4.1. Система регулирования международной торговли.

Увеличение количества участников международных торгово-экономических отношений, появление новых форм и методов торговли, ее осложнения и динамизация объективно обусловили формирование системы регулирования международного обмена товарами и услугами, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов, норм, правил и процедур влияния на формирование региональных и товарных структур экспорта и импорта с помощью политических, экономических, финансовых, правовых и административных инструментив.
Объективной основой международной торговли является международное разделение труда, т.е. специализация стран на производстве определенных товаров для удовлетворения потребностей как мирового рынка, так и реализации национальных, экономических, социальных и политических интересов. В последние десятилетия международная специализация претерпела существенные изменения: ее спричиненисть чисто природными преимуществами заменилась предопределенностью степени технико-технологического развития страны, уровнем квалификации ее рабочей силы, современностью методов управления, стабильностью валютной системы и т.д.. Это привело к интенсивному развитию предметной, подетальной и технологической специализации по сравнению с общей и отраслевой. Последствиями стало привлечение все большего числа стран в международной торговле и усиление зависимости внутренней экономики разных стран от результативности внешнеторговой деятельности. Указанные процессы, в свою очередь, обусловили формирование многоуровневой системы регулирования международных торгово-экономических видносин.
Ключевыми тенденциями развития современной системы peryлювання международных торгово-экономических отношений являются:
- Рост правовой обеспеченности, которая создает необходимую предсказуемость, гласность, прозрачность и стабильность международного торгово-экономического климата;
- Унификация правовых, административных, организационно-технических инструментов регулирования международной торговли и в целом внешнеэкономических связей большинстве стран, международная совместимость практики и техники торгово-политического регулирования, что достигается системой многосторонних межгосударственных соглашений и договоренностей, создавая единое правовое, административное и организационно- технический пространство;
- Повышение уровня комплексности как национальных систем регулирования международной торговли, так и мировой системы в целом, заключается в возрастающей гармоничности использование всего арсенала инструментов влияния на международные торгово-экономические отношения;
- Формирование приоритетности экономических рычагов регулирования международной торговли по сравнению с применением мер прямого административного воздействия, что находит отражение в расширении использования денежно-кредитных, финансовых, таможенных инструментов влияния на объемы, динамику и структуры экспорта и импорта;
- Рост технической оснащенности и информационной обеспеченности систем регулирования международной торговли, что обеспечивает возможность сбора, обработки, анализа и распространения больших массивов статистической, конъюнктурной и нормативно-правовой информации с помощью современных информационных технологий и засобив.
В современной системе регулирования международной торговли можно выделить определенные уровни (корпоративный, национальный, межгосударственный, наднациональный и глобальный), которым присущи определенные механизмы и инструменты влияния на темпы, пропорции и структуры мировой торговли (рис. 4.1).
На корпоративном уровне (преимущественно транснациональных корпораций) регулирования международной торговли получило название ограничительной деловой (или торговой) практики. Это - не новое явление в мировой экономике. Международные картельные соглашения о разделе рынков, установления цен и размеров экспорта и импорта известны со времени появления монополий. Однако в последние десятилетия развитие крупных национальных и транснациональных корпораций внес существенные изменения в формы и методы ограничительной деловой практики что усилило ее негативное влияние на развитие международных торгово-экономических связей.
Ограничительная деловая практика - это совокупность действий, мероприятий, приемов, формирующих рыночное поведение предприятий или их объединений с целью достижения и удержания ведущей позиции на рынке путем ограничения или ослабления конкурентной боротьби.
Она может осуществляться в нескольких формах: индивидуальной или групповой; организационной или оперативной (рис. 4.2).
Индивидуальная ограничительная деловая практика применяется отдельными фирмами и направлена, как правило, на сохранение доминирующего положения в каналах сбыта, завоевание приоритетных позиций в снабжении сырьем, установлении и сохранении монопольных цен. При этом используется широкий спектр инструментов - от промышленного шпионажа и распространения слухов к демпингу (дискриминации цены) и частичной или полной, отказа вести дела на обычных коммерческих умовах.
Заключение дискриминационных контрактов, нарушающих интересы свободного предпринимательства, получило название индивидуальной антиконкурентной практики. Она характерна для договоров купли-продажи, комиссионных, агентских, лицензионных и договоров на передачу ноу-хау. Антиконкурентная практика при заключении экспортных контрактов заключается во включении в текст договора ограничительных условий, которые юридически и экономически связывают контрагента в дальнейшей деятельности. Такие условия обычно касаются ограничений в праве установления цены, выбора контрагентов, определении территории деятельности, проведении тех или иных видов хозяйственных операций, применении определенных форм расчетов тощо.
Групповая ограничительная деловая практика предусматривает достижение соглашения между несколькими конкурентами по ценам, распределения рынков политики в каналах распределения и т.д. или совместные действия оперативного характера, проводимых отдельно каждой фирмой или в составе образованных объединений.
