Два курса в решении германской проблемы

С момента окончания второй мировой войны германский вопрос заняла одно из центральных мест во внешней политике государств антигитлеровской коалиции, в их борьбе за реализацию Своих программ послевоенного устройства мира.
Советское государство в своей политике по германским вопросу неизменно руководствовалось интересами обеспечения прочного мира. Оно выступали против возрождения агрессивных сил Германии и их использования для новых попыток закабаления европейских народов, нападения на Советский Союз, последовательно боролось за создание единой, демократической, миролюбивой и независимой Германии, за предоставление германского народа возможности строить новое государство, которое пользовалось бы доверием и уважением в Европе и во всем мире.
Политика США, Англии и Франции по германским вопросу носила антидемократическую, реакционную направленность. Несмотря на наличие у каждой из ЭТИХ стран специфических целей в Германии, отражавшей интересы монополистических капитала, все они были, однако, едины в том, Чтобы не допустит укрепления демократических сил Германии, ликвидации ее старой экономической системы, добиться превращения германского империализма в ударную силу для борьбы против СССР и стран народной демократии.
Уже весной 1946 г. лидер английских консерваторов У. Черчилль выступили за ремилитаризации Германии, за отказ от проведения денацификациы, за пересмотр Потсдамских решений в восточных германских границах и т. д. В сентябре 1946 г. с нападками на Потсдамские решения по германским вопросу выступили государственный секретарь США Дж. Бирнс.
Начав поход против решений Потсдамской конференции по германским вопросу, правящии круги США, Англии и Франции уже в 1946 г. осуществившего ряд сепаратных акций в Германии, в том числе слияние американской и английской зон оккупации в одну оккупационную территорию - Бизония, фактическое отделение Францией от Германии Саарской области. Это ни были первые шаги Западных государств на пути к окончательного раскола Германии. В связи с этим накал борьбы в германском вопросе между СССР, с одной стороны, США, Англией и Францией - с другой, заметно нарастал.
Острая борьба вокруг мирного урегулирования с Германией развернулась на Московской сессии СМИД, проходившей с 10 марта по 24 апреля 1947 г. делегация США, Англии и Франции Пытались доказать на сессии, что они якобы полностью осуществившего в Западных зонах оккупации решения Ялтинской и Потсдамской конференций по германским вопросу. Советская делегация убедительно показала, что только в советской зоне оккупации решения Ялтинской и Потсдамской конференций осуществляются твердо и последовательно. К началу 1947 г. там ни были ликвидированы все фашистские Вооруженные силы и всякого рода военные и полувоенные организации; распущены капиталистические монополии, а предприятия военных преступников и активных нацистов переданы в собственность германского народа; проведена аграрная реформа; уничтожены нацистская партия и ее организации; получили полную свободу действий демократические партии, профсоюзы и различные общественные организации, а народу предоставлены основные демократические права; проведена чистка органов самоуправления и РАЗЛИчНЫХ учреждений от фашистских элементов, а военные преступники привлечены к судебной ответственности.
В Западных зонах оккупации основные положения Ялтинской и Потсдамской конференций не ни были выполнены. Под видом «рабочих групп» и «частей обслуживания» там сохранялись не только немецкие военные формирования, но и Воинские части хорватского, венгерского фашистов, бежавшей в западные зоны Германии; Крупнейшие монополии и концерны, сыгравшие зловещую роль в подготовке гитлеровской агрессии, продолжали действовать; военные предприятия НЕ демонтировались; аграрная реформа саботировалась, несмотря на решение Контрольного совета в ее проведении; денацификация, по существу, была сведена на нет, в результате даже активные военные преступники избежалы суда; органы самоуправления и учреждения оказались засореннымы фашистскими и профашистский элементами; деятельности демократических партий и организаций делаются препятствия, некоторые из них ни были запрещены.
Из советской зоны оккупации СССР регулярно получал репарационные платежи в виде промышленного оборудования и товаров, выпускаемых предприятиями Восточной Германии. Выплата предусмотренных Советскому Союзу репараций из Западных зон систематически срывалась.
Советская делегация, возглавлявшаяся В. М. Молотовым, потребовала от США, Англии и Франции принять срочные меры для исправления ненормального положения, сложившегося в Западных зонах оккупации. Она заявила также о незаконности слияния американской и английской зон оккупации в Бизония, отделения французскими властями Саара от Германии. Была разоблачена и политика преднамеренного срыва США, Англией и Францией выплаты репараций Советскому Союзу из Западных зон оккупации Германии. Стоимость демонтированного оборудования, которое СССР должен Был получить в качестве репараций из Западных зон, составляла примерно 1 млрд. долларов. Однако к началу 1947 г. в Советский Союз поступило оборудования Лишь на 12,5 млн. долларов, из которых поставки на сумму 7,5 млн. долларов подлежали оплате. Ценности, Полученные западными государствами в Германии, составили примерно 20 млрд. долларов (по данным па конец 1949 г.).
Стремясь полностью лишить Советский Союз репараций и тем Самым нанести ущерб развитию его экономики, государственный секретарь США Д. Маршалл выступили на сессии против взимания Советским Союзом репараций из Восточной Германии за счет текущей продукции промышленности, Утверждая, что это якобы противоречит Потсдамских решениям. Советская делегация доказала несостоятельность подобных утверждений.
Заботой об осуществлении демилитаризациы и демократизации Германии, а также в сохранении ее экономического единства ни были продиктованы предложения советской делегацией установить контроль четырех государств (СССР, США, Англии и Франции) над Руром, создать центральные германские органы финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли, сельском хозяйства, ликвидировать Бизония. Но советские предложения ни были отклонены.
На сессии выявились противоречия и в вопросе о политическом устройстве Германии. Так, например, США, Англия и Франция отстаивалы принцип федерализациы Германии. Особенно активно ратовал за это глава английской делегацией Э. Бевин.
Предложение делегация Советского Союза, гласившее, что «Германия восстанавливается как единое миролюбивое государство - демократическая республика, с общегерманского парламентом из двух палат и общегерманского правительством ...», полностью соответствовало духу решений Ялтинской и Потсдамской конференций. Несмотря на это, делегация Западных государств не приняли это предложение. Их поведение свидетельствовало о том, что они упорно вели курс на закрепление раскола Германии.
Советская делегация выступили за ускорение подготовки мирного договора с Германией, положив в его основу решения Ялтинской, Потсдамской конференций, сессий СМИД и Контрольного совета в демилитаризациы, демократизации, денацификациы, декартелизациы и репарации с Германии. Но и это не нашли поддержки делегаций США, Англии и Франции, так как западные державы не хотел мирного договора. Они боялись, что его заключение помешает им осуществить Свои реакционные цели в отношении Германии.
Яростным нападкам со стороны делегаций США, Англии и Франции подверглись на сессии ранее принятые решения о польско-германской границе по Одеру - Нейсе. Д. Маршалл и Э.. Бевин выступили за пересмотр ЭТИХ границ в пользу Германии. Их расчет состояла в том, Чтобы ослабит позиции народно-демократической Польши, вызвать антисоветские и антипольские настроения в РАЗЛИчНЫХ слоях германского народа. Но советская делегация заявила, что решения Потсдамской конференции о польско-германских границах окончательный и пересмотру НЕ подлежат.
На Московской сессии СМИД делегация США пыталась навязать свой проект договора о демилитаризациы Германии, рассчитывай подменю им ялтинские и Потсдамские решения и узаконит Свои сепаратные действия в Германии. Проект договора не получил одобрения делегацией СССР и, следовательно, не был принят сессией.
