3.5. Международные товарные аукционы.

Сущность и формы аукционной торгивли.
По своей сути аукцион является публичным торгом, что роднит его с товарной биржей. Но от биржи его отличают следующие особенности: на аукционе торговля ведется только наличным товаром; аукционные товары отличаются тем, "что часто не подлежат стандартизации, в т.ч. по параметрам качества, правила всех аукционов предусматривают предварительное ознакомление покупателей или их представителей с выставленными на торг партиями примерно одинаковых по качеству товаров (лотов).
Международные товарные аукционы являются специально организованными, периодически действующими в определенных местах рынками, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в его собственность в условиях предложения самой цини.
Таким образом, понятие аукцион в международной торговле имеет три значения:
- как специально организованный товарный рынок, на котором осуществляется процесс купли-продажи товара, состоящий из определенных этапов - подготовки, учитывая товара, аукциона (торга), оформления контракта;
- как непосредственный торг за товар, который происходит между аукционистом (лицом, проводящим торг и представляет интересы организаторов и продавцов) и покупателями;
- как коммерческая структура, которая организует, готовит и осуществляет продажу товаров с помощью торгу.
Аукционы как коммерческие организации можно классифицировать по следующим критериям: источники получения прибыли, функциональная направленность, форма организации торговли (рис. 3.11).
Аукционы, источниками получения прибыли которых разница в ценах, скупают за свой счет производителей товары, диктуя, как правило, закупочные цены, и перепродают их оптовым посредникам или непосредственно потребителям. Другой тип аукционов осуществляет перепродажу товаров независящим от них производителей на комиссионных началах. Например, всемирно известный американский аукцион «Сотбис» работает на комиссионных , размер которых зависит от суммы сделки и типа товара. Так, для драгоценностей сложилась примерно такая зависимость: если сумма сделки колеблется в пределах от 120 тыс. до 1,2 млн.. швейцарских франков, то аукцион получает 6% плюс компенсация расходов, а если вещь продана более чем за 20 млн.., то 2% от суммы сделки и компенсация половины затрат. При реализации произведений живописи и раритетной мебели комиссионные увеличиваются до 12%. При этом доставка товара на аукцион и пошлины уплачиваются обладателем. Распространенной в международной практике есть смешанная модель деятельности, когда аукционная фирма выполняет одновременно как операции по перепродаже, так и комисийни.
По функциональной направленности подавляющее большинство аукционов сугубо торговыми фирмами, которые имеют соответствующие помещения, оборудование, квалифицированный персонал. В то же время некоторые крупные аукционы имеют собственное производство, на котором завершается процесс подготовки товара к продаже (например, выделка сырых шкурок, которые скупаются у заготовителей, или сортировки и упаковки овощей, фруктов, цветов). Такие аукционы можно классифицировать как торгово-виробничи.
зависимости от формы организации торговли аукционы делятся на открытые, с непосредственным участием самих покупателей, и закрытые, в которых сами продавцы и покупатели не участвуют, а их поручения в пределах определенных полномочий выполняют брокери.
Организация аукционной торговли имеет определенные особенности в зависимости от товара и практики, сложившейся в торговле конкретными аукционными товарами. зависимости от характера деятельности все фирмы, осуществляющие аукционную торговлю, условно можно разделить на три группы:
- специализированные;
- брокерско-комиссионные;
- аукционные, принадлежащие кооперативам или союзам виробникив.
Специализированные фирмы занимаются организацией аукционов и продажей на них аукционных товаров как за свой счет, так и на комиссионных началах. Такие фирмы берут на себя выполнение всех функций по подготовке и проведению аукционов. Чаще всего они выдают продавцам ссуды под их товары, переданные аукционной фирме для продажи. Примером таких фирм есть специализированные фирмы, являются торговыми монополиями.
