1.1. Информационные ресурсы в управленческой деятельности

1.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДИЯЛЬНОСТИ
В условиях централизованного планирования экономики большая часть деловой и коммерческой информации производителям не требовалась. Она поступала в виде директивных планов, заказов, прикрепления к потребителей и поставщиков. Деловая и коммерческая информация просто не существовала в самостоятельной форме, она имела полузакрытый характер и не была доступна на коммерческой основе ни в стране, ни за кордоном.
После разрушения административной системы предприятия столкнулись с острой нехваткой практически любой информации делового характера, необходимой для работы в условиях рынка. И если о ситуации на внутреннем рынке можно было узнать из коммерческих изданий, телепередач, рекламы и т.п., то информация о положении на мировом рынке поступала от западных фирм, заинтересованных в настоящее время не столько в установлении равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, сколько в том, чтобы воспользоваться нашим тяжелым становищем.
Вместе с тем понятно, что рыночная экономика не может совершенствоваться без внешнеэкономических связей, но для участия в мировом хозяйстве наши предприятия и организации должны выйти на мировой уровень деловой культуры, стать равноправными партнерами, усвоить все те знания, которые нужны для развития суспильства.
На современном этапе развития общества необходимо понять, что информация - это товар, который имеет высокую цену, если он именно тот, который нужен пользователю и поступает вовремя. Действительно, кто из предпринимателей не хотел бы знать самую низкую цену, по которой предлагается конкретный товар и кем именно, или наивысшую цену и покупателя, который хотел бы приобрести его товар. Наверное, нет нужды доказывать, что без исчерпывающей информации о партнере не стоит подписывать ни одного контракта. Однако, получая информацию от информационной службы, пользователь, как правило, платит не только за информацию, но и за информационные услуги, то есть за услуги по ее предоставления конкретном споживачеви.
Простой анализ цикла принятия делового решения (табл.1.1) свидетельствует, что на каждом из его этапов предпринимателю нужна разнообразная информация. С другой стороны, требования к этой информации постоянно растут и системы и средства обеспечения ее сбора, обработки и доступа объективно возникают важнейшими компонентами рыночной инфраструктуры, значение которой постоянно зростае.
Большой и постоянно растущий универсум электронной информации практически по всем сферам человеческой деятельности, доступной с использованием простой, рассчитанной на неспециалистов компьютерной технологии, согласно которой можно подключить персональную ЭВМ через модем и телефонную линию, широко используется деловыми людьми в практической работе и, сути, превращается в неотъемлемую часть современного бизнесу.
Рост спроса на коммерческую информацию и соответствующие информационные услуги закономерно обусловило появление организаций, основной деятельностью которых стало именно удовлетворения этого спроса. Еще с конца 1989 г. начали появляться первые негосударственные службы - информационные службы деловой и коммерческой информации, которые быстро сумели сформировать этот сектор рынка. Начав с ведения картотек и выпуска печатных периодических (например, «Коммерсант *», «Деловой мир») и справочно-информационных (например, «РАУ-Пресс», «Информсистема-Резерв», «Laries») изданий, они быстро перешли к формирование баз данных. Начали работать независимые информационные агентства, которые специализировались на деловой и коммерческой информации, например «Агентство экономических новостей», «Коминфо», «ПАЛИнформ», «Рейтинг».
В 1989-1991 гг начали развиваться общедоступные транспортные телекоммуникационные сети («РЕЛКОМ», «СПРИНТ», «ИАСНЕТ», «Роспак», «Гласнет» и др..). С 1991 г. для коммерческого использования было открыто ведомственные сети и каналы связи, такие как «ИСТОК», «КОНТУР», «ИСКРА», «СИРЕНА», «Заслон» и ин.
На базе отраслевых сетей образуются системы обмена коммерческой информацией, например «Рико», сеть «ДЕПАРТАМЕНТА морских ТРАНСПОРТА», «Минсвязи» («МГТС», «Центральный телеграф»). Большие биржи и Торговые дома также создали свои информационные сети, например «РТСБ», «Мэб», «РКБМ», «МЦФБ», «БУВР», в которых наряду с биржевой информацией стала распространяться оперативная информация о спросе и предложении на товары и ценные папери.
В это же время начали формироваться информационно-коммерческие системы (ИКС) обмена и обслуживание деловой информацией. Среди ИКС можно назвать «АДС МИР», службу «Деловой Мир», «СИТЕК», «ИСТОК», «Ремарт». Информацию от этих сетей вначале можно было получать через сеть электронной почты путем подписки. Особенно известными здесь стали «РЕЛКОМ» и «ДЕМОС».
С 1993 г. как сети электронной почты, так и сети, реализующие режим ОН-ЛАЙН (например, «СПРИНТ» и «ИАСНЕТ»), начали активный поиск новых источников информации для включения ее в состав баз данных своих хост-центров (центров обработки баз данных) и расширение спектра информационных послуг.
Со временем пользователи осознали большие неудобства при использовании оперативного доступа к информации сетей электронной почты, а затем быстрыми темпами стали развиваться сети передачи данных, работающих в протоколе Х.25 и позволяют доступ к информации в режиме «он-лайн» - режиме реального времени.
1. МИРОВОЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИИ 1.2. Основные характеристики рынка электронной информации