Внешняя политика ФРГ в 1949-1969 гг.
В 1949-1969 гг. в правительство ФРГ входили Представители христианско-демократического союза (ХДС) и его Баварский филиала - христианско-социального союза (ХСС). В 1966-1969 гг. ХДС / ХСС вынуждено была сформировать правительство в коалиции с социал-демократической партией. Это было правительство так называемой «большой коалиции». Однако и в этом правительстве христианские демократы, опираясь на поддержку Рурский монополий, играли ведущую роль в определение внутренней и внешней политики ФРГ.ХДС / ХСС - главная партия западногерманской буржуазии, выразительница интересов крупного монополистических капитала. Придя к власти, она придерживалась во внешней политике агрессивно-реакционно курса. В годы правления ХДС / ХСС западногерманский империализм, которому помогали монополии США, Англии и Франции, открыто проповедовал реваншистские, захватнические цели, готовился к войне против социалистических государств достойной европейских стран. Западная Германия превращалась в очаг агрессии в самом центре Европы, угрожая миру и безопасности всех народов. Действия дипломатии ХДС / ХСС показывалы, что внешняя политика ФРГ впитали в себя основные элементы захватнической политики германского империализма: стремление к безраздельно господству Германии в Европе; создание лревосходства военных сил; использование для достижения Своих целей метода «железа и крови»; оголтелый авантюризм. Хотя западногерманская дипломатия, Учитывая новую обстановку в мире, использовал для маскировки иные лозунги и фразы, «о ее политическая направленность оставалась то же.
Такое сходство внешней политики христианских демократов с внешней политикой правителей прошлой Германии объясняется тем, что западногерманской государство вобрало в себя все качества, Которые ни были характерны для германского империализма. Определяющую роль во внешней политике ФРГ, как и в прежние времена, вплоть до разгрома гитлеровской Германии во второй мировой войне, играет крупный капитал, а ХДС / ХСС - послушная исполнительница его воли. Дипломатический аппарат с первых лет существования ФРГ комплектовался из лиц, верой и правдой служивших интересам крупного капитала. Многие из них работали в МИД гитлеровской Германии под руководством Риббентропа. По данным на 1968 г., в МИД Западной Германии было 244 Бывший фашистских дипломата.
Внешняя политика ХДС / ХСС была направлена на то, Чтобы осложне международную обстановку, особенно в Европе, вызвать недоверие между великими державами, входя в годы войны в антигитлеровскую коалиции, использовать сложившееся соотношение сил и мире для оправдания перед своими союзниками по НАТО и собственным народом притязаний ФРГ на неограниченное вооружение, вытянуть ведущие страны Североатлантического блока в конфликт с целью переиграть вторую мировую войну.
В течение двух десятилетий Западная Германия являлась единственным государством в Европе, открыто выступавшим с территориальными притязания к другой стране. Правящии круги ФРГ требовали восстановления Германии в границах 1937 г., а следовательно, отмены Потсдамских решений о новых границах Германии. Они не хотели признать законной послевоенную германо-польскую границу по Одеру - Нейсе, считали незаконными возвращение Чехословакии Судет-ской области и ликвидацию Восточной Пруссии. Первый канцлер ФРГ К-Аденауэр прямо говорил: «Федеральное правительство по разным поводу недвусмысленно заявляло, что оно НЕ признает линию Одер - Нейсе в качестве государственное границы Германии и что Оно не согласна с ... отторжения (?) восточных областей Германии. Оно рассматривает Эти области как германские территории ». С заявлениями подобного рода не раз выступали многие министры, в том числе Ф.-И. Штраус, Г. Шредер, фон Хассель и др.
Территориальные притязания западногерманских реваншистов не знали пределов. Один из деятелей ХДС фон Хассель говорил: «Германия должна быть восстановлена в границах империи Бисмарка ...»
В течение всего времени, пока ХДС / ХСС находилась у власти, Западная Германия выступали в роли одного из главных противников соглашений, направленных на ликвидацию «холодной войны» и нормализации взаимо-. отношений между капиталистическим и социалистического странами. В 1955 г. социалистические страны выступили с предложением создать «зону разрядки» в Европе. Канцлер ФРГ К. Аденауэр Был против этого. И советское предложение было отклонений. В 1957 г. правительство ФРГ НЕ поддержало предложение народной Польши в создание безатомной зоны в Центральной Европе, охватывающей Польшу, ГДР, Чехословакию и ФРГ, отклонило советские предложения об урегулирования проблемы Западного Берлина путем превращения его в Вольный демилитаризованные город и в подписании мирного договора с двумя германскими государствами.