брокерско-комиссионные фирмы получили распространение в торговле меховыми изделиями, шерстью, чаем, табаком. Они организуют аукционы и продают на них на комиссионных началах товары по поручению своих клиентов. Брокерская фирма, проводящая аукционы, как правило, может выступать одновременно представителем как покупателя, так и продавца, получая от них комиссионное вознаграждение. В ее обязанности входит продажа определенного количества товаров в пределах полномочий комитента (собственника товара), переданных комиссионеру (посреднику ) и установленных в договоре комиссии. Все взаимные права и обязанности возникают дальше между покупателем и брокерской компанией. Владелец товара не получает непосредственно никаких прав и не несет никаких обязательств по покупця.
Аукционные фирмы, принадлежащие кооперативам или союзам ( ассоциациям) производителей, получили распространение в Скандинавских странах. Так, в каждой из них (Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии) есть по одной фирме, занимающей монопольное положение в аукционной торговле пушниной в своей краини.
Международные аукционы относятся к добровольным и регулярных форм организации торговли на внешнем рынке, имеющих публичный характер, то есть предоставляют возможность всем заинтересованным экспортерам и импортерам участвовать в торговых операциях.
Преимущества международных аукционов заключаются в том, что они позволяют создавать открытую конкуренцию, выявлять цену товара и быстро его реализовать в больших объемах. С учетом этого на международных товарных аукционах чаще всего превалирует предложение товаров со стороны большого количества продуцентов, преимущественно мощных представителей индустриально развитых государств. Крупные торговые фирмы выступают как брокеры по продаже. Покупателями же ограниченное количество компаний, в основном розничной и оптовой торговли и перерабатывающей промышленности, используют избыточное предложение в своих интересах и заинтересованы в занижении цин.
Основные предметы торга и международные центры аукционной торгивли.
Основными предметами торга на международных аукционах меховые товары (в виде сырья и уже переработанных товаров), немытая шерсть, щетина, чай, табак, овощи, фрукты, цветы, рыба, тропические породы леса, скот, пряности, антиквариат, произведения искусства и другие. Для таких товаров, как пушнина, немытая шерсть, чай, табак, аукцион является важнейшей формой реализации на международном рынке. Например, через международные аукционы в США и Канаде реализуется свыше 70% всего меха, товары этими странами, в Дании - 90%, в Швеции и Норвегии - примерно 95%. Через международные аукционы реализуется около 70% чая, товары на мировом рынке, 90-95% немытой шерсти, экспортируемой Австралией и Новой Зеландиею.
Для каждого аукционного товара сложились свои центры аукционной торговли. Из продажи меха во всем мире ежегодно проводится около 150 международных аукционов. Главными центрами аукционной торговли мехом норки является Нью-Йорк, Монреаль, Лондон, Копенгаген, Осло, Стокгольм, Санкт-Петербург. Для последних лет характерно значительное увеличение объемов продаж меха норки на аукционах в Скандинавских странах при одновременном уменьшении значения Нью-Йорка и Лондона. Основные Аукционы по продаже каракуля - это Лондон и Санкт-Петербург. Преобладающее значение на лондонских аукционах имеет южно-африканский каракуль. Важнейшими центрами по продаже других видов пушнины являются Санкт-Петербург и Лейпциг. На санкт-петербургских аукционах реализуется в значительных количествах шкурки лисицы, соболя, белки, ондатры, сурка, горностая, нерпы и др.. Аукционы по продаже шкурок голубого песца проводятся в Копенгагене, Осло, Лондоне, по продаже кролика в Лондоне. Пушные аукционы организуются также в Германии, Италии, Франции, Гонконге, Южной Корее, Японии, но их роль в мировой торговле мехом незначна.
Важными центрами аукционной торговли немытой шерстью являются Лондон, Ливерпуль, Кейптаун, Мельбурн, Сидней, Веллингтон (Новая Зеландия). Через аукционы в этих центрах реализуется 75 - 80% продаж немытой шерсти на мировом рынке. Основными центрами аукционной торговли ковдровою шерстью является Ливерпуль, где реализуется в основном индийская и пакистанская ковдрова шерсть. На аукционе в Ливерпуле продается также шерсть киз.
