4.2. Национальный уровень регулирования международной торговли.

В сложном комплексе торгово-политических средств регулирования международной торговли в последние десятилетия наблюдается тенденция к расширению спектра методов и инструментов государственного влияния на внешнеторговые процессы. Углубление процессов интернационализации мировой экономики, возрастающее значение внешнеэкономических, и прежде торговых, отношений для национальных хозяйств, развитие международной кооперации обусловливают все более тесную интеграцию и взаимозависимость внешней торговли и внутренней экономики, что является одним из проявлений глобализации мировых товарных рынков. Эти процессы стимулируют расширение использования внутренних экономических и административных рычагов регулирования ввоза и вывоза товаров наряду с традиционными методами пограничного внешнеторгового регулирования. Смещение акцентов внешнеторговой политики в сторону национальных экономик ведет к все большему использованию в торгово-экономических целях кредитно-финансовых, административных и других средств внутренней экономической политики.
Современная система национальных форм регулирования внешней торговли представляет собой довольно сложную совокупность контролирующих, регулирующих и стимулирующих мер, которые можно классифицировать по следующим критериям: место возникновения (применение) регулирующих оптимизационных мероприятий; происхождения инструментов регулирования; объект регулирования (экспорт или импорт) характер воздействия на объект регулювання.
По месту возникновения инструменты регулирования международной торговли делятся на три основные группы: превентивное правовое регулирование, пограничное регулирование и меры по ограничению продажи и потребления иностранных товаров (рис. 4.6).
Валютно-кредитное регулирование касается всех стадий осуществления экспортно-импортной сделки. Такая система действует целенаправленно: ограничение предусматриваются в международных соглашениях и национальных правовых нормах, импортные ограничения встречают товар на границе и сопровождают его на всем пути до конечного потребителя. Эти меры ограничивают конкурентоспособность иностранных товаров на каждом из этапов импортной сделки (договоренность - ввоз - платеж - продажа внутри страны - потребления). На любом из этих этапов импорт может быть объектом одновременного воздействия нескольких инструментов, т.е. регулирование импорта имеет кумулятивный эффект (рис. 4.7).
Несмотря на многоплановость мер регулирования международной торговли, выходными являются таможенно-тарифные инструменты. Это - самый старый и когда-то единственный метод протекционизма, и сегодня по степени влияния на импорт, распространенности и важности он занимает приоритетные позиции.
Средства регулирования внешней торговли, не входящих в сферу таможенно-тарифной политики, с начала 60-х годов в экономической литературе и деятельности международных экономических организаций стали называться нетарифными ограничениями (НТО) или нетарифными барьерами. Раунда многосторонних переговоров о снижении ставок пошлины, которые состоялись в рамках ГАТТ, и достигнутые на них договоренности повысили роль нетарифных барьеров и усилили интерес правительств к применению нетарифных мер как инструментов, компенсирующих смягчения действия таможенно-тарифного регулювання.
По происхождению инструменты регулирования внешней торговли делятся на тарифные и нетарифные. К тарифным относятся: пошлина и его виды, структура таможенного тарифа, методы определения страны происхождения товара и таможенной стоимости, товарная классификация тарифу.
Нетарифные ограничения - это большая группа административных, финансовых, валютных и других мер регулирования экспорта и импорта товаров и услуг (рис. 4.8).
Следует отметить, что устоявшегося определения нетарифных ограничений до сих пор не существует. Международные институты и государственные органы регулирования вкладывают в это понятие разное содержание. Наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ. Она объединяет под термином «нетарифные ограничения» пять основных групп мероприятий (табл. 4.1)
По объекту регулирования инструменты внешнеторговой политики делятся на экспортные, то есть оптимизирующие, несмотря на предполагаемые цели товара, региональную структуру вывоза товаров и услуг, и, соответственно, - импортные, регулирующих различные параметры национального импорта. Такая классификация широко применяется правительственными институтами разных стран в практических целях, а также международными организациями для оценки направленности внешнеторговых политик стран. Определенным недостатком такого разделения является то, что одни и те же инструменты могут одновременно и не всегда прогнозируемо влиять как на экспорт, так и на импорт (например, валютные курсы, валютные ограничения, таможенные налоги и т.д.). К основным инструментов влияния на объемы, динамику и структуру импорта относятся лицензии и квоты, «добровольное» ограничение экспорта, установление минимальных импортных цен, импортные налоги, импортные депозиты, компенсационные пошлины, антидемпинговые пошлины, технические барьеры, административные формальности, валютные курсы и валютные обмеження.
Основными инструментами регулирования экспорта является таможенно-тарифные средства и количественные ограничения, а с целью стимулирования экспортного производства и экспорта употребляется широкая группа мер, действие которых основывается на предоставлении национальным субъектам хозяйствования определенных льгот: налоговых, кредитных, по страхованию и организационно-информационной поддержки .
