Невоенные « факторы силы » в Международных конфликтах

Империализм в Своих внешнеполитических действиях, особенно в Международных конфликтах, неизменно обращается к военной силе. Однако силовой потенциал государств на международно) "! Арене в современных условиях, прежде всего в процессе разрядки напряженности, как это было показано ранее, следует понимать достаточно широко, не сводя категорию силы только к военной силе, а включая в это комплексное понятие" ряд иныхкомпонентов как количественного, так и качественного характера. Министр обороны США в администрации Дж. Картера Г. Браун в своем приложит о проекте военного бюджета на 1979 фин. ч уже во вводной части подчеркнул роль «мирных инструментов» в современных Международных отношениях, а в разделе «Компоненты силы» прямо констатировал: «... мы Должны осознать, что Нынешняя международная политика и политические реалии являются продуктом гораздо большего, нежели военная сила. За что «голосуют» государства, как именно они «голосуют» по основным проблемам - будет зависеть от качества нашей дипломатии, вот промышленного и сельскохозяйственного потенциала, от состояния здоровья экономики и научно-технического уровня, от честности и гуманности нашей политической системы, вот сплоченности и решительности нашего народа равно в тот же мере, что и от наших оборонных ресурсов. Вследствие этого нам следует избегать чрезмерной сосредоточенности на военной силе в ущерб другими видами силы. На международной арене сейчас действуют слишком много Движущей сил, Чтобы мы могли тешить себя надеждой Заблокировать их или приостановить с помощью одной Лишь военной силы; где возможно, надо искать другие инструменты для разрешения Международных проблем ». Это является Важнейшим моментом и для развития Международных конфликтов.
Разными специалистами такие компоненты называются и ранжируются по-разному, и им соответственно придается разный вес. Тем не менее обычно выделяется более или менее Общепринятые «набор» факторов силы: географическое положение страны (размер территории, характер и протяженность границ, климатическая зона и т. п.); природные ресурсы (включая обеспеченность не только полезными ископаемыми, но и продовольствием) ; экономический потенциал (включая такие показатели, как валовый национальный продукт, промышленный потенциал, темпы роста производствами производительности труда,. и т. п.); Внешнеторговые и платежный баланс; военная мощь (включая объем военных расходов, общий военно-технический уровень, количество и качество.
Все Эти «факторы силы» весьма динамичны и изменчивы. Дело где-то не только в том, что на первый план могут выходить то одни, то другие из них, но и в том, что постоянно происходит трансформация самого содержания того или иного фактора. В этом плане, в частности, серьезнейшего пересмотра традиционных представлений о силе потребовала научно-техническая революция.
В характеристике населения на первый план вышедшего НЕ привычные Традиционные показатели численности, а новые качественные характеристики, Связанные не только со структурой занятости, но и с уровнем образования, числом специалистов и качеством их подготовки. Успехи транспорта и связи расширилы свободу «географического маневра» и серьезно сократилы значение ~ таких факторов, как отдаленность промышленных объектов от источников сырья и энергии. По мере развития средств массовой информации и коммуникации возникли новые материальные факторы Дипломатическое активности, Связанные "со степенью ее воздействия на общественное мнение. В оценках экономического потенциала стали игратььроль не только абсолютные показатели способности к внедрению научно-технических достижений в ~ производство, но и показатели совершенства систем организации труда и управления, ибо именно они оказались залогом высокого уровня экономического развития. Научно-технический прогресс изменил характеристики даже такого, казалось бы, стабильно «фактора силы», как сырьевая обеспеченность, ибо он открывает пути преодоления сырьевых трудностей за счет повышения эффективности добычи сырья, выявление принципиально новых его источников или заменителей и
т. п.
В результате многое из того, что ранее считалось главным, определяющим силу государства, было потеснено совершенно новой, самостоятельной группой показателей научно-технического развития общества - масштабами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, численностью и квалификацией специалистов, материально-технической оснащенностью, т. е. показателями, Которые складываются в понятие научно-технического потенциала государства. Роль этого потенциала как важнейшего компонента соотношения сил в мире была довольно быстро оценена не только в науке о Международных отношениях, но и б практической политике. Например, в докладе «Эволюция международной науки и техники», подготовленный исследовательской службой конгресса США в 1970 г., прямо констатировалось, что техн. - .... гия является «первейшим источником Национальной мощи и ДГ-и магического влияния».