Для аукционной торговли чаем характерно ее перемещение в города производства этого товара. Индия через аукционы в Калькутте и Кочин продает около 70% всего экспортируемого чая, а через аукционы в Лондоне - 30%. Шри-Ланка около 70% чая, Что вывозится, продает через аукционы в Коломбо и 30% - через Лондонский аукцион. Индонезия реализует чай через аукционы в Лондоне, Гамбурге и Антверпене. Африканские страны большую часть экспортируемого чая, реализуют через аукционы в Найроби (Кения) и Малави. Так, через аукционы в Найроби продается 85-90% кенийского чая. На этих аукционах продается также чай из Танзании, Уганды, а иногда из Конго, Маврикий, Родезии и Мозамбика. Всемирную известность получил чайный аукцион в Сингапуре, в котором принимают участие фирмы из США, Японии, Австралии, КНДР, табаком являются Нью-Йорк, Амстердам, Бремен, Лусака (Замбия), Лимба (Малави ), цветами - Амстердам, овощами и фруктами - Антверпен, Амстердам, рыбой - США и порты западноевропейских стран (кроме Исландии и Норвегии), лошадьми - Довиль (Франция), Лондон, Москва.
Всемирно признанными, несомненно, являются аукционные фирмы , как «Сотбис» (Нью-Йорк, США) и «Кристис» (Лондон, Великобритания), специализирующихся на продаже антиквариата, художественных ценностей и изделий драгоценных металлов. Авторитет этих фирм завоевывался десятилетиями через внимательное отношение к клиентам и высокие профессиональные навыки организаторов аукциону.
«Сотбис» основан в 1844 г. торговцем Самуэлем Бейкером, который решил сделать ставку на продажу с аукциона библиотек после смерти их владельцев. Почти 200 лет фирме не было равных в этом бизнесе. Через «Сотбис» прошли известные книжные собрания, в т.ч. библиотеки Наполеона и Тайлерана. В наше время не только в Нью-Йорке, но и в Лондоне есть штаб-квартира «Сотбис», а в 30 странах пяти континентов находятся более 60 офисов и аукционных залов фирмы. Ежегодно фирма организует до 500 аукционов за 70 направлениям и продает более 250 тыс. предметов. Здесь и изделия изобразительного искусства, книги, рукописи, музыкальные инструменты, почтовые марки, ювелирные изделия, старинные монеты, одеяла, фарфор, антикварная мебель, медали, часы и автомобили , коллекционные вина, арабские скакуны, оружие, земельный и неподвижная власнисть.
Сегодня «Сотбис» осваивает новые территории: расширяет операции в Германии, Израиле, Австрии, открыты представительства в Сеуле и на Тайване. Первой среди западных аукционных фирм «Сотбис» устроила продажа товаров искусства в Китае, имеет планы проникновения на рынки Восточной Европы. Проведен первый международный аукцион в Москви.
«Кристис» является главным конкурентом «Сотбис». Он контролирует почти 41% этого рынка («Сотбис» - 50%). Две трети сделок конкуренты заключают ежегодно в течение двух недель весной и осенью, когда осуществляются аукционы по продаже полотен импрессионистов, произведений авангарда и современного мистецтва.
В последние годы на этом рынке активизировалась деятельность японских бизнесменов, которые дебютировали в 1990 г. на художественном) аукционе фирмы «Синва», а через год появился ежемесячный компьютеризированный аукцион «Амона».
Поскольку международный аукцион является по сути коммерческой организацией, объединяющей, как правило, торговых монополистов (по определенному виду товаров) или брокерские фирмы , специализирующихся на комиссионном перепродажи товаров, то для организации и общего руководства проведением аукциона создается аукционный комитет, который располагает помещения, специально оборудованное для проведения аукционных торгов, а также квалифицированный персонал, занимающийся изучением рыночной конъюнктуры данного товара. К состав аукционного комитета обычно входят: председатель (директор аукциона), коммерсант, юрисконсульт, эксперт, менеджер, аукционист, бухгалтер.
Техника проведения аукционов по отдельным товарам имеет свои специфические особенности, которые определяются прежде всего характером товара. Однако сам порядок проведения аукционов примерно одинаков и включает четыре стадии: подготовка аукциона, пред-аукционная демонстрация товаров, аукционный торг, оформление и исполнение аукционной сделки (табл. 3.3).