Организационной считается ограничительная деловая практика, применяемая в случае создания монополистических объединений типа картелей, синдикатов, концернов и др. с целью влияния на конкурентную среду на ринку.
Оперативная, или оперативно-хозяйственная, ограничительная деловая практика предусматривает широкий спектр как групповых, так и индивидуальных действий, совершаемых с целью достижения исключительного рыночного положення.
К наиболее распространенным методам и инструментам ограничительной деловой практики относятся:
- Соглашения и договоренности, устанавливающие уровень цен;
- Участие в международных торгах (тендерах) по тайной договоренности;
- Соглашения о разделе рынков или потребителей;
- Выделение квот на продажу и производство;
- Коллективные действия в поддержку договоренности (например, отказ вести дела, недопуск партнера к заключению соглашения и т.п.);
- Использование цен ниже себестоимости для устранения конкурентов;
- Установление дискриминационных цен или условий относительно поставок и закупок;
- Слияния, поглощения или другие формы достижения контроля;
- Полный или частичный отказ вести дела на обычных коммерческих условиях;
- Установление ограничений относительно места, времени, количества и формы возможной перепродажи или экспорта товаров, поставляемых;
- Обусловленность поставок конкретных товаров (услуг) объемам закупок других товаров (услуг) у поставщика или его партнера;
- Диктат по принятию управленческих решений в сфере инвестирования, расширение производства, выхода на новые зарубежные рынки, продажи лицензий тощо.
Законодательство относительно ограничительной деловой практики возникло в конце XIX - начале XX в. в США, а начиная с 50-60-х годов распространилось и в европейских странах - Франции, Германии, Великобритании, Нидерландах, Австрии, Бельгии, Испании, Швейцарии, Скандинавских странах, а также в Японии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и в др.. В 70-80-е годы соответствующие законодательные акты были приняты в Венгрии и Польше, а затем и во всех странах Восточной Европы и бывшего Советского Союзу.
В основу квалификации бизнес практики как ограничительной положен критерий нарушения им «нормальной» или «рабочей» рыночной конкуренции. При этом подразумевается такое влияние на состояние рынка, создание таких договорных и хозяйственных условий, которые ограничивают свободу предпринимательства других участников рынка, заставляют их применять нежелательные методы хозяйствования в коммерческой или производственной сферах дияльности.
Борьба с ограничительной деловой практикой находит свое отражение в попытках ее регламентации на международно-правовой основе. Еще в 1957 г. специальные нормы были внесены в Римский договор о создании Европейского Экономического Сообщества (ст.ст.85 и 86) и некоторые другие европейские конвенции, в Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ (ст. VI). Разработаны Конференцией по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД) предложения по борьбе с ограничительной практикой были приняты Конференцией ООН по ограничительной и деловой практики, а впоследствии Генеральной Ассамблеей ООН в 1980 г. под названием Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой. Этим документом определяются обязанности государств по разработке законодательства, обеспечения административного и судебной защиты против актов ограничительной практики в интересах развития международной торгивли.
Национальный уровень регулирования международной торговли выделены вследствие существования государственно оформленных национальных хозяйств, стран, правительства которых направляют свою деятельность на достижение национальных интересов - политических, идеологических, экономических, военных, социальных, религиозных и т.д.. Система интересов определяет сущность и конкретное содержание как внутренней, так и внешней политики уряду.
Внешняя политика страны - это общий курс государства в международных делах, совокупность принципов и приоритетных методов, определяющих деятельность органов государственной власти и государственного управления в сфере регулирования отношений данного государства с другими странами и народами в соответствии с национальными интересами и конкретно-историческими цилей.
Важной составляющей внешней политики страны является ее внешнеэкономическая политика - общий курс государства в отношении международных экономических отношений, система принципов и методов, определяющих деятельность органов государственной власти и государственного управления, направленных на обеспечение национальных экономических интересов в сфере развития и взаимодействия национальных экономик в целом и национальных субъектов международного бизнеса зокрема.
Элементами, которые определяют содержание, структуру и направления внешнеэкономической политики являются:
- Экспорт и импорт товаров и услуг;
- Пошлина и таможенные налоги;
- Количественные ограничения;
- Нетарифные методы регулирования внешней торговли;
- Поддержка национального экспорта;
- Привлечение иностранных инвестиций;
- Зарубежное инвестирование;
- Внешнее заимствование;
- Экономическая помощь другим странам;
- Осуществление совместных экономических проектив.
Органической составляющей внешнеэкономической политики является политика внешнеторговая, что можно определить как определенный курс действий правительственных и властных структур, использование таких принципов, методов и инструментов влияния на развитие внешней торговли страны, благодаря которым обеспечивается достижение определенных целей и реализация национальных интересив.