По характеру воздействия на объект регулирования инструменты регулирования внешней торговли делятся на две группы: административные и экономические. Административные методы имеют прямой, юридически зафиксирован, запрещающий или разрешающий характер и базируются на разработанных национальных законах, подзаконных актах, инструкциях, положениях соответствующих структур государственной власти. В отличие от административных, экономические методы носят косвенный характер, то есть не регламентируют действия, а воздействуют на экономические интересы субъектов экономической деятельности путем финансовых, валютно-кредитных и организационных механизмов (рис. 4.9).
1. Административные методы регулирования внешней торгивли.
1.1. Превентивное (от лат. Preventivus - мера) правовое регулирование - это совокупность инструментов правового характера, с помощью которых осуществляется воздействие на направления, условия, объемы внешней торговли до начала выполнения экспортно-импортной сделки. К ним относятся международные торговые договоры, соглашения, протоколы и оговорки в угодах.
1.1.1. Международные торговые договоры и соглашения - вид международных договоров и соглашений, регулирующих торгово-экономические отношения между странами. Торговые договоры, договоры о торговле и мореплавании, торговые соглашения создают договорно-правовую базу торгово-экономических отношений между странами, устанавливают принципы взаимоотношений, определяют их правовой режим, область применения (регулирование таможенного обложения, применение нетарифных ограничений, развитие транспортных связей, торговой и связанной с ней деятельности), дают право создавать торговые представительства на территории друг друга. Соглашения о торговле и платежах устанавливают количество и номенклатуру товаров, поставляться в период действия соглашения, и содержат обязательства содействовать обоюдному торговли, а также договоренности относительно осуществления и регулирования платежей между хозяйствующими субъектами данных стран. В торговых договоров и соглашений относятся также налоговые Соглашения, соглашения о режиме инвестирования, договоренности о транзите товаров и т.п.. Специальные торговые соглашения конкретизируют обязательства сторон: о содействии в строительстве объектов, о сотрудничестве в отдельных отраслях экономики, торговли тощо.
1.1.2. Оговорки в сделках - специально указаны в договорах условия, согласно которым будут регулироваться отношения договаривающихся, при наступлении непредвиденной ранее, но вполне вероятной события. Объектом оговорки могут быть все аспекты и условия выполнения торгового соглашения или контракта. Наибольшее распространение получили защитные оговорки - условия соглашений и контрактов, предусматривающих возможности изменения первоначальных условий договора в процессе его выполнения с целью защиты от различных рисков. Защитные оговорки действуют по принципу «если ..., то ...». Страна, юридическое или физическое лицо, включила защитную оговорку в международное соглашение или контракт, получает возможность, не нарушая условий соглашения отменить предоставленную льготу, уступку, преференцию или ввести дополнительные меры, если сложилась ситуация, что требует таких дий.
В международно-правовой практике применения защитных оговорок регулируется двусторонними и многосторонними соглашениями. Для страны защитную оговорку позволяет повысить гибкость и маневренность внешнеторговой политики, избирательно, в соответствии с национальными интересами, отменять предыдущие уступки и вводить новые торговые барьеры.
Кроме того, в торговых соглашениях и контрактах применяются следующие основные застереження.
«Валютная оговорка - условие, включается в сделки для страхования кредитора и экспортера от риска падения курса валюты платежа с момента заключения контракта до момента его оплати.
Инфляционное оговорка - условие, предусматривающее изменение уровня оплаты, стоимости в связи с инфляционным повышением цин.
Налоговое оговорка - условие, согласно которому каждая сторона обязуется за свой счет оплатить все налоги и сборы в отношении этого соглашения на территории своей страны, регулирует отношения между экспортерами и импортерами по уплате податкив.
Патентное оговорка - условие экспортного контракта, согласно которому экспортер обязуется поставлять патентно чистый товар (на момент заключения контракта), а импортер должен не позднее соответствующего срока, в случае поступления информации, сообщить экспортера о правах и притязании третьего осиб.
Эскалаторное оговорка - условие контракта, что позволяет учесть рост затрат на производство (реализацию) при расчетах за товары / послуги.
В международной контрактной деле применяются и другие оговорки: по скрытых дефектов, относительно забастовки, арбитражное, о повышении или снижении цены тощо.
1.2. Торговые режимы - это условия торгово-экономических отношений между данной страной и другими государствами, которые определяются отсутствием или наличием между ними соответствующих торговых сделок и их змистом.
Обычный режим существует между государствами в случае отсутствия международной торговой сделки и не предусматривает предоставление одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке каких-либо льгот в торговле. Такие страны применять к товарам, ввозимых максимальные ставки пошлины (при условии использования сложного таможенного тарифа).
Режим наибольшего благоприятствования - принцип международных торгово-экономических отношений, согласно которым государства на взаимной основе предоставляют друг другу преимущества и льготы ставок пошлин и таможенных сборов, налогов и т.д., которыми пользуется и (или) пользоваться любое третье государство. Режим наибольшего благоприятствования является главным в деятельности ГАТТ. Он предусматривает выделение на многосторонней основе таможенных льгот, а также преференций в отношении внутренних налогов и сборов, взимаемых производство, обработка и обращение импортируемых товаров. Распространение режима наибольшего благоприятствования ведет к созданию равных условий для конкуренции во внешней торгивли.
