Инструменты силового торгово- политического влияния.

Эмбарго (торговое) - запрет экспорта отдельных товаров в данное государство или запрет импорта отдельных товаров из этого государства. Несколько видов, которые можно классифицировать по следующим критериям:
- Происхождение решение о введении эмбарго;
- Объект воздействия;
- Условия применения;
- Сроки действия;
- Охват товарной номенклатуры (рис. 4.14).
Решение о введении эмбарго может принять как международная организация (международное эмбарго), так и отдельная страна (государственное эмбарго). Но чаще международная организация рекомендует использовать эмбарго, а страны решают самостоятельно вопросы по его применению. Уставом ООН предусмотрена возможность принятия эмбарго как коллективного репрессивного пресечения в отношении государства, действия которой угрожают международной безпеци.
По объекту воздействия эмбарго можно разделить на меры по запрещению экспорта, импорта и транзита. Оно может быть введено как в военное, так и мирное время. Эмбарго в военное время фактически становится экономической блокадой. В мирное время применяется как инструмент влияния, средство экономического и финансового давления на другие краини.
По срокам действия эмбарго может устанавливаться на определенный или неопределенный срок - до достижения цели, ради которой оно вводилось. Понятно, что ограничительные меры могут касаться одного товара, нескольких товаров или услуг. Чаще эмбарго устанавливается на экспорт в определенную страну вооружения, энергоносителей или товаров двойного назначения. В последнее десятилетие Совет Безопасности ООН инициировала эмбарго в отношении Ливии, Ирака, Югославии и других краин.
Экономический бойкот - полный или частичный отказ от экономических связей с физическим или юридическим лицом или государством. В межгосударственных отношениях экономический бойкот обычно дополняет бойкот политический и направлен на ограничение и прекращение торговли с нежелательной страной, а также на причинение ей ущерба в результате цього.
Экономическая блокада - экономическая изоляция государства с целью подорвать ее экономику путем прекращения ввоза в страну товаров (сырья, готовых изделий, полуфабрикатов и т.д.) и лишение ее рынков сбыта. При экономической блокаде внешнеторговые, финансовые, кредитные и другие экономические связи с государством, блокируется, запрещаются (или от них отказываются). Блокада может иметь комплексный характер (то есть касаться всех форм экономических отношений) или охватывать только некоторые формы (торговая, кредитная, финансовая блокада и т.п.). Устав ООН предусматривает возможность применения экономической блокады как коллективного мероприятия стран-членов по установлению и поддержанию мира. Экономическая, и в первую очередь торговая, блокада, как правило, связана с политической и нередко сочетается с вийськовою.
Антидемпинговые процедуры и мероприятия как инструменты экстренного правового регулирования торгово-экономических отношений предусматривают доказательство факта демпинга, нарушения антидемпинговой процедуры (расследования), определения вреда от факта демпинга и применения антидемпинговых и компенсационных пошлин. В некоторых случаях сам факт возбуждения антидемпингового расследования приводит к «добровольному» ограничения экспорта или применения экспортером других мероприятий, нормализующих торговые видносини.
Случаи и условия принятия антидемпинговых мер регулируются Соглашением о применении ст. VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 p., Содержащийся в Марракешского соглашения об учреждении COT. Однако этот документ регулирует только прямой демпинг.
Экономическая наука вообще рассматривает демпинг как один из видов ограничительной деловой практики, в отдельных случаях может квалифицироваться как недобросовестная конкуренция. К демпингу прибегают экспортеры с целью проникновения на рынок, расширения объемов продаж, выдавливания существующих и потенциальных конкурентов, установление доминирующего положения на рынке. Существует несколько видов демпинга, отличающихся по методу дискриминации цены, источниками компенсации ущерба экспортера, мотивами и сроками применения (рис. 4.15).
По методам дискриминации мировых цен демпинг подразделяется на прямой, обратный и валютний.