Содержание, структура и направления внешнеторговой политики определяются такими составляющими:
- Экспорт и импорт (товарная и региональная структуры, объемы, соотношение, динамика)
- Пошлина и таможенные налоги (элементы таможенного тарифа - система товарной классификации тарифа, структура тарифа, методы определения страны происхождения товара, виды и уровень ставок пошлины; состав и уровень таможенных пошлин)
- Количественные ограничения (виды, контингенты, уровень);
- Нетарифные методы регулирования (технические барьеры, административные формальности, валютно-кредитное регулирование и т.д.);
- Поддержка национального экспорта (финансовая-кредитная, налоговая, валютно-кредитная, организационно-техническая и т.д.).
Относительно указанных составляющих принято также говорить о существовании соответствующей государственной политики по экспорту, импорту, количественных ограничений, поддержки национального производителя и экспортера тощо.
Национальный уровень характеризуется разветвленной системой инструментов регулирования международной торговли, которые применяются при реализации внешнеэкономической и внешнеторговой политик. По экономической природе, целями и влиянием на структуру, объемы и динамику внешней торговли они делятся на две большие группы: протекционистские и либеральные, или фритредерськи. Согласно этому в международных торгово-экономических отношениях принято выделять два основных типа внешнеторговых политик - протекционистскую и либеральную (рис. 4.3).
Первыми теоретиками и практиками протекционизма были меркантилисты (от итал. Mercante - торговец, купец) У. Стаффорд, Т. Мен, А. Серра (Великобритания), Г. Скаруффи (Италия), А. Монкретьен (Франция), которые обосновывали необходимость активного вмешательства государства во внешнюю торговлю и хозяйственную жизнь с целью защиты отечественной промышленности, купцов и торговцев от иностранной конкуренции и требовали этого от своих правительств. Система протекционизма, которая предусматривала высокую пошлину, административное ограничение импорта и финансовую поддержку молодых отраслей национальной экономики, была характерна для развитых стран в XVI-XVIII вв. Из-за политики протекционизма сформировалась промышленность Великобритании, стабильные позиции на мировом рынке заняли индустрии Германии, США, Франции и некоторых других краин.
Протекционизм как государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции в течение истории развития международных торгово-экономических отношений эволюционировал от простых государственных мероприятий до сложных систем регулирования торговли, применяемые интеграционными группировками. Поэтому экономическую, политическую и организационную сущность современного протекционизма целесообразно рассмотреть в контексте его основных форм (рис. 4.4).
Каждая страна для регулирования внешней торговли, а именно экспортных и импортных потоков товаров и услуг, применяет определенное количество торговых ограничений, как тарифных, так и нетарифных. Эти ограничения, в свою очередь, характеризуются определенным уровнем (размером) - минимальным, средним или максимальным. Поскольку в мире нет ни одной страны, которая не использует протекционистские инструменты в торговле, то принято считать, что для каждой национальной экономики существует уровень обоснованного протекционизма (оптимальное количество ограничений торговли в сочетании с приемлемым их уровнем). Таким образом, обоснованным можно считать такой уровень защиты внутреннего рынка, который, с одной стороны, не входит в противоречие с национальными интересами и императивами национальной безопасности, а с другой - обеспечивает нормальный, неосложненный доступ конкурентоспособных зарубежных товаров и услуг на рынок данной страны. Уменьшение количества и уровня ограничений во внешней торговле, как по сравнению с начальной точкой обоснованного протекционизма, так и в целом принято называть процессом либерализации внешней торговли. И наоборот, их увеличение, как к пределу обоснованного протекционизма, так и выше нее, свидетельствует об усилении протекционистских тенденций во внешнеторговой политике держави.
Крайним проявлением протекционизма является автаркия (от гр. Autarkeia - самодовольство) - политика обособления страны от экономики других стран с целью создания замкнутого, национального хозяйства, который отмечается самообеспечением. Автаркия приводит к сокращению экономических связей с другими странами, отказа от использования преимуществ международного разделения труда и формирование замкнутой экономики. Политику автаркии трудно осуществлять в течение длительного времени вследствие того, что отсутствие зарубежной конкуренции приводит к торможению прогрессивных структурных изменений в экономике, научно-технического прогресса, процессов повышения качества и расширения ассортимента продукции. Кроме того, обязательным условием автаркии является наличие на территории страны различных ресурсов, особенно топлива и сырья, потенциальная обеспеченность продовольствием, а также поддержка населением такой государственной политики. В мировой практике чаще встречается не полная, а частичная автаркия, то есть политика, направленная на достижение независимости от внешних поставок отдельных товаров или услуг. Необходимость достижения такой независимости обосновывается, как правило, политическими и военными аргументами. Несмотря на то, что в чистом виде автаркия существовала только за натурального хозяйства в период докапиталистических формаций, исторический опыт всех стран показывает, что объемы и жестокость мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, находятся в обратной зависимости от уровня и темпов социально-экономического развития краин.Module
ГЛАВА 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. 4.2. Национальный уровень регулирования международной торговли.