1.2. Основные характеристики рынка электронной информации
Информационный потенциал можно определить как способность решать текущие и перспективные задачи информационного обслуживания общественного производства на уровне оптимальных возможностей, определенных достигнутым в данный период средним мировым уровнем развития информационной технологии.Появление понятия информационной индустрии связана с распространением концепции постиндустриального общества, из которой следует, что основные ресурсы развитых стран сегодня вовлечены в информационного сектора экономики, информационные услуги и информация становятся одним из важнейших продуктов общественного производства, а современная экономика становится информационной экономикой. Процесс фундаментальных преобразований производительных сил общества, обусловлен увеличением использования в общественном производстве знаний и ускоренным обновлением информационной технологии, начался достаточно давно и еще в конце 70-х годов получил название «информационная революция».
При определении в общественном производстве информационной индустрии выходят, как правило, из числа занятых, которые прямо или косвенно участвуют в производстве и распространении информации. Доля трудовых ресурсов в информационном секторе в последние годы достигло в мире 20-30%, в развитых странах - 50, а в некоторых из них, например в США, - 55 и даже 60% [13, с. 11].
Формирование индустрии информации, преобразования экономики в информационную экономику связывается с чрезвычайно быстрым развитием информационной техники и технологии, ростом соответствующих отраслей промышленности, производящих вычислительную технику (включая программное обеспечение), средства коммуникации, оперативного копирования, то есть средства обработки информации.
В рамках информационно-коммуникационного комплекса специалисты ЮНЕСКО выделяют три основных сектори.
1. Информация, то есть деятельность по подготовке информации. Мировой оборот в этом секторе во второй половине 80-х годов составлял 315 млрд. дол. в год [13, с. 12].
Зависимости от типа информации и средств ее распространения этот сектор может быть разделен на:
- Прессу, издательскую деятельность, аудиозапись;
- Телевидение, радиовещание и кино.
2. Информационные услуги, то есть деятельность по обработке и распространению информации. Мировой оборот в этом секторе оценивался во второй половине 80-х годов в 390 млрд. дол. [13, с. 12].
Этот сектор традиционно разделяют на:
- Обработку информации, включая полиграфию;
- Диалоговые информационные услуги;
- Обработку данных
- Программное обеспечение;
- Почтовые услуги;
- Телекоммуникационные послуги.
3. Средства обработки информации, то есть деятельность по производству оборудования, необходимого для подготовки и распространения информации и предоставления информационных услуг. Оборот в этой сфере в мире во второй половине 80-х годов оценивался в 400 млрд. дол., А по другим данным - даже в 600 млрд. дол. [13, с. 13].
Эту сферу можно разделить на:
- Производство оборудования для обработки данных и конторского оборудования (к которому в развитых странах традиционно относят ПЭВМ)
- Производство телекоммуникационного оборудования;
- Производство электронных предметов потребления длительного использования;
- Производство электронных средств измерения испытаний и контроля, навигационного оборудования, медицинской електроники.
Формирование устойчивого и относительно обособленного мирового рынка и национальных рынков информационных услуг началось с середины 50-х годов. К середине 60-х годов основными поставщиками на этом рынке были службы новостей и агентства прессы, информационные службы банков, работавших на коммерческой основе, а также информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений и учебных заведений, которые работают преимущественно на коммерческой основи.
С начала 60-х годов вместе с рынком информационных услуг начал формироваться и рынок услуг электронной обработки и передачи даних.
С середины 60-х до середины 70-х годов в результате широкого внедрения в информационную деятельность вычислительной техники важнейшим видом информационных услуг на рынке стали базы данных, которые изначально вмещали библиографическую, реферативный, фактографическую и поддержку научно-технической информации, а дальше торгово-экономическое , статистическую и профессиональную текстовую и цифровую информацию и дани.
Сначала базы данных использовались как промежуточный продукт при подготовке печатных изданий, а после внедрения их записи на магнитные ленты получили самостоятельное значение информационных послуг.
Среди поставщиков информационных услуг выделились фирмы: а) центры - генераторы баз данных (ЦГБД), б) центры обработки баз данных (ЦОБД).
Начиная с середины 70-х годов с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. После непродолжительного периода узкой специализации на основе ЦОБД возникли информационные службы с наибольшей централизацией, концентрацией и интеграцией информационной деятельности и вовлечением в них ресурсов, в которых сочетаются не только использование баз данных, но и работа по их созданию и предоставлению першоджерел.
Осознание полезности и ценности, рост потребности в информационных услугах способствовали появлению на рынке информационных посредников, под которыми понимают организации или отдельных лиц, которые стали профессионально заниматься платным информационным обслуживанием внешних клиентов на коммерческой основе с использованием услуг специализированных информационных служб. Основная их специализация - диалоговый поиск информации в удаленных базах даних.
Вторая половина 80-х годов характеризовалась появлением на рынке новых информационных услуг и организаций - баз данных на компактных оптических дисках, служб телетекста, телекоммуникационных сетей, объединяющих владельцев персональных ЭВМ, многовходовых шлюзовых служб доступа к ЦОБД, которые вместе обеспечивают доступ к тысячам баз даних.
Итак, на информационном рынке основными поставщиками информационных услуг сегодня выступают:
- Центры - генераторы баз данных (ЦГБД), которые специализируются на подготовке баз данных на основе обработки источников информации
- Центры обработки баз данных (ЦОБД), специализирующихся на предоставлении услуг диалогового доступа к базам данных
- Службы электронных коммуникаций, которые специализируются на предоставлении услуг передачи данных и электронной почты и шлюзовые службы, обеспечивающие доступ одновременно к базам данных нескольких ЦОБД;
- Информационные брокеры, обеспечивающих информационное обслуживание конечных пользователей с использованием услуг ЦОБД и других информационных служб;
- Службы электронных сделок, специализирующихся на предоставлении услуг по выполнению хозяйственных операций через сети передачи данных.
1.1. Информационные ресурсы в управленческой деятельности | 1.3. Информационный рынок предпринимателей |