Подготовка аукциона является наиболее сложной, трудоемкой и длительной стадией проведения международного аукциона. На этом этапе фирма-организатор фактически создает будущий организованный рынок, пытаясь максимизировать как предложение, так и спрос. Для этого потенциальным продавцам рассылаются информационные материалы об аукционе и приглашение принять в нем участие, а для потенциальных покупателей и продавцов проводится рекламная кампания. Кроме того, на этом этапе заключаются аукционные договоренности , состоят информационные карты на представленные товары, формируется аукционная ведомость, производится сортировка товара и выделение лотов и стрингов т.д.. От качества проведения подготовительных работ зависит успех аукциону.
Особенности данного этапа зависят от объекта торгов. Коль выступают крупногабаритные, конструктивно или Технически сложные товары, недвижимость или антиквариат, то аукционный дом начинает подготовительный этап анализа предложений, поступивших от владельцев подобных товаров. Для упрощения процедуры не обходимо заранее прислать им форму предложения по выдвижению товара на аукцион. К числу обязательных реквизитов, содержащихся в приложении, относятся: полное наименование товара, его краткое описание, данные о количестве экземпляров, а также сведения о владельце. После рассмотрения всех предложений, поступивших владельцев товаров сообщают о его результатах (отказ в участии в аукционе или приглашение на него). В случае необходимости аукцион оказывает помощь владельцам в поставке товаров на предаукционную демонстрацию.
Если же объектами торгов выступают предметы личного потребления, которые имеют индивидуальные особенности, то проводится оценка товаров. Как правило, это бесплатная услуга, которой могут воспользоваться владельцы товаров. В оценку товара входит экспертиза и установление стартовой цены. В этой процедуре участвуют директор аукциона, юрисконсульт, владелец товара и аукционист. В ряде случаев названные лица могут доме виться о «резервную» цену, ниже которой товар не может бути проданим.
Результаты переговоров между заинтересованными сторонами фиксируются в аукционной договоренности, которая оформляется в двух экземплярах: первый передается владельцу товара, второй остается на фирме, которая осуществляет аукцион. Момент подписаний аукционной договоренности является фактом передачи товара из рук владельцев на ответственное хранение на аукцион до завершения торговли. Второй экземпляр аукционной договоренности являются основанием для составления на каждый принятый на аукцион товар информационной карточки, в которую записывается полное его наименование, характеристика потребительских свойств, качества, другие необходимые сведения, а также стартовая аукционная цена. поиск состоит менеджером, подписывается директором и прикрепляется к принятого товара. Принятие товара, заказанного к продаже с аукциона, завершается составлением аукционной сведения. Этот документ содержит сводную информацию о товарах, предъявляемые к публичной продажи. Информация составляется на основе карт и аукционных домовленостей.
Специалисты аукционной компании производят также необходимо сортировки и подбор товара по однородным качественным признакам. отсортированы товар разбивается на партии, которые получили названия лотов. В лот подбирают товар, однородный по качеству. При этом для каждого вида товара лот традиционно содержит определенное число единиц этого товара. Каждый лот нумеруется, и в дальнейшем распродажа происходит по отдельным лотами.
Одновременно с подготовкой товара к аукционной продажи составляется каталог предлагаемых к продаже на аукционе лотов с указанием сорта и количества единиц в каждом из них. На базе каталога в порядке нумерации происходит продажа товаров на аукционных торгах. Как правило, одинаковые по качественным показателям лоты следуют один за другим, образуя ряды - стринги, которые в каталоге отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Из каждого лота или стринги выбирается образец должен по всем признакам полностью соответствовать товара, находящегося в данном лоте или стринзи. Размеры образцов для различных товаров варьируют и устанавливаются в зависимости от ценностей и стандартности каждого виду.
Кроме того, в каталоге содержится фотография товаров и их характеристика, а также условия аукционной продажи, которыми определяются процедура досмотра товаров, метод продаж и фиксации цен, порядок заключения контрактов,
3.4. Международные товарные биржи. 3.6. Международные тендеры (торги ).