгрии и Финляндии - по 300 млн. долларов с каждой1. О том, насколько репарационные претензии СССР ни были гуманным, свидетельствует следующее: сумма репараций с Италии возмещала всего 7г5 часть ущерба, нанесенного ею нашей стране.
Делегация США, Англии достойной капиталистических стран, не считаясь с уже согласованнымы решениями СМИД, Пытались добиться отсрочки решения репарационного вопроса. Когда их замысел провалился, они выступили с требованием: в снижении суммы репараций в пользу СССР, лицемерно Утверждая, что репарации Советскому Союзу якобы «разорят» побежденный страны. В то же время, когда некоторые капиталистические страны предъявилы Свои репарационные претензии, обнаружилось, кто действительно стремился разорить побежденный страны. Англия потребовала от Италии выплаты 11 млрд. долларов, что в 110 раз превышало репарационные претензии СССР, хотя итальянские войска и не вторгались на Английскую территорию. А мо-нархофашистская Греция домогалась от народно-демократической Болгарии репараций почти в 1 млрд. долларов.
В итого длительно обсуждения советская делегация добилась удовлетворения Своих справедливых требований Относительно суммы репараций.
Напряженная борьба велась и по вопросу о формах выплаты репараций. СССР и поддерживавшие его народно-демократические государства настаивалы на выплате репараций в форме поставок товаров, выпускаемых промышленностью побежденных стран. Это не было обременительно для стран-плательщиц и позволяло им самостоятельно справится с выплатой, не залезая в долги. В противовеса этому делегация Австралии, действуя явно по подсказка представителей США и Англии, пыталась убедить конференцию принять рекомендацию о выплате репараций только в долларах или фунтах стерлингов. Это вынудило бы побежденный страны идти в кабалу к США и Англии, Чтобы приобрести у них доллары и фунты стерлингов. Конференция приняла советское предложение.
Территориальные вопросы. Объектом острых и длительных дискуссий являлась проблема итало-югославской границы и Триест. Югославия справедливо требовала возвращения ей области Юлийская Край-на с городом Триест, незаконно переданной в 1919 г. Италии Версальской мирной конференцией. Советский Союз поддержал Югославию. На Парижской сессии СМИД ценой больших усилий удалось добиться принятия решения о возвращение Югославии Значительной части Юлийской Крайны. Город Триест и прилегающие к нему районы, Которые США, Англия и Франция Пытались оставить за Италией, в конце концов в порядке компромисса было решений провозгласить «Свободной территорией», находящейся под управлением ООН. Западные державы рассчитывал на превращение Триест в свою военно-морскую базу в целях использования ее для борьбы против СССР и стран народной демократии. На мирной конференции основная борьба велась вокруг устава «Свободной территории Триест». Проект устава, Предложенный западными государствами, отстранял местное население от участия в управлении городом, давал возможность военщине США и Англии безраздельно хозяйничать в Триесте. Им удалось добиться одобрения большинством конференции Своих антидемократическом предложений и отклонения советских предложений о передаче всей полноты власти в «Свободной территории Триест» правительству, избранного народным собранием, а также о выводе из Триест англо-американских войск через 30 дней после вступлении в силу мирного договора с Италией.
Конференция оставила нерешенным вопрос о судьбе бывший итальянских колоний: Ливия, Эритрее и Сомали. Попытки Англии завладеть Этими территориями под видом опеки над ними встретил решительное противодействие СССР, выступавшего за скорейшее обеспечение независимости бывший африканским колониям Италии.
Американская делегация добивалась на конференции пересмотра советско-финляндской границы 1940 г., но из-за этого Ничего не вышло. Провокационный характер носили требования греческого правительства к Болгарии и Албании. Греция при поддержке Англии достойной запад-пых стран предъявила претензии примерно на часть болгарской территории и приблизительно на 7з албанской территории. Советский Союз при поддержке представителей народно-демократических стран решительно отстаивал территориальную целостность Болгарии и Албании.
Конференция не принял никакой рекомендации, но и не отклонила несправедливые греческие притязания на чужие земли.
По политическим и военным статьям мирных договоров на конференции в основном было достигнуто общее соглашение.
Окончательное утверждение мирных договоров состоялось на сессии СМИД в Нью-Йорке, проходившей с 4 ноября по 11 декабря 1946 г. До начала работы сессии США с помощью «атомной дипломатии» Пытались заставить СССР принять все без исключения рекомендации Парижской мирной конференции. Нажим на СССР продолжался и в течение первой половины сессии. Но, как и прежде, Советское государство не поддалось грубом шантажу.
Советскому Союзу удалось добиться вполне приемлемых решений по тем статьям мирных договоров, по которым Парижская Мирная конференция приняла неудовлетворительные рекомендации.
Сумма репараций с Болгарии в пользу Греции была снижена до 45 млн. долларов. Размер компенсации за ущерб имуществу иностранных граждан на территории побежденных стран определялся в 2 / з его стоимости. Принцип «равных возможностей» устанавливался всего на 18 месяцев. Для решения вопроса о режиме судоходства на Дунае предусматривалось созвать специальную конференцию представителей Придунайских стран, США, Англии и Франции. Были отклонены территориальные притязания Греции к ее соседям. В устав «Свободной территории Триест» вносился ряд изменений: она провозглашалась демилитаризованной и нейтральной, расширялись права населения и ограничивались права губернатора, назначаемых Советом Безопасности. Фактически «Свободная территория Триест» так и не была создана. В 1954 г. по итало-югославский соглашению] ее северная часть с г. Триест отошла к Италии, а южная-к Югославии. В 1975 г. эта граница была закреплена договором.
10 февраля 1947 г. Были подписаны мирные договоры с Италией, Румынией, Венгрией, Финляндией и Болгарией.
Борьба СССР за превращение Организации Объединенных Наций в инструмент мира и безопасности народов Два курса в решении германской проблемы