Борьба СССР за демократическое решение японской проблемы
После окончания войны на Дальнем Востоке большое внимание во взаимоотношениях государств-победительниц уделялось японскому вопросу.Советский Союз последовательно Выступал за реализацию союзниками согласованных решений по Японии, за превращение Этой страны в миролюбивое демократическое государство, что способствовало бы укреплению безопасности дальневосточных рубежей СССР и создание прочного мира на Дальнем Востоке и в других районах Азии.
Правящии круги США при поддержке английских империалистов и гоминьдановского правительства Китая стремились использовать послевоенную ситуацию на Дальнем Востоке для упрочения реакционных сил Японии и превращения японских островов в плацдарм для борьбы против СССР. США Пытались установить свой контроль над побежденной Японией, не считаясь с соглашениями союзников военного времени и с интересами второй государств-победителей. Поэтому они отвергли законной предложение СССР об участии советских, войск в оккупации Японии (Северной половины острова. Хоккайдо).
На Московском совещания министров иностранных дел СССР, США и Англии в декабре 1945 г. было решений создать два союзных органа по Японии: Дальневосточную комиссию (УИК) из представителей 11 государств (СССР, США, Англии, Китая, Франции, Голландии, Канады, Австралии , Новой Зеландии, Индии и Филиппин) и Союзный совет из представителей СССГ США, Англии и Китая.
УИК являлась директивным органом союзных государств. Ее функции состояли в том, Чтобы формулировав политическую линию, принципы и общие основания, соответствие с которымы Япония должна была выполнять обязательства по условиям капитуляции. Решенш
УИК принимались большинством голосов, но при уеловиы единогласия представителей СССР. США, Англии I Китая. Довольно широкие права имело и правительстве США. Оно могло подготавливать и передавать главно командующему оккупационнымы войсками в ЯПОНИР (им Был генерал Д. Макартур) директивы, Которые Должны ни были соответствовать политической линии УИК Союзный совет носила совещательный характер в учреждался для консультации с главнокомандующим в дачи ему советов по осуществлению оккупации Японик и контроля за выполнением ею условий капитуляции.
Решения Московского совещания носили компромиссный характер. Но учреждение УИК и Союзного совета, несмотря на ограниченные функции ЭТИХ органов, явилось основой для совместного контроля и согласованны решения союзным странами задач оккупации Японии. За время своей деятельности - с февраля 1946 г. по июнь 1950 г. - УИК приняла 63 решения, из них 41 приходится на первые 15 месяцев. Наибольшее значение имел документ от 19 июня 1947 г. под названием «Об основной политике в отношении Японии после капитуляции». По настоянию советского представителя в него ни были включены положения, обязывавшие главнокомандующего оккупационнымы войсками осуществлять политику демократизации и демилитаризациы Японии, с тем Чтобы «Япония не представляла больше угрозы международному миру и безопасности».
В УИК ни были разработаны также решения об основных принципах новой японской конституции, о принципах организации японских профсоюзов, об аграрной реформе, предании суду японских военных преступников, сокращении военно-промышленного потенциала Японии и т. д. Советский Союз через Своих представителей в УИК добивался того, Чтобы все решения комиссии соответствовали духу Потсдамских достойной решений военного времени. Многие советские предложения отклонялись США и их союзниками. Но не считаться вообще с позицией СССР они не могли и вынуждены ни были принимать некоторые демократические реформы, носившие, правда, ограниченный характер. В частности, на основе решений УИК японскому народу впервые в его истории ни были предоставлены некоторые буржуазно-демократические свободы (право на создание политических партий рабочего класса, профсоюзов достойной прогрессивных организаций). Из государственно аппарата ни были удалены военные преступники. В деревне была осуществлена аграрная реформа, которая при всей своей ограниченности заметно подорвала засилье крупных помещиков.
В конце 1946 г. была принята парламентом новая японская конституция. Она ограничила власть императора, ликвидировала все атрибуты абсолютистской монархии.
Особое значение имеет 9-я статья конституции. Она провозглашает отказ Японии навечно от войны и от права иметь Вооруженные силы. В то же время конституция закрепила сохранение господства эксплуататорско меньшинства.
Американские военные власти грубо нарушал многие согласованные в УИК решения. Они всяческих противодействовалы, например, деятельности демократических организаций, особенно коммунистической партии Японии. Но почти открыто поощрялась деятельность буржуазно-помещичьих реакционных организаций.
До 1948 г. в политике США доминировал взгляд, что Япония должна быть экономически ослаблена, Чтобы она не могла выступать в качестве соперника американского монополистических капитала в Азии. Эта линия в первые Послевоенные годы нашла свое выражение и в директивах Макартура «О запрещение монополий» и «О ликвидации чрезмерной экономической концентрации».
На ликвидации японских монополий (дзайбацу) твердо настаивал СССР. Его представители в УИК и союзными совете требовали положить конец господству в японской экономике дзайбацу, нажив в годы войны баснословные прибыли и являвшихся вдохновитель японской агрессии. США хотели Лишь разукрупнить некоторые из них, Чтобы облегчить американскому капиталу проникновение в японскую экономику.
В течение 1948 г., когда обозначился крах гоминьда-Новски Китая, Который в Вашингтоне рассматривавшего в качестве главного союзника в борьбе против СССР и национально-освободительного движения в Азии, США взяли курс на превращение Японии в своего основного союзника для осуществления агрессивных планов на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.
США стали открыто поощрять японские милитаристские силы, помогать Японии кредитам и второго средствами для восстановления военной промышленности. Штаб генерала Макартура с лета 1949 г. усилили репрессии против рабочих и служащих. Японскому народу было навязано самое реакционное после капитуляции правительство во главе с Иосида. Американские Представители парализовалы работу УИК и Союзного совета.
Курс на превращение Японии в стратегический плацдарм США для проведения ими агрессивной политики в Азии устраивала японскую реакцию, ее монополистических капитал. Для них союз с американским империализма означало восстановление экономики, получение прибылей от поддержки военных провокаций США в Азии.
В вопросе заключения мирного договора с Японией правящии круги США проводили политику, противоречащую Потсдамских и второго соглашениям союзных государств. США игнорировалы Законный интересы СССР достойной стран, участвовавших в разгроме Японии. Еще в 1947 г. они Пытались обойти СМИД, где действовал
принцип единогласия всех его членов, и протащить угодный американской реакции Мирный договор на конференции представителей 11 стран - членов ДВК.
Советское правительство выступили против односторонних действий США и последовательно добивалось подписания мирного договора с Японией на основе Ялтинского и Потсдамских соглашений. Оно настаивало, Чтобы проект мирного договора Был подготовлен Советом министров иностранных дел, куда входили Представители СССР, США, Англии и Китая.
В результате противодействия СССР правительство США не смогла в то время навязать свою процедуру подготовки мирного договора с Японией. Оно Решил выждать для этого более подходящее время.
Таким образом, хотя Советскому Союзу из-за противодействия США не удалось добиться в 1945-1949 гг. такого решения японской проблемы, которое полностью соответствовало бы принципам Ялты и Потсдама, но именно его твердая линия оказало решающее воздействие на то, что в Японии ни были осуществлены некоторые прогрессивные реформы.
Политика США в японском вопросе в первые Послевоенные годы отражали их нежелание считаться с решениями, принятымы на Ялтинской и Потсдамской конференциях, а также в УИК. США проводили курс на превращение Японии в послушное орудие американского капитала, стремившегося к господству в Азии.
Два курса в решении германской проблемы | Выход на мировую арену молодых независимых государств Юго- Восточной Азии |