Прямой демпинг - это продажа товара одной страны на рынке другой страны по цене ниже нормальной цены этого товара. При этом согласно ст. VI ГАТТ следует считать, что товар поступает на рынок импортирующей страны по цене ниже нормальной, если цена товара, экспортируемого из одной страну в другую: ниже сравнимую цену при обычном ходе торговли на аналогичный товар, предназначенного для потребления в экспортирующей стране; или при отсутствии такой внутренней цены ниже высшую сравнимую цену на аналогичный товар, предназначенный для экспорта в любой третьей страны при обычном ходе торговли, или ниже стоимость производства товара в стране происхождения с добавлением в умеренных размерах расходов по продаже и прибыль.
Обратная демпинг - закупка (скупка) иностранным покупателями (импортерами) товара по ценам выше, чем могут заплатить внутренние покупци.
Валютный демпинг - продажа на внешнем рынке товара по заниженной цене вследствие значительного падения курса национальной валюты, чем уменьшение п покупательной способности внутри страны. Покупая товары, сырье, комплектующие или товары по низким внутренним ценам, экспортеры реализуют их на международных рынках по демпинговым ценам, но за твердую валюту, обменивая впоследствии последнюю на обесцененную национальную валюту и получая вследствие этого курсовая прибыль. Принятый в рамках ГАТТ Международный антидемпинговый кодекс предусматривает возможность применения санкций (повышенной пошлины, штрафа и т.п.) при доказательстве наличия валютного демпингу.
Демпинг может осуществляться как за счет фирмы-экспортера, так и при поддержке государства, то есть путем субсидирования (прямого или косвенного) экспортных поставок. Но в любом случае потеря части прибыли в связи с продажей по заниженным ценам должна быть скомпенсирована. Такое возмещение возможно за счет завышения цен на другие товары фирмы или на эти же товары, но на других рынках, в т.ч. внутреннем. В такой ситуации демпинг называют самостоятельным. Если расходы от демпингования компенсирует не сама фирма, а государство, то демпинг называют субсидицийним, т.е. за счет государственных экспортных субсидий. В случаях доказательства факта демпинга, ущерба от них и источники компенсации убытков экспортера, применяются антидемпинговые и компенсационные пошлины, которые уже являются источником компенсации убытков импортера (рис. 4.16).
Антидемпинговая пошлина - дополнительное импортная пошлина, которым облагаются товары, экспортируемые по ценам, ниже нормальные цены мирового рынка или внутренние цены импортирующей страны товар, при самостоятельном демпинга (по источникам компенсации убытков). Оно может быть временным, который устанавливается на период проведения антидемпинговой процедуры, и постоянным, определенным и установленным в результате антидемпингового розслидування.
Компенсационная пошлина - особый вид пошлины, устанавливается в случаях ввоза товаров при производстве или при вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Таким образом, эта пошлина является инструментом борьбы с негативным влиянием на экономику факта ввоза иностранных товаров, субсидируемых в стране-экспортере прямо (инвестиционные субсидии) или косвенно (через систему дифференцированных налоговых ставок, ускоренную амортизацию, кредитования экспортеров на льготных условиях и т.п.). Module . Документами ГАТТ-COT регулируются условия применения антидемпинговых и компенсационных пошлин. Основными среди них являются:
- Невозможность одновременного применения как антидемпингового, так и компенсационных пошлин для устранения последствий одного и того же случае демпинга или субсидирования экспорта;
- Ограниченность размера ставки пошлины: размер антидемпинговой пошлины не может превышать демпинговую маржу для этого товара (демпинговая маржа - это разница в ценах, определенная в соответствии с требованиями п. 1 ст. VI ГАТТ), размер компенсационной пошлины не должен превышать сумму дотаций или субсидий, отношении которых было определено, что они прямо или косвенно на производство, производство или экспорт данного товара в стране происхождения или экспорта, включая любую специальную субсидию на перевозку определенного товара;
- Наличие вреда: ни одна сторона не должна взимать антидемпинговую или компенсационную пошлину на ввоз любого товара, происходящего с территории другой стороны, если она не установит, что действие демпинга или субсидирования соответственно является таким, который вызывает или создает угрозу причинения материального ущерба отечественной промышленности или может существенно тормозить развитие отечественной промисловости.