Преференциальный режим - особый льготный режим осуществления торгово-экономических связей, предоставляемой одним государством другому без распространения на третьи страны. Чаще всего применяются такие инструменты преференции, как минимизация или полную отмену пошлины, льготное кредитование и страхование экспортно-импортных операций, специальный валютный режим и т.д.. Преференции предоставляются на основании заключенных двусторонних и многосторонних соглашений, участия в региональных интеграционных группировках, наднациональных международных организациях.
Дискриминационный режим как совокупность дискриминационных мер различного характера (таможенно-тарифных и нетарифных) применяется одной страной по отношению к другой, как правило, в случае возникновения между ними напряженных отношений или конфронтации. Мероприятия дискриминации в торговле могут применяться и на коллективной основе (эмбарго, экономическая блокада, бойкот).
1.3. Таможенное регулирование - комплекс мер и инструментов влияния на международную торговлю, реализуемых через таможенную систему. Поскольку эти меры подчинены цели внешнеторговой политики, то их называют таможенной политикой. Таможенное регулирование осуществляется с помощью следующих составляющих:
- Таможенный тариф;
- Таможенные платежи;
- Таможенные процедури.
1.3.1. Таможенный тариф - систематизированный перечень товаров и соответствующих ставок пошлин, которые применяются для расчета ввозной (импортной) или вывозной (экспортной) пошлины на указанные товары. В таможенном тарифе товары объединены в группы по происхождению (промышленные, растительные, минеральные и т.д.) и степени их обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия). По каждому товару отмечается ставка пошлины, которой он обкладаеться.
Правовая основа таможенной системы государств создается законами о таможенном тарифе и нормами его применения. Законы определяют принципы построения таможенного тарифа, товарную классификацию, правила и положения, определяющие таможенные процедуры, ставки пошлины на отдельные товары. Эти нормативные акты периодически пересматриваются, дополняются и изменяются в соответствии с целями внешнеторговой политики. Законодательная власть всегда играла ведущую роль в формировании и развитии таможенных систем государств, но в последние десятилетия наблюдается тенденция передачи все большей части функций по применению таможенных тарифов, их частичного изменения, маневрирования ставкам пошлин в компетенцию органов исполнительной власти. Это связано со стремлением правительств достичь большей гибкости и действенности таможенных тарифов, сделать их более оперативными по оптимизации международной торговли страны. В целом можно отметить, что таможенно-тарифные меры по форме носят административный характер, а по экономическому содержанию и характеру действия относятся к рыночным регуляторам внешнеторгового обигу.
Современный таможенный тариф сложным торгово-экономическим инструментом регулирования внешней торговли, включая несколько обязательных элементов, от которых зависит эффективность и действенность тарифа в целом. К этим элементам относятся:
- Система товарной классификации тарифа;
- Структура тарифа;
- Ставки пошлины;
- Метод определения страны происхождения товару.
По форме таможенный тариф таблице, которая объединяет все эти элементы и с помощью которой рассчитывается размер пошлины (рис. 4.10).
Системы тарифной классификации товара (международные товарные номенклатуры) является подробными перечнями товаров, распределенных по определенной классификационной системой. Разделение товаров по группам в таможенных тарифах является сложным торгово-экономическим инструментом: чем подробной является товарная система, тем эффективнее тариф может быть использован в протекционистских целях. Вопросы разработки единых принципов классификации товаров для таможенных целей возник еще до Второй мировой войны, а в послевоенное время тенденция к унификации номенклатуры таможенных тарифов усилилась. К концу 80-х годов в международной торговле использовались такие классификаторы товаров:
- Стандартная международная торговая классификация ООН - Standard International Trade Classification (SITC) - разработанная ООН по признаку степени обработки товаров и в целях сопоставления и анализа показателей развития внешней торговли разных стран, а также для исследования товарной структуры международной торговли;
- Единая товарная номенклатура внешней торговли стран - членов СЭВ (последняя редакция 1984 г.) - классификация товаров, которая применялась во внешней торговле между социалистическими странами;
- Брюссельская таможенная номенклатура - до 1988 г. официальная товарная номенклатура Совета таможенного сотрудничества, которую использовали почти все индустриально развитые краини.
Для классификации товаров в международной торговле на сегодня применяют: Стандартную международную торговую классификацию ООН (3-я редакция 1986 г.) и Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Harmonized Commodity Description and Coding System), разработанную Советом таможенного сотрудничества на основе Брюссельской таможенной номенклатуры и с учетом других товарных класификаций.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) - это международные правила классификации и статистической информации по товарам, поступающим во внешнюю торговлю. ГС включает новую международную унифицированную товарную номенклатуру (НГС) - подробный многоцелевой перечень импортных и экспортных товаров, разделены по специальной классификационной схеме, алфавитный указатель к ГС, пояснения к ГС, а также ключ перехода к системе. 4.2.
Переработка или обработка товаров в данной стране считается достаточной, если:

4.1. Система регулирования международной торговли. Инструменты силового торгово- политического влияния.