Несмотря на все трудности, советской делегацией все-таки удалось добиться принятия сессии ряда согласованных решений. Контрольном совету было поручено к 1 июля 1947 г. подготовить план ликвидации германских военных предприятий, провести земельную реформу, ускорить денацификацию (практически это касалось только Западных зон оккупации, так как в советской зоне Эти мероприятия уже ни были проведены). СМИД утвердил Принятый 25 февраля 1947 г. Контрольным советом закон о ликвидации прусского государства, существовавшего в рамках Германии и являвшегося оплотом милитаризма и реакции.
Подписав Эти согласованные решения, западные державы отказались, однако, их выполнять. Более того, они еще настойчивее повели линию на раскол Германии.
Антипотсдамская политика Западных государств находила Активную поддержку западногерманских промышленников, помещиков и реакционных политиков. Они боялись победы демократических сил во всей Германии и стремились при поддержке США, Англии и Франции сохранить свое классовой господство хотя бы в части страны. Их мечтой было превращение Западной Германии в оплот борьбы против СССР. Одним из ревностных сторонников создания реакционно западногерманского государства Был К. Аденауэр - в то время председатель партии христианско-демократического союза (ХДС). С предложением о создание такого государства он выступили еще в октябре 1945 г.
На очередной сессии СМИД в Лондоне, проходившей с 25 ноября по 15 декабря 1947 г., советская делегация выступили с конкретной программой подготовки мирного договора с Германией. Программа предусматривал безотлагательное создание общегерманского демократического правительства, которое подпишет Мирный договор; предоставление ему права изложе свое мнение о мирном договоре на мирной конференции; решения Ялтинской и Потсдамской конференций положить в основу мирного договора.
Поклонившись от обсуждения советских предложений, главы делегаций США, Англии и Франции Д. Маршалл, Э.. Бевин и Ж. Бидо тем Самым вновь показали, что мирное урегулирование с Германией по-прежнему не является актуальным для их правительств. Работу сессии они безуспешно Пытались свести к обсуждению Лишь одной проблемы: об изменении восточных границ Германии в ущерб народно-демократической Польше. НЕ захотели они обсуждать и вопрос о восстановлении единства Германии, отклонив предложение советской стороны о создание общегерманского правительства. Дело в том, что к моменту созыв Лондонской сессии СМИД западные державы уже имели Согласованный план создания сепаратного правительства Западной Германии.
15 декабря 1947 г. государственный секретарь США Д. Маршалл при одобрение английского и французского коллег внес предложение о прекращение совещания. Этот ход Западных государств Был предпринятому в расчете взвалить ответственность за безрезультатности сессии СМИД на Советский Союз, подорвать авторитет его конструктивной политики в германском вопросе, а заодно развязать себе руки для окончательного раскола Германии. Американская газета «Нью-Йорк геральд трибюн» 20 декабря 1947 г. писала: «Эра Ялты закончилась. Раздел Германии даст нам свободу действий, Чтобы включить Западную Германию в систему Западных государств ». Именно в этом направлении и развертывалась вся последующая деятельность Правящий кругов США, Англии и Франции в германском вопросе.
В первой половине 1948 г. западные державы интенсивно обсуждалы на серии заседаний и совещаний детали создания сепаратного западногерманского государства. На лондонский совещания США, Англии и Франции с участием представителей Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, проходившем с 23 января по 1 июня 1948 г. (с перерывом с 6 марта до 20 апреля), было вынесено решение о созыв Учредительного собрания и создания правительства Западной Германии , об учреждении «международного контрольного органа» для Рура и проведении сепаратной денежной реформы в Западных зонах оккупации и Западных секторах Берлина. Эти решения неизбежно вели к окончательного экономическому и политическому раскол Германии.
Советское правительство в Своих нотах от 13 февраля и б марта 1948 г. правительствам США, Англии и Франции расценило созыв в Лондоне сепаратного совещания как нарушение Потсдамских достойной соглашений по германским вопросу и заявил, что не будет считать законным его решения. Тем не менее США, Англия и Франция стали осуществлять лондонские решения. В конце марта 1948 г. их представители в Контрольном совете сорвал его дальнейшее функционирование. Еще раньше в Западных секторах Берлина началось создание сепаратного городских магистрата и полицейского управления. 20 июня 1948 г. западные державы предпринялы крайне опасный шаг по раскола Германии: они провели в Западных зонах сепаратную денежную реформу, распространив Ее через несколько дней и на западные секторы Берлина. Тем Самым границы между советской и западными зонами оккупации превращались, по существу, в государственные границы. Все это сопровождалось антисоветское пропагандой и клеветой в странах империализма.
В результате такой денежной реформы вместо единой валюты в Германии появились две. Таким образом, была создана серьезная опасность для экономики советской зоны оккупации, куда из Западных районов Германии в диверсионных целях могли быть заброшены деньги, прекратившие там хождения. В сложившихся условиях Советское правительство предприняло Необходимые меры политического и экономического характера, Чтобы предотвратить вредные последствия сепаратных действий США, Англии и Франции для советской зоны оккупации. Советские военные власти в Восточной Германии вынуждены ни были провести денежную реформу. 23-24 июня 1948 г. по инициативе правительства СССР в Варшаве состоялось совещание министров иностранных дел Советского Союза, Албании, Болгарии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Венгрии для обсуждения положения, сложившегося в связи с Принятием на сепаратные лондонского совещания 1948 г. решений по германским вопросу. В заявление, принято в Варшаве, говорилось, что лондонские решения направленый на срыв международного сотрудничества, на раскол Европы и образование нового очага агрессии в зоне Западной Германии. Страны социализма потребовал, Чтобы великие державы, Руководствуясь решениями Потсдамской конференции, провели согласованные мероприятия, обеспечивающие завершение демилитаризациы Германии. Предлагалось установить на Определенный срок контроль четырех великих держав над тяжелой промышленностью Рура, Чтобы не допустит возрождения военной промышленности Германии; создать временное демократическое общегерманское правительство; заключит Мирный договор с Германией и вывести все оккупационные войска с германской тер-; ритории в годичный срок после подписания мирного договора; выработать мероприятия по выполнению Германией репарационных обязательств.
Эта программа получила одобрение широких кругов мировой общественности, и в первую очередь демократических сил Германии. Но западные державы НЕ согласились с ней.
Для того Чтобы пресечь экономические диверсия против Восточной Германии и не допустит дезорганизации ее экономики, Советская военная администрация в Германии (Сваг) провела некоторые защитные ограничительные мероприятия в отношении связи, транспорта и торговли Западных зон с Берлином и Восточной Германией (например, учреждение КПП на автостраде и железных дорогах, связывавших Берлин с западными со-иамы оккупации). При этом свага взяла на себя снабжение населения всего Берлина продовольствием.
США, Англия и Франция встретил Эти действия СССР крайне враждебно. Они поднял шумиху вокруг надуманной ими «блокады Берлина». США стали открыто угрожать Советскому Союзу применением военной силы. Их действия, поддержанные Англией и Францией, были направленый на обострение международной обстановки, чреватой войной.
Советское правительство сделало все возможное, Чтобы добиться смягчения международной напряженности, вызванной провокационнымы действиями империалистической реакции. Оно неоднократно предлагали начать переговоры четырех государств по Берлинского вопросу. Политику СССР активно поддерживала Всемирной движение сторонников мира, демократические силы многих стран Европы, Азии и Америки.
В начале мая 1949 г. между СССР, с одной стороны, США, Англией и Францией - с другой, после длительных переговоров было наконец достигнуто соглашение об отмене с 12 мая всех ограничений по связи, транспорта и торговле между западными зонами и Берлином, западными и восточной зонами оккупации.
Борьба СССР за демократическое мирное урегулирование с бывшем союзниками гитлеровской Германии Борьба СССР за демократическое решение японской проблемы