1.3. Информационный рынок предпринимателей

Достаточно большой и постоянно растущий объем электронной информации, доступной с использованием простой компьютерной технологии, что позволяет подключить ПЭВМ через модем и телефонную линию, широко используется деловым миром в практической работе и по сути превратился в неотъемлемую часть рыночной инфраструктури.
На предпринимателей ориентируется в своей работе подавляющая часть ЦГБД и ЦОБД. Почти каждый ЦОБД предлагает бизнесменам упрощенную и наиболее доступную для не специалиста в области создания информационных и программных продуктов систему команд, в которых использовано специальное программное обеспечение и режим меню. Средняя цена услуг - 20-300 долл. за час подключения к базе данных в рабочее время, и значительно дешевле - в неробочий.
Специалисты выделяют два основных вида информации, которая используется в деловой и коммерческой деятельности, - информацию в виде данных, отражающих экономическую реальность согласно указанному схеме такого отображения, и научную информацию, которая распространяется в обществе в виде знань.
Для предпринимателей и бизнесменов на информационном рынке полезными оказываются все виды информационных услуг - услуги типа электронных сделок и электронной коммуникации, а также много других специальных услуг. Примером таких услуг могут быть услуги службы «Corporate Agents, Inc (CAI)» в создании и регистрации корпораций в диалоговом режиме в течение 48 часов. Эти услуги предоставляются с 1991 г., а их стоимость составляет 99 долл. плюс государственная пошлина, которая существует в каждом из 50 штатов США. Например, в штате Денвер, регистрация корпорации в диалоговом режиме выполняется за 10 мин и стоит 115 дол.
Большое количество разнообразных запросов предпринимателей можно объединить в следующие группы:
- Сведения о компании;
- Сведения о продуктах;
- Сведения о товарные рынки;
- Сведения о рынках ценных бумаг
- Поиск инвестиционной стратегии.
Наиболее распространенными являются комбинированные запросы, например, относительно рыночной доли компании или продукта:
- Для менеджера по маркетингу - это сведения о конъюнктуре и конкуренцию, которые отражают долю компании или продукта в общем объеме производства;
- Для торгового агента - это профиль пользователей, по которому можно оценить объемы продаж по географическим регионам;
- Для менеджера, занятого стратегическим планированием, - это основные планы долгосрочного развития компании;
- Для бизнесмена - это оценка конкурентоспособности его производства или барьеров, которые ему необходимо преодолеть, чтобы начать бизнес на данном секторе ринку.
Одной из стандартных областей использования электронной деловой и коммерческой информации выступают исследования рынка, которые требуют больших усилий для обработки даних.
В последние годы среди бизнесменов все большую популярность приобретают электронные сделки, а также электронное общение - формирование сети диалоговых друзив.
Среди преимуществ, которые имеют бизнесмены благодаря использованию информационных услуг в режиме диалога, можно выделить:
- Доступность и дешевизну текущей конъюнктурной информации (точная и своевременная) о месте фирмы и продукта на рынке относительно остальных отраслей промышленности
- Простоту и эффективность маркетинговых исследований, подготовку списков рассылки рекламы, демографические данные, позволяющие оценить и разработать модель рынка, отыскать необходимую информацию и ее поставщиков;
- Повышение эффективности продаж, обусловленной недорогим и надежным связью между отделениями и штаб-квартирой фирмы в реальном масштабе времени. Последнее позволяет более оперативно выполнять заказы и улучшить отношения с потребителями;
- Значительно меньшие накладные расходы при решении специальных вопросов, требующих привлечения экспертов;
- Налоговые преимущества, обусловленные тем, что расходы на информационное обслуживание включают в себестоимость и отчисляют из прибутку.
Для украинского предпринимателя зарубежная деловая и коммерческая информация должна осветить возможности выхода на мировой ринок.
При переходе к устойчивым и интенсивных деловых контактов с другой страной предпринимателям есть смысл решить вопрос о формировании собственных фондов деловой и коммерческой информации, а также об организации доступа к зарубежным базам даних.
