Франция и международные конфликты

Основой внешнеполитической стратегии Правящий кругов Пятой республики в Последние два десятилетия являлось убеждение в том, что интересам Франции лобовая конфронтация между СССР и США не отвечает. Согласно концепции Ш. де Голля и в Значительной мере его преемников, конфронтация между великими державами ведет к консолидации блоков, равнению западноевропейского стран в рамках Североатлантического союза на Вашингтон, к утрате Этими странами самостоятельности на мировой арене, а в случае перерастания «холодной-войны» в «горячую» - к превращения Западной Европы в поле битвы с применением ядерного оружия и всеми вытекающими отсюда катастрофическимы последствиями. Поэтому с момента появления в СССР такого оружия и средств доставки его к цели французское правительство считали разрядку напряженности не только желательной, но и неизбежной, стремясь выступать инициатором диалога с Востоком, пол «привилегированным собеседником» социалистических стран среды второго Западных государств и извлечь из этого для себя максимальные выгоды. Вместе с тем содержание, которое французские правящии круги вкладывалы и вкладывают в понятие разрядки, явно неадекватно его трактовке социалистических странами. Недаром постоянно подчеркивалось, что Франция придерживается своей, «независимой» концепции разрядки.
Французские правящии круги демонстрировалы стремление к проведению «независимой» внешней политики, к посредничество в отношениях между великими державами и других странах, в частности развивающимися, в вопросах, связанных с различными конфликтными ситуациями в мире. Париж, сыгравшими роль инициатора (среды Западных государств) диалога между Востоком и Западом, претендовал и продолжает претендовать на Аналогичную посредническую роль в диалоге «Север-Юг» с целью создания «нового мирового экономического порядка», призвание смягчить конфронтацию между Западом и развивающимися странами, рассчитывай на то, что это поднимет престиж Франции в мире. Кроме того, французское руководство стремилось играть особую роль в улаживания конфликтов, возникающих между развивающимися странами.
Однако в конце 70-х - начале 80-х годов наметившийся отход от франко-американской конфронтации деголлевского времен и налаживание сотрудничества с США определил появление во внешней политике Франции некоторой новой тенденции к поддержке Вашингтона в ряде ситуаций. Правда, это делалось НЕ безоговорочно. «Нравится это или нет, но Европа и Франция - это не Америка. Их интересы во многом совпадают, но не смешиваются », - писала газета« Монд ».
Параллельно происходила определенная ревизия стратегической доктрины французских вооруженных сил, Начавшаяся уже при Ж-Помпиду и нашедшая наиболее законченное выражение в статье начальника генерального штаба Г. Мери в журнале «Дефанс насьональ» 28. Автор выдвинул понятие «Расширенное зоны безо? пасности », включающей не только Францию, но и прилегающие" территории (Европы и подступов к ней, в том числе бассейн Среди-; земного моря), где французские Вооруженные силы всегда Должны »быть Готовы вступит в действие частично или полностью. Во второй, более широкой зоне (Тропическая Африка, Индийский океан, Азия, берега Атлантики, Тихий океан) Франция могла бы, по словам Г. Мери, претендовать благодаря наличию в нее ядерного оружия Лишь на Отдельные, ограниченные во времени военные акции, Связанные с применением силы, Демонстрация военного присутствия, защитой коммуникаций или поддержкой местных режимов путем поставки Некоторых видов оружия или предоставления военно-технической помощи.
С учетом расширения рамок «первой зоны» за пределы национальных границ Гимера внес важные уточнения в характер военных отношений между Францией и ее партнерами по Североатлантическому союзу. По-прежнему, не входя официально в интегрированные военные органы НАТО, хотя и Участвуя во многих программах, не занимает в мирное время определенного участка на границах социалистических стран (в принципе в планах НАТО ей выделено участок на границе между ФРГ и ЧССР) , она заранее НЕ исключала своего участия в боевых действиях на «передовых рубежах» или хотя бы во «втором эшелона первого сражения», ибо это обеспечило бы косвенное прикрытие Национальной территории. В сущности, тем Самым определялась возможная позиция Франции в случае конфликта между НАТО и Организацией Варшавский Договора.
Президент Ф. Миттеран и пришедшее к власти в июне 1981 г. правительство в целом унаследовал основную линию внешней политики Своих предшественников. Правительство подтвердили, что Франция НЕ вернется в военную организацию НАТО. «Атлантический союз, - заявил, однако , министр внешним сношений К. Шей-сон, - имеет первостепенное значение в нашей политике »30. Руководящие деятели Франции, в том числе президент Ф. Миттеран, постоянно подчеркивают, что Франция остается частью западного мира и будет постоянно содействовать укреплению« западной солидарности » . Вместе с другими своими партнерами по Североатлантическому союзу Франция, и в этом она пошла даже дальше других странах, входящих в НАТО, безоговорочно поддержала американский тезис о так называемом нарушении СССР стратегического равновесия и открыто одобрила решение о размещении американских ракет в Европе. Высказываясь в принципе против усиления международной напряженности, Ф. Миттеран признала также «право американцев начать производство новых видов оружия в перспективе восстановления равновесия» и даже заявил, что это в интересах европейцев. Франция продолжает линию на активное укрепление независимых сил «сдерживания», в том числе стратегического и тактических ядерных сил, разработку и усовершенствование собственного нейтронного оружия,
В своем отношении к локальным конфликтам Франция и во времена Ш. де Голля и при его преемника, включая Ф. Миттеран, занимал не всегда последовательную, в ряде случаев даже противоречивую позицию.Module . Особое место занимал во внешней политике Франции вьетнамских конфликт. Нельзя, разумеется, забывать, что французский империализм вел колониальную войну на Индокитайского полуострове в 1945-1954 гг. Однако после поражения в Этой войне и начала американской интервенции во Вьетнаме Франция старалась проявлять в этом " районе свою «независимую» политику.
Еще в 1963 г. президент Франции не только отмежевался от политики США во Вьетнаме, но высказался за политическое урегулирование конфликта на основе уважения прав вьетнамских народа на самоопределение, на мирное и рефераты развитие. Применявшиеся США методы военного решения во Вьетнаме он считал не только бесперспективнымы, но и опасными для позиций Запада в Азии. Учитывая собственный опыт войны в Индокитае, Франция выступали за то, Чтобы решение проблем Юго-Восточной Азии было найдено на пути ее «нейтрализации», неоднократно пыталась осуществить посредничество между воюющимы сторонами. Позиция Франции по вьетнамских вопросу, поскольку она была противопоставлений крайне опасной политике военной интервенции, осуществлявшейся США, объективно была здравой и реалистичной и по мере расширения американской агрессии приобретали все более позитивное значение.
После поражения США во Вьетнаме интерес французской дипломатии к проблемам Юго-Восточной Азии несколько повысился. Франция рассчитывал сыграть роль посредника в процессе нормализации отношений между, революционным государствами Индокитая, с одной стороны, и «умереннымы» странами Юго-Восточной Азии - с другой.
Обострение обстановки на Индокитайского полуострове вновь сократило маневренные возможности французской дипломатии в этом регионе.
Французская позиция в ближневосточно конфликте кристаллизовалась в основном еще в ходе арабо-израильской «шестидневной войны» (июнь 1967 г.), когда Ш. де Голль осудил действия Израиля, Отказавшись признать территориальные изменения, Произведенные с помощью силы, и ввел эмбарго на поставки оружия странам, непосредственно участвовавших в конфликте. В вопросе о способах урегулирования конфликта он отстаивал идею консультаций четырех великих держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН, но безуспешно.
Подобная позиция, нашедшая сочувственный отклик в арабском мире, диктовалась прежде всего острой потребностью экономики Франции в арабской нефти и рынках и опасения, что разрастания конфликта на Ближнем Востоке может привести к нежелательным последствиям. Линия Франции на Ближнем Востоке была связана также с ее притязания на роль единственной западной державы, способной сохранить в сложившихся условиях симпатии арабов. Руководители французского государства рассчитывал тем Самым повысить Свои Шансы и в соперничество с США, и в борьбе за лидерство в ЕЭС, и в мировой политике вообще.
При Ж-Помпиду позиция Франции приобрели еще более отчетливо выраженный крен в пользу арабского стран, что привело к дальнейшему ухудшению франко-израильского отношений, особенно после ужесточения эмбарго в ответ на вводах израильской разведкой французских ракетоносных катеров из Шербурга и продажи Францией ПО реактивных истребителя типа « Мираж »Ливия. Во время четвертой арабо-израильской войны в октябре 1973 г. (и в немалой степени вследствие обострения Нефтяной проблемы) Ж-Помпиду добился принятия всеми странами-участниц ЕЭС резолюции, благоприятной арабским странам, а французский министр иностранных дел М. Жобер по сути дела признали законность права арабов вернуть Свои земли вооруженной силой.
Во время предвыборной кампании 1974 г. В. Жискар д'Эстен, учитывавший произраильские настроения Значительной части Своих сторонников, особенно из числа «центристов», заявил, что придает особое значение вопросу о гарантиях безопасности Израиля. Он дал также понятий, что готов пересмотреть вопрос об эмбарго на поставки оружия участникам ближневосточно конфликта в целях поддержания более устойчив равновесия между ними, если проблема поставок не получит международного решения, в котором Франция должна участвовать. С избрание на президентско пост В. Жискар д'Эстен сделал ряд жестов, имевших целью продемонстрировать более сбалансированные подход к враждующим сторонам. Однако Эти; жесты носили ограниченный, скорее символический, чем реальный, характер. Франко-Израильские отношения остались прохладным, о чем говорит хотя бы отмена в 1976 г. поездки в Париж президента Израиля ввиду отказа французской стороны оказать ему Соответствующий прием.
В сущности, эти шаги французского руководства вовсе не означали ревизии ближневосточной политики Ш. де Голля - Ж. Помпиду. Об этом свидетельствовалы итоги визитов В. Жискар д'Эстен в Алжир, Тунис, Марокко, АРЕ, премьер-министра Ж-Ширака в Ирак и Ливия. Позиция Франции в отношении урегулирования конфликта на Ближнем Востоке включала три взаимосвязанных элемента: эвакуацию Израилем войск со всех оккупированных в 1967 г. территорий, право палестинского народа на отечество, право всех государств региона на существование в пределах признанных и гарантированных границ.
В центральном вопросе, определяющих суть ближневосточно конфликта, - палестинского - В. Жискар д'Эстен на протЯжении первых полутора лет пребывания на посту президента республики пошел гораздо дальше Своих предшественников и тем более дальше остальных стран-участниц ЕЭС, не говоря уже о США. Во время обсуждения палестинского вопроса в Совете Безопасности ООН в январе 1976 г. представитель Франции в отличие от представителей второй Западных государств (включая США, Которые воспользовались правом вето) голосовали за резолюцию о праве палестинцев на создание своего государства. Позиция Франции в отношении палестинского вопроса получила дальнейшее развитие во время поездки В. Жискар д'Эстен в начале марта 1980 г. по странам персидского залива. Президент Франции впервые высказался там за самоопределение палестинского народа, Имея в виду не только палестинцев, проживающих в зоне Газы и на западном берегу реки Иордана, но и в эмиграции в РАЗЛИчНЫХ Арабский странах. Одновременно Жискар дьЭетен заявил, что «Израиль должен признать, что оккупации арабского территорий, осуществленная начиная с 1967 г., не позволит ему установить мирные отношения со своими соседями, на что он уповает» 32.
Французская официальная позиция в отношении ливанского кризиса сводилась к признанию жизненной важности сохранения независимости, единства и территориальной целостности Ливана как необходимого фактора равновесия в ближневосточно регионе, а также к призыву ко всем заинтересованным сторонам найти путем переговоров за «круглым столом» Компромиссное решение, облегчающее восстановление мира и общественного порядка. В качестве места проведения таких переговоров предлагался Париж. В дальнейшем Франция заняла позицию осуждения провокационных действий сепаратистских движения Южного Ливана и предупредила правительство Израиля, что прямое военное вмешательство с его стороны создало бы серьезную ситуацию. В мае 1978 г. после израильского вторжения на юге Ливана Франция выделила в распоряжение ООН контингент Своих войск численностью в 1300 человек, Которые ни были направленый в Ливан. Это было сделано впервые после 1960 г., когда французские войска использовались в качестве войск ООН в Конго.
Французские руководители проявляли серьезную заинтересованность в урегулирование обстановки в Ливане. Этот вопрос обсуждался даже на заседании совета министров Франции в середине октября 1979 г. В, Жискар д'Эстен заявил тогда, что Франция окажет ливанским властям, с которымы она постоянно поддерживает контакт, то поддержку, которую они захотят получить, и совместно с ними примет все Необходимые меры для того, Чтобы обеспечить населению Южного Ливана мир и безопасность, в которых оно нуждается.
Проведение сепаратных египетско-израильского переговоров создало в каком-то смысле новую для Франции ситуацию на Ближнем Востоке. Французское правительство заняло вначале сдержанную позицию в отношении ЭТИХ переговоров и не высказало явного неодобрение кэмп-дэвидских соглашений. Однако впоследствии руководители Франции выступили с открытой критикой и осуждением ЭТИХ соглашений. 6 июня 1979 г. Ж-Франсуа-Понсе заявил: «Положение на Ближнем Востоке может быть урегулирован Лишь путем всеобъемлющего решения всех проблем, прежде всего палестинской, с участием всех заинтересованных стран, в том числе Советского Союза. Сепаратная сделка НЕ обеспечивает этого. Арабские страны видят, что под ее прикрытием Израиль продолжает создавать Свои поселения на оккупированной территории и не отводит войск с захваченных земель. Арабские страны убедились, что такая сделка не способствует решению коренных проблем, что она направлена на раскол их рядов, на их изоляцию ».
В целом линия французского правительства в ближневосточно конфликте при президенте В. Жискар д'Эстен, сохранявшая немало элементов преемственности с курсом Ш. де Голля и Ж-Помпиду,; вписывалась в значительно изменившийся международный контекст, к которому французское руководство пыталось приспособиться путем налаживания совместных действий с партнерами по ЕЭС и организации между африканским, арабским и западноевропейского странами, диалога, идея которого была выдвинута президентом Франции летом 1979 г. и которую он надеялся, как писала газета «Монд» 6 марта 1980 г., осуществить в 1981 г.
С приходом к власти Ф. Миттеран в ближневосточной политике Франции Произошла определенная трансформация. Широко известно, что социалисты по традиции занимают открыто произраильские позиции, поддерживаю тесные партийные связи с израильской партии труда. Придя в министерство внешним сношений, К. Шейеон прямо объявил ошибкой прежней правительств то, что они не под-держивалы никакого официально контакта с Израилем и осуждалы кэмп-дэвидские соглашения. Правительство социалистов сразу же отменили «доктрину Барра», действовавшую отношении торговли с Израилем. «Я спрашиваю искреннюю дружбу к Израилем и я никогда не буду на стороне тех, кто хотел бы его уничтожить, - сказал Ф. Миттеран в интервью газете« Таймс ». - Но я всегда дружески рекомендовал Израиля признать реальность существования палестинцев. В какой-то мере Израиль уже сделал это в Кэмп-Дэвиде »3 *. Однако правительство Франции НЕ желает осложне отношения и с арабским государствами. Первые же визиты К. Шейсона в качестве министра внешним сношений ни были нанесеные в столицы арабского стран. Поддерживаю кэмп-дэвидские соглашения, французское правительство санкционировало в то же время встречу К. Шейсона с лидером ООП Я. Арафатом, а после убийства А. Садата министр внешним сношений Франции заявили, что это событие, хотя и трагическое, устранили препятствие к возможности встречи всех Арабский стран, включая Египет. Это заявление вызвавшего бурю негодования на страницах западной буржуазной прессы. США.
Великобритания и международные конфликты ФРГ и международные конфликты