Однако вплоть до конца 60-х годов США, равно как и дру империалистические государства, стремились реализовать с научно-технический потенциал в сфере Международных отног ный, Международных конфликтов почти Исключительно на пути совершенствования военной техники. Изменение соотношения сп в мире в пользу социализма возвел Серьезные преграды на пу I и империалистических попыток добиваться Своих целей на мировой арене вооруженным путем. Объективный исторический паломничества \'' "привел к тому, что для американского империализма оказалось нежелательным - по чисто эгоистическим соображениям самосохр.1 нения - идти на развязыванию мирового конфликта , в котором они не могут иметь априорную уверенность в победе. В то же время начинать «пробу» военных сил по классическим принципа Наполеона («сначала ввязаться, в серьезный бой, а там уж будет видно») оказывается в ракетно-ядерную эпоху невозможным по прич.: не исключительное разрушительной силы стратегического систем оружия. Такая «проба», в прошлом чреватая Лишь потерей какой-то небольшой части населения, части территории, для проигравших страны, ныне может, как признают некоторые деятели США, окончиться гибелью самой системы капитализма. . \ Именно поэтому получившую широкое распространение американскую формулу в непереводимосты военной силы автоматически в политическое влияние следует рассматривать как выводы из опыта американского империализма в конкретных исторических условиях. Провал политики «с позиции силы», проводившейся Правящий кругами США в годы «холодной войны», привел их на каком-то этапе хотя и не к стабильно, не к последовательным и не окончательно признанию, если применить формулу Г. Киссинджера, «императива мирного сосуществования» двух систем.
Изменившееся соотношение сил на мировой арене, в том числе и факт установления Примерно паритета между СССР и США в области ракетно-ядерных вооружений, Советское государство стремится использовать для того, Чтобы уменьшить роль военной силы в Международных отношениях, добиваясь перевода «проб силы» между двумя системами из области военной борьбы, военной конфронтации в невоенную сферу, сферу мирного экономического соревнования, включающего и отношения взаимовыгодна сотрудничества
Разумеется, между Этими двумя сторонами понятия существует взаимосвязь. Конечно же, способность государства влиять на окружающую международную обстановку в существенной мере зависит от его военно-экономического, демографических и т. п. потенциалов, степени его социального единства, политического и морального авторитета и даже его географического положения. Однако было бы, вероятно, ошибкой выдвигать в этом плане какую-то универсальную формулу функциональной зависимости. Множество опосредующих обстоятельств не дает возможности этого сделать. На практике такие государства, как Финляндия, Швейцария или Швеция, из-за последовательности своей мирной внешней политики могут иметь больший моральный авторитет, чем круп ное капиталистической государство, хотя и обладающее большим военно-зкономических потенциалом, но дискредитировавшее себя авантюристичной, агрессивной внешней политикой.
Если говорит о внешнеполитическом влиянии или воздействии в условиях Международных конфликтов, то, по-видимому, можно выделить следующие его виды: военное воздействие, Осуществляемое путем прямого или косвенного использования вооруженных сил; экономическое воздействие, Осуществляемое путем использования экономических рычагов влияния (внешней торговли, экспорта капитала и т. д.) ; политическое влияние, которое выражается в заключении и осуществлении договоров, союзов, в действиях через международные организации, в явных и тайных влияние на политические партии и иные массовые организации в другой стране и т. д.; политико-психологическое влияние, предусматривающее применение очень широкого набора средств, начиная от идеологической борьбы и внешнеполитической пропаганды достойной форм воздействия (включая и религиозное) и кончая угрозой применения военной силы; невоенное воздействие, т. е. не связан] ое с использованием вооруженных сил, каковым в Международных отношениях может быть, например , перекрытие одной страной русла реки, которая в дальнейшем течении проходит по территории другой страны и представляет собой для последней важнейший источник пресной воды. В последнее время часто упоминают о возможности манипулирования климатом, погодой в военных целях - в так называемой геофизической войне 6; культурное воздействие , выражающееся во влиянии образа жизни одной страны на другую. Конечно, этим видом влияния капиталистической государство не может столь же легко манипулировать, как, скажем, экономическими или военными инструментами силы. Для того Чтобы культурное влияние оказало свое действие, часто требуются десятилетия или еще большие сроки. Однако культурное влияние, которое, в свою очередь, Складывается из множества РАЗЛИчНЫХ компонентов как материального, так и психологического характера, часто оказывается одним из самых глубоких и решающих.
Эти типы воздействия в условиях Международных конфликтов могут использоваться для прямого и опосредованного принуждения , т. е. в качестве способов силового давления, а также для стимулирования - в качестве способов завоевания благорасположения второго государства или для его поощрения. «Кнут и пряник» (или, как говорят американцы, «палка и морковка»), т. е. . наказание и поощрение, остаются для любого буржуазного государства Основными средствами реализации внешнеполитических целей, инструментами внешнеполитического действия. Иначе говоря, то или иное государство современного капитализма стремится добиться наиболее благоприятных для себя условий внешнего окружения, Используя, с одной стороны, инструменты силового давления на другие государства, а с другой - средства «покупки» их благорасположения.