По мотивам и сроками применения демпинг делится на спорадический, хищнический и постийний.
Спорадический демпинг - реализация товара на зарубежном рынке по ценам, ниже внутренние или издержки производства, в течение очень короткого промежутка времени. Такой демпинг, как правило, не может причинить существенный вред или ее очень трудно доказать. Однако он выгоден потребителям, которые имеют возможность покупать товары по достаточно низким ценам, хотя и ограниченный период часу.
Хищнический демпинг - реализация товаров на зарубежных рынках по ценам, ниже расходы, с целью вытеснения с рынка национальных производителей. Таким образом иностранные фирмы пытаются завоевать рынок конкретного товара и, заняв приоритетные позиции на нем, поднять в будущем цены. Поскольку хищнический демпинг является, как правило, самостоятельным, а реализация стратегии захвата зарубежного рынка посредством низких цен требует больших средств, то он не может продолжать ся в течение длительного периоду.
Постоянный (стоек) демпинг - реализация товаров по ценам ниже внутренних или издержки производства в течение длительного периода. Этот вид демпинга может достаточно серьезно поразить определенную отрасль, поэтому производители этой отрасли активно требовать защиты от иностранной конкуренции.
При рассмотрении вопроса об антидемпинговых мерах следует дифференцировать понятия антидемпинговой процедуры и антидемпингового расследования. Разница между ними заключается в том, что антидемпинговая процедура предшествует антидемпинговом расследованию и начальный этап, на котором принимается решение о достаточности имеющихся данных для открытия антидемпингового расследования. Таким образом, антидемпинговая процедура - это рассмотрение соответствующих документов заявителя относительно достаточности этих документов для возбуждения и проведении антидемпингового розслидування.
Согласно ст. 5 Соглашения о применении статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. для возбуждения процедуры необходимо письменное заявление, должна включать доказательства: демпинга, ущерба по ст. VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г.; причинной связи между демпинговым импортом и предполагаемым или фактическим ущербом. Простое утверждение, не подкрепленное соответствующими доказательствами, не может считаться достаточным для рассмотрения его как заявления. Кроме того, заявление должно содержать следующую информацию:
- О личности заявителя и описание объема и стоимости отечественного производства аналогичного товара заявителем. Если заявление делает ся от имени отечественной отрасли, в заявлении конкретизируется отрасль, от имени которой оно подается, путем перечня всех известных отечественных производителей аналогичного товара (или ассоциаций известных отечественных производителей аналогичного товара) и, по возможности, описание объема и стоимости отечественного производства аналогичного товара, приходящегося на долю таких производителей;
- Полное описание товара, демпинга, название соответствующей страны или стран происхождения или экспорта, личность каждого известного экспортера или иностранного производителя и перечень известных лиц, импортирующих данный товар;
- Информацию по ценам, по которым данный товар продается, когда он для потребления на внутренних рынках стран происхождения или экспорта и информацию о экспортные цены или, если это уместно, о ценах, по которым товар перепродается независимому покупателю на территории импортера;
- Информацию о динамике объемов товара демпинга, влиянии этого импорта на цены аналогичного товара на внутреннем рынке и влиянии импорта на отечественного виробництва.
Если в результате антидемпинговой процедуры установлено, что факт демпингования, субсидирования и массового экспорта действительно имеет место, соответствующими органами нарушается антидемпинговое расследование. При отсутствии достаточных доказательств демпинга и ущерба для оправдания продления дела заявление видхиляеться.
Вызванное антидемпинговых процедур расследования имеет три основных этапа:
- Возбуждения антидемпингового расследования;
- Проведение антидемпингового расследования (устанавливается факт наличия демпинга, делается предварительное определение размеров ущерба и причинно-следственной связи между ней и демпингом, принимается решение о применении антидемпинговых мер, окончательно выявляется наличие демпинга и ущерба, принимается окончательное решение)
- Завершение антидемпингового расследования (из-за применения или неприменения окончательных антидемпинговых мер на основании данных расследования).
Принятие антидемпинговых мер, последовательность антидемпинговых процедур и механизмы антидемпинговых расследований регулируются национальными законодательствами. Основные из них должны соответствовать ст. VI Генерального соглашения по тарифам и торговле, принятой в 1947 г., Международном антидемпинговом кодекса, принятом в 1967 г. на Женевской конференции ГАТТ, и Соглашении о применении ст. VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года
Экономические методы регулирования внешней торгивли.
Эта группа методов регулирования внешней торговли меньшей степени, чем административные, регламентируется международными нормативно-правовыми актами, а по сути является торгово-политическими мерами создания благоприятных условий для экспансии национальных товаропроизводителей на внешних рынках и расширения географии и объемов экспорта. Спектр возможных мероприятий здесь чрезвычайно широк, а потому государства адекватно используют свободу в создании системы методов экономического воздействия на внешнюю торговлю. Особое внимание, уделяемое правительствами вопросам поощрения экспорта, объясняется комплексом причин, которые обусловлены не только потребностями внутреннего развития национальных экономик, но и глобализацией мировой экономики. Ведь при дальнейшем углублении глобализации экономики такие процессы и явления, как структурные сдвиги в мировой торговле, ускорения научно-технического прогресса, динамизация конкурентной среды, все сложнее игнорувати.
К экономическим методам регулирования международной торговли относятся: внутренние финансовые и денежно-кредитные меры, валютно-кредитное регулирование и организационно-техническое содействие развитию экспортного производства и експортування.
Внутренние финансовые и денежно-кредитные заходи.
Экспортные субсидии-это финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными структурами фирмам-экспортерам на производство и вывоз определенных товаров за границу. Целью их предоставления является покрытие части расходов национальных производителей для повышения их конкурентоспособности на мировых ринках.
Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах определяет, что субсидия является:
- Финансовое содействие, оказываемое на территории члена COT правительством или любым государственным органом, т.е. когда: правительство практикует прямой перевод денежных средств (например, дотаций, займов или инвестиций), потенциальную прямую передачу денежных средств или обязательств (например, гарантий по ссудам)
- Правительство отказывается от взимания принадлежащих ему или не взимает (например, такие. Налоговые льготы, как налоговые кредиты)
- Правительство предоставляет товары и услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары; правительство осуществляет платежи в механизм финансирования или поручает, либо предписывает частной учреждению осуществлять одну или несколько функций, которые в обычных условиях на правительство, причем на такой учреждением фактически не отличается от практики, в основном реализовывал правительств;
- Поддержка доходов и цен в любой форме (в понимании ст. XVI ГАТТ 1994 p.), А также выгода, предоставляемая таким чином.
Согласно этой же Соглашением запрещенной является адресная субсидия, т.е. предоставление которой ограничено определенными предприятиями, расположенными в определенном географическом регионе, находящемся под юрисдикцией органа, предоставляющего ее. Такие субсидии дают право другим странам принимать меры правового захисту.
Вместе с тем Соглашением определены субсидии, не дающие основания для принятия контрмер. Такими, по ст. 8 настоящего Соглашения считаются:
- Помощь научно-исследовательской деятельности, которую ведут фирмы или высшие учебные заведения или научно-исследовательские учреждения на договор ней основе с фирмами (при условии, конкретизированных в Соглашении)

4.2. Национальный уровень регулирования международной торговли. 4.3. Международные организации по регулированию международной торговли и содействие ее развитию.