Нереалистическая внешняя политика правительства Аденауэра, осуществлявшаяся в обстановке, когда СССР, ГДР и другие страны социализма настойчивей добивались "разрядки напряженности в Европе, вызывали недовольство широких слоев населения, включая и буржуазно-либеральные круги. Часть деловых кругов Западной Германии также была неудовлетворен односторонней ориентацией ФРГ на Запад, так как это оставляло их возможности развивать выгодную торговлю с социалистических странами Европы. Так стали проявляться первые признаки кризиса аденауэровской политики «холодной войны».
В создавшихся условиях западногерманская буржуазия сделала попытку изменить внешнеполитическую линию путем замены канцлера К-Аденауэра Л. Эрхард-том. В октябре 1963 г. такая замена произошло. Однако новый канцлер во всех вопросах придерживался линии своего предшественника. Продолжалась гонка вооружений. К 1966 г. на военные цели ФРГ израсходовала 260 млрд. марок, что почти в 3 раза превысил военные расходы гитлеровского правительства накануне второй мировой войны.
В 1969 г. из 24 дивизий НАТО 12 ни были западногерманские. По огневой мощи они превзошло 50 дивизий гитлеровского вермахта начала второй мировой войны. В штабах НАТО офицеры бундесвера заняли от 35 до 70% руководящей должностей. Начиная с 1957 г. западногерманские генералы занимают пост командующего сухопутнымы войсками блока в Центральной Европе. В 10 странах Западной Европы, в том числе в Англии, Италии, Норвегии, Дании, Испании, Португалии, находились военные базы, склады и Учебные полигоны бундесвера. В течение многих лет военщина ФРГ добивалась от союзников по НАТО «равноправия» для бундесвера в области ядерного вооружения. В ожидании этого «равноправия» Западная Германия накапливала силы и средства для производства собственного ядерного вооружения. Уже в середине 60-х годов ФРГ имела сырье для производства 186 атомных бомб типа сброшенной на японский город Нагасаки в августе 1945 г. Бундесвер Получил новое химическое оружие.
Захватив руководящие посты в НАТО, милитаристы ФРГ стремились навязывать свою волю в определение политики и стратегии Североатлантического блока, противодействовать любым тенденциям к разрядке в Международных отношениях, укреплять позиции Западной Германии в Европе.
Внутри НАТО ФРГ открыто НЕ шла Наперекор Лишь США - своему главному покровителю и союзнику. Более того, она стремилась укрепить связи с заокеанским партнером. Как отмечал XXIII съезд КПСС, «ОДНИМ ИЗ самых опасных для дела мира факторов в наши дни является своего рода двусторонний военный союз, складывающийся между" Правящий кругами США и ФРГ »1. Характер этого союза - агрессивный, милитаристский.
В конце 1966 г. Эрхардт, не оправдал надежд монополистических капитала ФРГ в проведении внутренней и внешней политики, Был вынуждено уйти с поста канцлера ФРГ. Упрямо продолжая курс «холодной войны» и игнорируя реальную действительность в Европе, сложившуюся после второй мировой войны, правительство Эрхардта своей крайне негибкой линией в Международных делах Лишь осложнило положение ФРГ. Росло недоверие к ней европейских народов. Выражалы недовольство политикой ФРГ и ее союзники по НАТО. Трудящиеся массы Западной Германии требовали пересмотра внешней политики страны.
Ушедшему в отставку правительство Эрхардта сменил правительство «большой коалиции» во главе с одним из видных деятелей ХДС К. Кизингером. Председатель правления СДПГ В. Брандт заняли в правительстве К-Кизингера посты вице-канцлера и министра иностранных дел.
Правительство «большой коалиции» Также не сделало решительно поворота в сторону пересмотра Фактически оказавшегося в тупике внешнеполитического курса правительств К. Аденауэра и Л. Эрхардта. Тем не менее, будучи не в силах полностью игнорировать новое соотношение сил в мире, а также растущее недовольство прежним курсом в широких кругах общественности, оно предприняло некоторые, весьма робкие, шаги к «новой политике». Но это НЕ изменил общей направленности внешней политики ФРГ, которая оставалась реваншистской и опасной для мира в Европе.
В конце 1969 г. впервые в истории ФРГ правительство возглавил лидер СДПГ В. Брандт. Вместе с СДПГ в правительственную коалиции вошла Свободная демократическая партия (СвДП), представляющая интересы либеральных кругов западногерманской буржуазии. Это правительство проявило Определенный реализм и сделало первые шаги, направленные на то, Чтобы вывести внешнюю политику ФРГ из кризиса, в котором она оказалась в результате 20-летнего правления страной христианскими демократами.
Германский вопрос после подписания Парижской соглашений и вступлением ФРГ в НАТО | Отношения ФРГ с Советским Союзом и второго социалистического странами |