При этом диалектика способов использования РАЗЛИчНЫХ видов шимI (неполитическом влияния такова, что стимулирование может превратиться в принуждение, наказание, и наоборот. Например, ОНА активно используют средство прекращения экономической помощи в качестве «наказания», а ее предоставление - как «стимулирование» в политических отношениях с другими государства-Н1. В то же время можно представит себе ситуацию, когда нарочито поощрение империалистическим государством каких-либо внешнеполитических шагов другой стороны может реально преследо-пать НЕ цель укрепления позиций поощряемой стороны, а по сути дела неблагоприятную для нее, в частности конфликтную, ситуацию, которая, однако, принесла бы внешнеполитический выигрыш стране, стимулирующей такое поведение. Более того, внешнеполитическая стратегия может предусматривать и такую ситуацию, когда поощряющее воздействие оказывается по сути дела в целях обмана: не для того, Чтобы действительно подтолкнуть другую сторону к якобы поощряемого действию, а для того, Чтобы отвратить от него, увеличивать степень сомнений другой стороны по поводу слишком уж большой заинтересованности (нарочито демонстрируемой) поощряющим стороны в таком именно курсе действий.
Подобные сложные типы влияния учитывают не только возможную импульсивную естественную («нормальную») реакцию партнеров на то или иные стимулы, но и воздействие, оказываемое на формирование поведения их оценкой психологической мотивации оппонента.
Конечно, Приведенная типология внешнеполитического воздействия носит в Известной мере условный характер, ибо ни одно из них практически не осуществляется в «чистом виде». Это во многом связано с особенностями внешнеполитического процесса, когда то или иное внешнеполитическое воздействие может сначала выступать Лишь в виде психологической угрозы, а затем уже воплощаться в конкретное действие. Кроме того, и на уровне мотивации различные факторы часто столь переплетены, что их трудно отделить друг от друга.
Иначе говоря, чисто психологическое воздействие может трансформироваться в конечном итого в экономическое и политическое,:; атем снова в психологическое и т. д., и т. п. Проводя аналогию, с физической энергией, Известный английский философ Б. Рассел, например, полагал, что «сила, подобно энергии, непрерывно переходит из одной формы в любую другую» является, что справедливо, хотя, разумеется , эту аналогию нельзя воспринимать чересчур буквально, так как речь идет все же об опосредованных трансформациях.
Для каждого из видов влияния существуют Свои специфические средства (инструменты, рычаг). Для реализации такого типа влияния, как экономическое, капиталистической государство Использует Исключительно широкий набор средств: вывоз капиталов, государственные внешние займы и кредиты, внешнюю торговлю (включая различно рода Таможенные и нетаможенные ограничения, и поощрения), эмбарго, различные виды экономической, научно-технической и управленческой помощи, привлечение к в 'тию в Международных технических системах или программах , пуск или недопуск судов иностранных государств в прибреж экономические зоны и т. д.
Зачастую одно и то же средство может использоваться для н лизации разных типов влияния. Например, Вооруженные сп применяются либо непосредственно для ведения боевых дейстт либо и для оказания психологического давления на другое г I дарство. различно рода Тайные операции, проводимые в дру; странах по линии американского ЦРУ, способный преследовать и, 1 оказания непосредственного политического влияния, а могут новременно ставит задачей создание в стране обстановки экош мического хаоса, нервозности и т. д.
Помимо средств, существуют и каналы, по которым реалий ется действие «факторов силы»: сношения между правительствам I двух или более стран, контакты между частными лицами и групп I мы лиц в РАЗЛИчНЫХ странах, контакты между частными лицами и., ч группами лиц и иностранными правительствами, использование,) и монстративных жестов, «сигналов», вообще не требующих непосре.ч ственного контакта между сторонами.
В процессе внешнеполитического взаимодействия происходи1: «перекрещивание» типов влияния, инструментов влияния, каналом Одним из главных каналов взаимодействия во внешней полить ке выступает дипломатия. «Из всех факторов, Которые составляют мощь государства, наиболее важным, при всей его нестабильности, является качество дипломатии, - подчеркивал патриарх америкап ских политологов Г. Моргентау в ставшей ныне Классической на Западе работе« Политика между странами » . - Все другие факторы, Которые определяют национальную мощь, оказываются по сути дел «сырьем, из которого вырабатывается мощь государства. Качество дипломатии тот или иной страны соединяет все Эти различные факторы в единое целое, придает им направление и вес и пробуждает их Дремлющих потенциал. Осуществление Международных отношений государства его дипломатией является для государственное силы в мирное время тем же, чем для государственное силы становятся стратегия и тактика во время войны. Это есть искусство использования РАЗЛИчНЫХ элементов государственное силы для оказания влияния с максимальным эффектом на то точки в международной ситуации, Которые наиболее прямо затрагивают государственные интересы »7. Термином« дипломатия »в данном случае обозначается, с одной стороны, сам канал общения, т. е. система учреждений, специально организуемых для осуществления политического контакта между государствами, а с другой - процесс реализации внешнеполитического воздействия путем деятельности ЭТИХ учреждений и их представителей, использующих для проведения внешней политики самый. широкий набор всевозможных видов и конкретных инструментов влияния. Однако контакты между государствами осуществляются в наш век не только по дипломатическими каналам. Правительства теперь Имеют непосредственную возможность обращаться друг к другу и I ил родам
ОСОБЕННОСТИ Международных КОНФЛИКТОВ 70-80- х ГОДОВ Внешняя политика государств и международные конфликты