9.3. Требования к проектированию и внедрению информационных систем МНК
На протяжении многих лет в компаниях США данные, касающиеся операций как на внутреннем, так и на внешнем рынке, отражались в рамках одной учетной информационной системы. Причин тому было несколько. Во-первых, экспорт уже готовой учетной информационной системы для ее использования в зарубежной филиала корпорации гораздо дешевле, чем проектирование новой системы. Во-вторых, исходя из целей контроля, бухгалтерии штаб-квартиры МНК отчеты внутренних и зарубежных компаний удобнее получать за одинаковыми формами. В-третьих, высшее руководство МНК, как правило, знакомый с принципами строения внутренней учетной системы, поэтому ее использованию за рубежом отдается перевага.Время, применение однообразной системы для контроля деятельности заграничных дочерних компаний нередко оказывается неэффективным. Дело в том, что учетная система должна проектироваться и функционировать под воздействием целого ряда внешних факторов (политических, экономических, социальных, культурных и правовых), которые имеют национальные особенности. Простой экспорт учетной системы не позволяет учесть эти факторы в полном объеме и часто приводит к негативным наслидкив.
Четыре основные функции финансового контроля - измерение, коммуникация, оценка и мотивация - должны учитывать особенности окружающей социально-экономической среды любой страны. На рис. 9.3 показано взаимодействие функций финансового контроля и факторов внешней среды. Эти же функции присущи также другим системам контроля, которые применяются в МНК, в том числе системам контроля производства и маркетингу.
Пример: МНК со штаб-квартирой в США имеет несколько зарубежных дочерних компаний. Все ее подразделения в США действуют как автономные производственные единицы, целью функционирования которых является максимизация чистой прибыли в долларах США. Ее зарубежные компании не имеют полную автономию в принятии управленческих решений. Их основная задача - поставка американским подразделениям полуфабрикатов. Для эффективного планирования и контроля своих зарубежных операций штаб-квартире МНК постоянно необходима информация о валютных курсах, требования к экспорту и импорту изделий, налоговую политику в разных странах. Эта информация не является обязательной для работы на внутреннем рынке, т.е. при взаимодействии с подразделениями, которые функционируют в США.
Для оценки деятельности зарубежных филиалов такой МНК нужны другие критерии, поскольку максимизация чистой прибыли в долларах США не является их целью. Зарубежные подразделения должны оцениваться прежде всего как надежные и эффективные поставщики. Для того чтобы сделать такую оценку, штаб-квартире корпорации нужна принципиально иная информация о своих зарубежные компании, чем о подразделениях, функционирующих в США.
Еще раз напомним, что главной целью учетной информационной системы является предоставление информации, необходимой для планирования, контроля и оценки деятельности фирмы. Мультинациональные корпорации могут иметь различную организационную структуру управления, состав и способ взаимодействия производственных подразделений. Информация, необходимая для такого производственного подразделения, определяется целевой функцией. Поэтому разработчик учетной информационной системы для конкретной МНК должен четко представлять себе характер ее деятельности, особенности ее организационной структуры, степень централизации (децентрализации), уровень полномочий руководителей различного ранга, информационные потребности каждого из них для принятия взвешенных управленческих ришень.
Размер фирмы, масштабы ее хозяйственной деятельности - это еще один из факторов, определяющих потребности в информации. Для управления большой компанией, которая имеет сложную организационную структуру, необходима более разнообразная информация, чем для небольшой по объему и сфере деятельности фирми.
Масштаб деятельности компании напрямую связан с числом уровней, на которых принимаются управленческие решения. Зависимости от принятой в компании или организации и философии управления каждому уровню свойственна своя мера ответственности и компетентности при решении управленческих вопросов. Поэтому информационная система должна обеспечивать все уровни управления информацией, отличается степенью детализации, периодичностью предоставления, ориентированность на те или иные аспекты дияльности.
Например, крупные МНК нередко более централизованные - в этом случае высшее руководство в штаб-квартире МНК предпочитает более жесткому контролю действий аппарата управления подразделений фирмы. Наоборот, небольшие компании могут предоставлять большую свободу действий своим зарубежным филиалам, следовательно, информация, необходимая для принятия управленческого решения, аккумулируется на более низком ривни.
Размер и организационная структура компании могут влиять на технологию прохождения информации от зарубежной дочерней компании в штаб-квартиру МНК. Например, если в большой МНК создано самостоятельное подразделение с зарубежных операций, то информация от компаний, которые функционируют в Европе, сначала предоставляется руководству европейского отделения, а затем руководству пидроздилу.
Итак, каждый из указанных факторов должен быть учтен при разработке информационной системы, которая гарантировала бы в будущем качественное информационное обеспечение стратегического планирования, контроля и анализа деятельности МНК.
Развитие информационных систем связано с совершенствованием их математического и технического обеспечения. Такие методы, как статистический анализ, линейное программирование, регрессивный анализ значительно повышают эффективность использования информации.
Когда корпорация осуществляет свою деятельность в различных регионах мира, территориальная удаленность источников информации, как правило, влияет на ее своевременность, качество и достоверность. Поэтому применение компьютеров и электронных коммуникаций позволяет иметь более качественную информационную систему, которая обеспечит функционирование систем принятия решений значительно высшего уровня.
9.2. Организационное строение корпорации | 10. Международная компьютерная сеть INTERNET |