В собственных информационных фондах должна постоянно накапливаться такая информация о других странах:
- Общего краеведческого характера (сектор новостей)
- Правовая о мерах, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность (сектор специальной информации)
- Коммерческая о возможных партнеров (сектор коммерческой информации)
- Статистическая (сектор экономической статистической информации);
- Цены (сектор биржевой и финансовой информации).
Изучение зарубежного опыта предоставления информационных услуг свидетельствует, что такая информация существует и доступна не только в электронной, но и в печатной формах.
Среди зарубежных баз данных, которые созданы и постоянно совершенствуются и поддерживаются в активном состоянии, целесообразно выделить следующие:
1. Базы данных биржевой информации могут одновременно охватывать данные, поступающие из товарных и фондовых бирж и содержат информацию о котировках товаров и ценных бумаг, или специализироваться на ценных бумагах или товарном рынке. В некоторых базах данных биржевая информация подается только в реальном масштабе времени и обновляется непрерывно в течение дня. Некоторые базы данных содержат одновременно текущую и ретроспективную информацию (за 3-5 дней). Иногда базы данных биржевой информации содержат только ретроспективную информацию в виде рядов динамики, начиная с предыдущего года. Однако некоторые базы данных биржевой информации могут содержать и дополнительную справочную и полнотекстовую аналитическую и прогнозную информацию, а также рекомендации для инвесторив.
2. Базы данных финансовой информации содержат прежде информацию об обменных курсах валют и рынок временно свободных коштив.
3. Базы данных экономической статистической информации подразделяются на базы данных глобальной и региональной статистики и базы данных национальной статистики. Все базы данных могут содержать показатели о развитии хозяйства в целом и отдельных отраслей. Кроме того, различают базы данных исторической и прогнозной информации.
Целый ряд баз данных глобальной и региональной статистики посвящена внешней торговле и другим формам внешнеэкономических связей.
4. Базы данных коммерческой информации используются предпринимателями и менеджерами при планировании деятельности и принятии стратегических и хозяйственных решений (например, при выборе поставщиков и размещении заказов, при выходе на рынок с новым товаром или поиска людей при слиянии или приобретении компаний, при разработке экономической стратегии и тактики поведения на рынке и маркетинга на основании анализа рынка и т.п.). Информация о предприятиях также важна для принятия решений об инвестировании и для минимизации риска, а также при принятии решений о внешнеторговых сделок, что особенно актуально для отечественных предприятий, учитывая перспективу вхождения экономики Украины в мировой рынок как его неотъемлемой частини.
5. Базы данных по предприятиям охватывают промышленные предприятия и предприятия других отраслей общественного производства. Базы данных по предприятиям могут содержать информацию о узкоспециализированные предприятия всего мира, о предприятиях определенного вида (например, промышленные), о экономические группировки стран (например, ЕЭС) или о регионы - Европа, Азия. Полнота сведений о предприятиях может быть разной. Минимальный набор сведений таков: наименование, адрес, сведения о должностных лицах и контактные телефоны и характеристику сферы или отрасли деятельности и / или продукции в форме индексов какой-либо рубрикацийнои системы и прежде SIC (стандартная промышленная классификация).
6. Базы данных по продукции - ее свойства и цены - не характерны для мирового информационного рынка. Объясняется это тем, что в условиях рынка производители всегда считают своим личным (и одним из важнейших) задачей максимально широкое информирование всех потенциальных потребителей о своей продукции. При этом они используют различные рекламные и маркетинговые каналы - теле-и радиорекламу, рекламу в периодических изданиях, выпускают рекламную литературу, участвуют в ярмарках, выставках, конференциях, семинарах. Поэтому электронная информация о продукции основном являются надмирною.
Одновременно с отдельных видов продукции, для которых свойственны очень широкая номенклатура, специфичность и значительная динамика постоянных изменений, соответствующие базы данных создаются и поддерживаются в активном состоянии.
1.2. Основные характеристики рынка электронной информации 2. ИНФОРМАЦИОННО -ПРАВОВАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА